«Педагогический проект»



Автор: Абдулкафарова Зельфира Нажмудиновна

Воспитатель МАДОУ “Колокольчик” г.Когалым Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

«Педагогический проект»

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в подготовительной группе 

Тема: «Наша Родина – Россия»

Воспитатель: Абдулкафарова З.Н.

 

Когалым 

 

Проект по духовно-нравственному и патриотическому

воспитанию в подготовительной группе

Тема: «Наша Родина – Россия»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого–

с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь

к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему,

ко всему человеческому.

Д.С. Лихачёв

 

Вид проекта:    информационно – познавательный

Продолжительность проекта: среднесрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

 

Цель проекта:  Формирование духовно-нравственного и патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

 

Задачи проекта

Образовательные: 

    • расширить и углубить знания детей о России; 
    • способствовать формированию уважительного отношения к государственным символам; 
  • закреплять названия народных промыслов; закреплять представление детей о малой Родине;
  • расширять словарный запас;

 

Развивающие: 

  • развивать  познавательный интерес к истории и культуре  родной страны – России, её достопримечательностям;
  • развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности;
  • развивать чувства собственного достоинства как представителя народа России;
  • развивать творческую активность в ходе проекта;

 

Воспитательные: 

  • Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей.

 

Оснащение предметно-развивающей среды:

  • выставка совместных работ детей и родителей;
  • выставка детского изобразительного творчества по теме «Золотая осень»;
  • поплнение центра патриотического воспитания 
  • папка – лэпбук «Россия – знаем, любим, гордимся!»;
  • тематические иллюстрированные альбомы

 

Возраст участников: дети 6-7 лет (старший дошкольный возраст)

 

Сроки реализации проекта – среднесрочный (январь – апрель)

 

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает

У дошкольников:

По итогам участия в проекте дети обогащаются знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-духовному и патриотическому воспитанию:

  • Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знакомятся с историей, достопримечательностями, знаменитыми людьми.
  • Имеют представления о природных богатствах родного края.
  • Проявляют интерес к стране, в которой живут.
  • Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.
  • Имеют представления о духовных и нравственных ценностях;

 

У родителей:

  • формирование активной заинтересованной позиции в ходе реализации совместной     с детьми проектной деятельности, понимание важности воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств в дошкольном возрасте.
  • появление новых общих интересов детей и родителей. 
  • повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

 

У педагогов:

  • повышение уровня педагогического мастерства, в организации проектной деятельности с детьми;

 

Актуальность темы: 
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Духовно нравственное воспитание и воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

В последние годы идет переосмысление сущности духовно-нравственного и патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: полученные с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которым ходил не раз; с двором, где посадил деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание и уважения к труду; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство  с  символами государства (герб, флаг,   гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятия, в играх, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

 

Новизна проекта: состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Разработанная система мероприятий оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к местной культуре, к родному краю, к большой и малой Родине.

Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

 

Этапы проекта:

1 этап. Предварительный этап:  

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта. 
  • Составление плана, выбор форм работы. 
  •  Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы,  музыкальных произведений.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта «Наша Родина – Россия» 
  • Анкетирование родителей, опрос детей

 

2 этап. Выполнение проекта: 

 

Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Беседы 

  •  «История России. Символика страны герб, флаг, гимн»
  • «Прошлое и настоящее нашей Родины»
  • «Мой любимый город  – Когалым» 
  • «Памятники нашего города»
  •  «Москва-столица нашей Родины».
  • «Климатические зоны России»

НОД

  • «Наша Родина – Россия»
  • «Природные богатства нашего края»
  • «Русские народные промыслы»

Конструирование

  • «Первые жилища людей»
  • «Город моей мечты»
  • «Сторожевые башни»
Речевое развитие НОД

  • «Путешествие по северному краю»
  • «Родина бывает разная, но у всех она одна»
  • «Города России»

Беседы

  • «Что мы знаем о своей Родине»
  • «Россия – великая держава»
  • «Как жили люди в старину на Руси»
  • «Береза – символ России»

