Автор: Абдиева Мария Игоревна

методист МАОУ «Прииртышская СОШ»

«Цифровая среда образовательного учреждения: формирование ключевых компетенций »

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Прииртышская средняя общеобразовательная школа»

Опытно-экспериментальный проект: «Цифровая среда образовательного учреждения: формирование ключевых компетенций»

Автор проекта: Душина Мария Игоревна,

                                                                                                                                        методист МАОУ «Прииртышская СОШ»

Цифровая среда образовательного учреждения: формирование ключевых компетенций участников образовательного пространства

Ключевые слова: цифровая среда, цифровая образовательная среда, цифровой ресурс, цифровые инструменты.

  На сегодняшний день современной школьной среде необходимо стать многокомпонентной, динамично преобразующейся, трансформирующейся, отвечающей на запросы всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. С 2019 года МАОУ «Прииртышская СОШ» является инновационной площадкой по реализации федерального национального проекта «Цифровая образовательная среда». 

Под цифровой образовательной средой (ЦОС) понимается открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [Михаил Кушнир, https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a].

Поэтому педагогический состав нашей школы разработал опытно-экспериментальный проект формирования цифровой образовательной среды МАОУ «Прииртышская СОШ» как инновационной площадки по формированию ключевых компетенций 21 века, в ходе реализации которого в школе будет создана информационно-образовательная среда –  портал “Цифровое образование” на базе школьного сайта, включающий в себя банк образовательных и методических материалов, необходимую нормативно-локальную документацию; планируется активизировать около 80% учащихся и педагогов — участников сети, будет обучено около 80% педагогов-пользователей, включены в реализацию программы более 60-70% родителей.

На период сентября 2020 года внутреннее и внешнее информационно-техническое пространство школы составляет следующие цифровые системы: 

  • электронные президентские библиотеки 
  • единая локальная сеть
  • автоматизированные рабочие места
  • мобильные классы
  • лаборатории по робототехнике
  • кабинеты информатики
  • цифровые классы (с планшетным оборудованием)
  • интерактивные панели
  • цифровые научные лаборатории (науколабы).

Внешнее информационное пространство: 

  • социальные партнеры: дистанционные курсы, цифровые образовательные ресурсы; центры по повышению квалификации
  • органы управления: департамент образования и науки Тюменской области, отдел образования Тобольского муниципального района, ИМЦ
  • школьный сайт
  • открытая вебинарная площадка
  • облачные технологии

Проектная творческая группа, состоящая из административного аппарата и педагогов МАОУ «Прииртышская СОШ», провела SWOT-анализ возможностей проведения опытно-экспериментального проекта по формированию цифровой образовательной среды: 

Хорошие, внешние ВОЗМОЖНОСТИ

Просматривается линия тренда на уровне Правительства РФ относительно цифровизации образовательной среды и экономики страны в целом.  

Успехи по работе с проектами — региональный грант по реализации инновационной программы (3 место). 

Родители в 60% — идейные партнеры школы. 

В районе действует сетевое взаимодействие между образовательными организациями. 

Существуют исторически сложившиеся программы взаимодействия с организациями-партнерами

Хорошие, внутренние СИЛЫ

В организации создана цифровая инфраструктура, которая обеспечивается материально-технически;

 Многие педагоги мотивированы на повышение компетентности и присвоение новых — цифровых компетенций;

Методическая деятельность школы, направленная на реализацию федерального проекта;

Обучающиеся активны в части разработки и реализации проектов по расширению образовательной среды цифровыми компонентами, освоения технологий, реализуемых при помощи цифровых ресурсов. Высокий уровень креативности у администрации и педагогов

Плохие, внешние УГРОЗЫ

Есть в регионе организации, значительно опередившие идеи предлагаемого проекта. 

Политика импортозамещения требует поиска технологий с учетом ресурсов внутреннего рынка. 

Коллеги школ района, региона не откликнуться на предложение о создании единого пространства цифровой коммуникации. 

Плохие, внутренние СЛАБОСТИ

Слабая готовность коллектива к вариативному многозадачному проекту (нужна предварительная концептуальная подготовка). 

