Автор: Абдулкафарова Зельфира Нажмудиновна
Воспитатель МАДОУ “Колокольчик” г.Когалым Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
«Педагогический проект»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Наша Родина – Россия»
Воспитатель: Абдулкафарова З.Н.
Когалым
Проект по духовно-нравственному и патриотическому
воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Наша Родина – Россия»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого–
с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь
к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человеческому.
Д.С. Лихачёв
Вид проекта: информационно – познавательный
Продолжительность проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственного и патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Задачи проекта:
Образовательные:
-
- расширить и углубить знания детей о России;
- способствовать формированию уважительного отношения к государственным символам;
- закреплять названия народных промыслов; закреплять представление детей о малой Родине;
- расширять словарный запас;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям;
- развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности;
- развивать чувства собственного достоинства как представителя народа России;
- развивать творческую активность в ходе проекта;
Воспитательные:
- Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей.
Оснащение предметно-развивающей среды:
- выставка совместных работ детей и родителей;
- выставка детского изобразительного творчества по теме «Золотая осень»;
- поплнение центра патриотического воспитания
- папка – лэпбук «Россия – знаем, любим, гордимся!»;
- тематические иллюстрированные альбомы
Возраст участников: дети 6-7 лет (старший дошкольный возраст)
Сроки реализации проекта – среднесрочный (январь – апрель)
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта предполагает
У дошкольников:
По итогам участия в проекте дети обогащаются знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-духовному и патриотическому воспитанию:
- Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знакомятся с историей, достопримечательностями, знаменитыми людьми.
- Имеют представления о природных богатствах родного края.
- Проявляют интерес к стране, в которой живут.
- Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.
- Имеют представления о духовных и нравственных ценностях;
У родителей:
- формирование активной заинтересованной позиции в ходе реализации совместной с детьми проектной деятельности, понимание важности воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств в дошкольном возрасте.
- появление новых общих интересов детей и родителей.
- повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
У педагогов:
- повышение уровня педагогического мастерства, в организации проектной деятельности с детьми;
Актуальность темы:
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Духовно нравственное воспитание и воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
В последние годы идет переосмысление сущности духовно-нравственного и патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: полученные с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которым ходил не раз; с двором, где посадил деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание и уважения к труду; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятия, в играх, в быту.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Новизна проекта: состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Разработанная система мероприятий оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к местной культуре, к родному краю, к большой и малой Родине.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Этапы проекта:
1 этап. Предварительный этап:
- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Составление плана, выбор форм работы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы, музыкальных произведений.
- Разработка циклов НОД.
- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта «Наша Родина – Россия»
- Анкетирование родителей, опрос детей
2 этап. Выполнение проекта:
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | Беседы
НОД
Конструирование
|
Речевое развитие | НОД
Беседы
Чтение художественной литературы
Сказки народов России:
Творческое рассказывание детей по темам:
Речевые игры
|
Социально – коммуникативное развитие
|
Беседы
Сюжетно-ролевая игра
Дидактические игры
Настольная игра
|
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация:
Рисование:
Лепка
Слушание музыкальных произведений:
|
Физическое развитие | Подвижные игры:
Игры – соревнования
Пальчиковая гимнастика:
|
Формы и методы работы, определяющие деятельность педагога и детей:
- Игровые
- игровые упражнения;
- настольные игры;
- дидактические игры;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры.
- Наглядные
- рассматривание картин, иллюстраций;
- фото, видео материалы.
- Словесные
- рассказ;
- беседа;
- ситуативный разговор;
- чтение художественных произведений;
- обсуждение презентаций, мультфильмов.
- Практические
- продуктивная;
- выполнение творческих заданий;
- выпуск газет, сборников и альбомов своими руками.
Формы сотрудничества с родителями:
- информационно – аналитические
- беседы;
- консультации;
- памятки;
- анкетирование.
- наглядно-информационные
- папка-передвижка;
- выставка детского творчества;
- презентация.
- познавательные
- совместная работа по тематическому плану проекта;
- экскурсии, посещение краеведческого музея
3 этап. Результаты:
-
Викторина «Что я знаю о своём городе Когалым»
-
Выставка детских творческих работ «Я люблю тебя, моя Россия!»
-
Фотовыставка «Наш любимый город»
-
Создание мини-музея «Город мастеров»
-
Участие родителей в оформлении альбома: «Достопримечательности Когалыма»
-
Консультации для родителей:, «Роль семьи в воспитании патриотический чувств
у дошкольников», «Духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье»
Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Литература
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
Е.К.Ривина «Герб и флаг России» (знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами)
М.Ю.Новицкая «Наследие «Патриотическое воспитание в детском саду»