Чтение художественной литературы 

  • Пословицы, поговорки, загадки о России
  • С. Баруздин «С чего начинается родина»
  •  Н. Кончаловская «Наша древняя столица»
  • К. Ушинский «Отечество»
  • С. Васильев «Россия»
  • Н. Забила «Наш край» 
  • Б. Житков «Красная площадь»
  • З. Александрова «Дозор»
  • А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»

Сказки народов России: 

  • «Зилян» – татарская народная сказка; 
  • «По щучьему веленью» – русская народная сказка; 
  • «Язык змей» – марийская народная сказка; 
  • «Девушка на луне» – чувашская народная сказка; 
  • «Красавица берёза» – удмуртская народная сказка; 
  • «Бедняк, волк и лиса» – осетинская народная сказка;

Творческое рассказывание детей по темам:

  • «Моя малая Родина»
  • Составление рассказа из опыта  «Край, в котором я живу»

Речевые игры

  • «Какой? Какая?»
  • «Закончи предложение»
  • «Угадай по описанию»
Социально – коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

Беседы

  • «Кто живет в России»
  • «Праздники моей страны»

Сюжетно-ролевая игра  

    • «Путешественники»
  • «Музей»
  • «Экскурсия по городу»

Дидактические игры 

  • «Путешествие по городу»
  • «Продолжи пословицу»
  • «Найди флаг России»
  • «Узнай наш герб»
  • «Кто, где живет?» 
  • «Сложи герб из фрагментов»

Настольная игра  

  • «Государственные праздники»
  • «Что где растёт»
Художественно-эстетическое развитие Аппликация:

  • «Берёзка символ России»
  • «Флаг России»
  • «Дымковская барышня»
  • «Природа родного края»

Рисование: 

  • «Спасская башня Кремля»
  • «Сказочная Гжель»
  • «С чего начинается Родина»   

Лепка

  • «Кисть рябины» 
  • «Дымковские игрушки»  

Слушание музыкальных произведений:

  • Гимн РФ 
  • «С чего начинается Родина?»
  • «У моей России…», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
  • «Гляжу  в озера синие…» на слова И. Шаферан
Физическое развитие Подвижные игры:

  • «Заря-заряница»
  • «Ручеек»
  • «Горелки»
  • «Клубочек»
  • «Пятнашки»
  •  «Жмурки»
  • «Золотые ворота»
  • «Гуси-лебеди»

Игры – соревнования 

  • «Попади в цель»
  • «Пройди по мостику»

Пальчиковая гимнастика:

  • «Матрёшки»
  • «Путешествие по городу»
    • «Здравствуй, Родина моя»
  • «Есть у каждого свой дом»  

 

Формы и методы работы, определяющие деятельность педагога и детей:

 

  • Игровые
  • игровые упражнения;
  • настольные игры;
  • дидактические игры;
  • проблемные ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры.

 

  • Наглядные
  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • фото, видео материалы.

 

  • Словесные
  • рассказ;
  • беседа;
  • ситуативный разговор;
  • чтение художественных произведений;
  • обсуждение презентаций, мультфильмов.

 

  • Практические
  • продуктивная;
  • выполнение творческих заданий;
  • выпуск газет, сборников и альбомов своими руками.

 

Формы сотрудничества с родителями:

  • информационно – аналитические
  • беседы;
  • консультации;
  • памятки;
  • анкетирование.
  • наглядно-информационные
  • папка-передвижка;
  • выставка детского творчества;
  • презентация.
  • познавательные
  • совместная работа по тематическому плану проекта;
  • экскурсии, посещение краеведческого музея

 

3 этап. Результаты: 

  • Викторина «Что я знаю о своём городе Когалым»

  • Выставка детских творческих работ «Я люблю тебя, моя Россия!» 

  • Фотовыставка «Наш любимый город»

  • Создание мини-музея «Город мастеров»

  • Участие родителей в оформлении альбома: «Достопримечательности Когалыма»

  • Консультации для родителей:, «Роль семьи в воспитании патриотический чувств 
    у дошкольников», «Духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье»

Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

 

 

 

 

Литература

Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»

Е.К.Ривина «Герб и флаг России» (знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами)

М.Ю.Новицкая «Наследие «Патриотическое воспитание в детском саду»

«Педагогический проект»
Пролистать наверх