Недостаточное осознание педагогов организации в необходимости освобождения временных ресурсов на новые разработки.

 Нет отстраненной должности системного администратора для реализации проекта.

Оценив свои возможности, а также интерес школьников, учителей и родителей к освоению цифровых технологий, творческая группа обратила внимание на ряд проблемных вопросов в части интеграции и трансформации педагогической деятельности:

  • что из цифровых ресурсов будет современным, перспективным и эффективным для образовательного процесса в ближайшие 2-3 года?
  • какие из приобретаемых цифровых средств (оборудование, программы, инструменты, системы, сервисы, пр.) качественно и количественно необходимы в информационной среде конкретного образовательного учреждения?
  • при помощи каких цифровых инструментов учебной деятельности обучающимися различных возрастных групп достигаются индивидуальные, цифровые, социальные компетенции и образовательные результаты? 

Актуальность опытно-экспериментального проекта обусловлена следующими нормативными документами:

Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012: ст. 16 о необходимости “создания в школе условий для реализации образовательных программ с применением электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя современные цифровые ресурсы и образовательные технологии по их применения”, посредством разработки и внедрения в школе единой LMS системы с функциями сбора и обработки больших данных по учету образовательных достижений, проведения онлайн мониторингов школы, отслеживания здоровья учащихся и пр. 

Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 “ФГОС начального общего образования; Приказ Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 “ФГОС основного общего образования”; Приказ Минобрнауки России № 413 от 17.05.2012 “ФГОС среднего (полного) общего образования”: 2 “расширение возможностей реализации образовательного процесса с учетом индивидуализации в части организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, а также организации групповой учебной деятельности”. 

Постановление Правительства РФ № 1642 от 26 декабря 2017 года “Об утверждении Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы”.

 Постановление Правительства РФ № 313 от 15.04.2014 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)».

 Постановление Правительства РФ № 497 от 23 мая 2015 года “Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы”. 

Актуальные вопросы и предложения по формированию цифровой образовательной среды, а также анализ полученного опыта образовательных организаций за последние годы позволил выявить ряд противоречий между:

  • необходимостью повышения у субъектов-участников образовательного процесса ключевых компетенций в области цифровых технологий;
  • стихийными попытками построения образовательного процесса, интегрированного с новыми образовательными технологиями и цифровыми ресурсами;
  •  потребностью динамичной обработки информации, циркулирующей внутри образовательной организации, в т.ч. между ее структурными подразделениями, участниками образовательного процесса и отсутствием созданного в школе алгоритма индивидуализации обучения в цифровой образовательной среде, обеспечивающей доступность образования. 

Ответы на поставленные вопросы, как и разрешение противоречий, необходимы в современной системе образования. Так, для обеспечения качественного образовательного процесса важна интеграция и трансформация современной образовательного процесса, гибко меняющегося под внешними факторами, в свою очередь, современная цифровая образовательная среда должна быть наполнена обоснованными для ожидания образовательных результатов цифровыми инструментами, системами, др. ресурсами.

 Таким образом, в связи с вышесказанным, проектный центр МАОУ «Прииртышская СОШ» считает, что останавливаться только на этапе комплектования цифровой среды в образовательном учреждении стало нецелесообразным. Поэтому педагогический коллектив нашей образовательной организации готов к реализации более глубокого исследования об адресной включенности всех участников образовательного процесса в опытно-экспериментальный проект, результативности и эффективности цифровых ресурсов в образовательном процессе, об обоснованном формировании выводов относительно комплектования школьной инфраструктуры, о выявлении алгоритма построения индивидуализации обучения, исходя из ключевого принципа — доступность образования. 

Деятельность школы в статусе региональной экспериментальной площадки станет логичным продолжением инновационной деятельности по направлению создания и развития цифровой образовательной среды МАОУ «Прииртышская СОШ» и дальнейшему распространению опыта. 

Цель проекта: опытно-экспериментальным путем обосновать правильность создания образовательного портала «Цифровое образование» на базе школьного сайта как эффективного и доступного средства сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи проекта:

  • выявить цифровые компетенции участников образовательного процесса и разработать критерии оценки современного цифрового пространства образовательного учреждения; 
  • среди перечня цифровых инструментов определить комплекты, удовлетворяющие принцип доступности образования и формирования алгоритма перехода к индивидуализации обучения;
  • создать центр цифровой коммуникации —  портал «Цифровое образование» на базе школьного сайта, обеспечивающий активное сетевое взаимодействие между всеми участниками образовательного пространства как инновационной площадки формирования ключевых компетенций.

Новизна проекта состоит в поиске:

  • цифровых компетенций всех участников образовательного процесса, способствующих развитию их IT-грамотности; 
  •  критериев оценки современного цифрового образовательного пространства образовательного учреждения; 
  •  корреляций в системах “цифровой образовательный ресурс — индивидуальная, цифровая, социальная компетенция, “цифровой образовательный портал» — образовательный результат.

Программа реализации опытно-экспериментального проекта:

Сроки: октябрь 2020 г. – октябрь 2022 г.

Целевая аудитория: методист, педагоги, учащиеся, родители, административный аппарат школы.

Программа реализации проекта:

Этапы работы Задачи этапа Основное содержание работы и методов деятельности Необходимые условия организации работ Прогнозируемый результат Средства контроля и обеспечения достоверности результатов Материалы, подтверждающие выполнение работ по этапу Сроки
Теоретический анализ данных  Формирование концептуального видения и результатов опытно-экспериментального проекта Анализ цифровых ресурсов учреждений, включенных в цифровое образовательное пространство; 

сбор информации о лучших практиках по теме проектного исследования, сопоставительный анализ данных

Создание творческой рабочей группы, проведение анализа, обсуждение материалов, формирование рабочих материалов Сбор информации для формирования компетенций, критериев оценивания цифровой образовательной среды, инструментов первичной диагностики Информационная справка по итогам аналитической работы Цифровые компетенции участников образовательного процесса; критерии оценки цифровой среды, инструментов (рабочий вариант); методики диагностирования результатов присвоения компетенций (индивидуальных, социальных) Октябрь

2020-февраль

 2021

Итоги этапа: сформулированы и описаны цифровые компетенции для участников образовательного процесса образовательного учреждения
Организационный этап Подготовка к реализации программы опытно-экспериментального  проекта Проектирование программы реализации опытно-экспериментального проекта: распределение проверочных мероприятий по возрастным группам, технологиям, цифровым инструментам, проверяемым гипотезам;

первичные результаты оценки данных диагностики; насыщение опытно-экспериментального проекта проверяемыми формами, методами, технологиями, средствами обучения

Определение экспериментальных и контрольных групп, проведения контрольного эксперимента Сформированы этапы опытно-экспериментального проекта, подготовлен контрольный срез первичных данных, определены ответственные и сроки проверки гипотез План реализации программы: концептуальные части, гипотезы, этапы проверки, ответственные, прогнозируемый результат. Справка по результатам контрольного среза Пакет методик диагностики, результаты контрольного среза, первичный анализ данных. Новые формы, методы, технологии, средства обучения в условиях цифровой образовательной среды; учебно-методические материалы март

август

2021

Внедренческо-экспериментальный этап Реализация программы опытно-экспериментального проекта Поэтапная проверка внедрения технологий и инструментов цифровой образовательной среды в образовательный процесс. 

Выявление доступных цифровых инструментов для построения обучения. 

Описание алгоритма перехода к цифровому обучения.

Обсуждение проводимых работ в рабочей и экспериментальной группах Выявлены механизмы и контексты технологий и инструментов цифровой образовательной среды Среди перечня цифровых инструментов определен комплект, удовлетворяющий принципу доступности образования и формированию алгоритма перехода к цифровому обучению Аналитический материал, справки результаты диагностики, программы учебно-методические материалы сентябрь

2021-апрель

 2022

Итоги этапа: разработаны интерактивные уроки на основе информационных ресурсов для детей разных возрастных групп с элементами автоматизированной оценки результатов обучающегося; сформирован рабочий материал алгоритма перехода к обучению в цифровой образовательной среде, обеспечивающий доступность образования; сформулированы критерии оценки цифрового пространства образовательного учреждения; оформлен пакет диагностического инструментария для определения уровня присвоения участниками образовательного процесса цифровых компетенций, приращения индивидуальных и социальных умений в процессе освоения цифровых технологий, методические рекомендации для применения в образовательном процессе диагностического инструментария.
Аналитический этап Анализ данных, описание результатов опытно-экспериментального проекта Сопоставление полученных данных, описание итогов, методическое описание результатов. Разработка уроков (занятий) для детей разных возрастных групп по применению информационных ресурсов, показавших по итогам экспериментальной работы большую результативность и эффективность, в том числе, в части автоматизированной оценки результатов обучающихся Работа в творческих группах, обсуждение полученных данных, презентация результатов Описаны результаты опытно-экспериментального проекта. Представлены методические материалы по урокам (занятиям) применению информационных ресурсов, показавших эффективность по итогам экспериментальной деятельности. Результаты по методике оценки корреляционных параметров Получены результаты, сформулированы выводы Описаны компетенции, инструменты, критерии оценки современной цифровой образовательной среды, результаты опытно-экспериментального проекта май-июнь 2022
Итоги этапа: разработаны рекомендации для руководителей образовательных учреждений и методистов по внедрению цифровых инструментов учебной деятельности и включению их в информационную среду образовательного учреждения; утвержден алгоритм перехода обучения в цифровую образовательную среду, обеспечивающий доступность образования всем участникам. 
Трансляционный этап Реализовать программу трансляции выводов и накопленного опыта Проведение методических семинаров, открытых занятий для педагогов школ района, региона. 

Участие в открытых мероприятиях района, региона. 

Разработка методических рекомендаций по формированию цифровой образовательной среды в образовательном учреждении и ее оценки.

 Разработка рекомендаций по внедрению цифровых инструментов учебной деятельности и включению их в информационную среду образовательного учреждения

Открытые мероприятия на базе образовательного учреждения, в районе, регионе. Описаны результаты реализации проекта в методических и управленческих рекомендациях, проведены семинары с трансляцией выводов экспериментальной работы среди педагогической общественности школы, района, региона Будут доложены результаты экспериментальной деятельности. Опубликованы методические/

учебно-методические материалы/ рекомендации

Публикации по теме реализуемого проекта август

сентябрь

октябрь

2022

Итоги этапа: разработан и оформлен центр цифровой коммуникации —  портал «Цифровое образование» на базе школьного сайта, обеспечивающий активное сетевое взаимодействие между всеми участниками образовательного пространства, как инновационной площадки формирования ключевых компетенций

Конечные продукты опытно-экспериментального проекта:

  • методические рекомендации по формированию цифровой образовательной среды образовательного учреждения;
  • разработки интерактивных уроков и других методических материалов (сетевой банк) на основе цифровых ресурсов; автоматизированной оценки результатов обучающегося;
  • рекомендации для руководителей образовательных учреждений и методистов по внедрению цифровых инструментов в учебную деятельность и включению их в информационную среду образовательного учреждения;
  • критерии оценки цифрового пространства образовательного учреждения;
  • пакет диагностического инструментария для определения уровня присвоения участниками образовательного процесса цифровых компетенций, приращения индивидуальных и социальных умений в процессе освоения цифровых технологий; 
  • центр цифровой коммуникации —  портал «Образовательная сеть» на базе школьного сайта, обеспечивающий активное сетевое взаимодействие между всеми участниками образовательного пространства.

А также будет представлен следующий аналитический материал:

  • справки, включающие статистические данные педагогической диагностики, подтверждающие положительную динамику результатов образовательной деятельности по итогам проведенной опытно-экспериментальной работы по реализации проекта; 
  • материалы, подтверждающие корреляцию в системах “цифровой образовательный ресурс — индивидуальная, цифровая, социальная компетенция, “цифровой образовательный ресурс»; 
  • обобщающие итоговые данные опытно-экспериментального проекта, подтверждающие системный, индивидуальный, социальный эффект, образовательные результаты, полученные после внедрения в образовательный процесс цифровых ресурсов; 
  • описание цифровых компетенций, формируемых в результате работы участников образовательного процесса, интегрированного с цифровой образовательной средой; 
  • описание критериев оценки цифрового пространства образовательного учреждения.

Предложения по распространению и внедрению результатов опытно-экспериментального проекта в образовательную практику 

  • совещания, семинары, конференции, круглые столы на уровне школы, района, региона; 
  • сетевые сообщества для обмена опытом; 
  • открытый портал «Цифровое образование» с методическими методическим, нормативным, аналитическим наполнением;
  •  статьи и их публикации;
  • участие в открытых уроках, курсах повышения квалификации в районе (регионе).

Критерии и показатели эффективности внедрения опытно-экспериментального проекта, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом его реализации 

Этапы организованного систематически проводимого мониторинга согласуются с этапами внедрения опытно-экспериментального проекта

Наименование критерия Сроки реализации Инструментарий
1 Мониторинг, проводимый опытно-экспериментальной работой
1.1. Количественные
количество изучаемых цифровых ресурсов, включенных в цифровое образовательное пространство образовательного учреждения октябрь 2020

февраль 2021

Информационная справка с описанием материалов
количество целевых групп — участников опытно-экспериментальной работы март  – август 2021 Методы и методики диагностики (констатирующий и контрольный замеры)
1.2. Качественные
Присвоение участниками опытно-экспериментальной работы цифровых компетенций сентябрь 2021

май 2022

Методики диагностирования присваиваемых компетенций
2. Мониторинг аналитической и методической деятельности реализации опытно-экспериментального проекта
2.1. Количественные
количество новых форм, методов, технологий, средств обучения в условиях цифровой образовательной среды май-октябрь 2022 Публикации на портале “ Образовательная сеть”
количество учебно-методических материалов по дидактическому инструментарию опытно-экспериментальной работы
2.2. Качественные
корреляция в системах “цифровой образовательный ресурс — индивидуальная, цифровая, социальная компетенция, “цифровой образовательный ресурс — образовательный результат” май 2022 Методики диагностики
3. Трансляция результатов опытно-экспериментального проекта
3.1. Количественные
количество проведенных открытых мероприятий/участий в открытых мероприятиях октябрь 2022 Наличие публикаций
количество публикаций (статьи — интернет, газеты, сборники научно-методических трудов) Наличие публикаций
количество рекомендаций, ед. Наличие публикаций
количество участников педагогического цифрового портала «Цифровое образование» Мониторинг посещаемости портала
3.2. Качественные
распространение выводов опытно-экспериментальной работы через повышение квалификации педагогов (школы района, региона) октябрь 2022 Программы открытых мероприятий

В заключение хочется отметить, что создание и реализация опытно-экспериментального проекта возможна при условии наращивания профессионального капитала, который, в свою очередь, состоит из человеческого капитала, социального капитала и капитала принятия решений. Учитель должен стать создателем не столько образовательной, сколько обучающей среды, «он должен стать конструктором обучающих компьютерных технологий, создателем индивидуализированных программных продуктов, дизайнером неформальной и внеурочной обучающих деятельностей ребёнка с применением ИКТ [Ушаков К.М. Диагностика реальной структуры образовательной организации/ Ушаков К.М. // Вопросы образования. -2013. -№4. С.247-258].

Список используемой литературы

  1. Ушаков К.М. Диагностика реальной структуры образовательной организации/ Ушаков К.М. // Вопросы образования. -2013. -№4. С.247-258.
  2. 1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee.
  3. Морозов А.В., Самборская Л.Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной cреды // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6 (131). С. 43–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizm-uchitelya-kak-vazhneyshiy-resurs-i-determinanta-kachestva-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovoy.
  4. Омарова С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (9). С. 78–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-obrazovaniya-v-epohu-tsifrovizatsii.