автор: Агишева Оксана Владимировна
педагог-психолог МДОУ “Детский сад “Улыбка” г.Надыма”
“Формирование инновационного (логического и дивергентного), исследовательского и проектного мышления воспитанников”.
Формирование инновационного (логического и дивергентного), исследовательского и проектного мышления воспитанников.
МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
Ключевые слова: дивергентное мышление, ребенок, методы, триз, мозговой штурм, головоломки, задачи.
В наше время система дошкольного образования подчинена глобальной задаче -интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания. Именно сегодня возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным и творческим мышлением, развитым активным воображением для того, чтобы решать сложнейшие задачи, выдвигаемые жизнью. Именно в реальной жизни ребенок столкнется с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов несколько, для выбора, которых, требуется осознанный поиск нескольких способов решений, а, следовательно, и выбор нескольких правильных ответов. Как раз такое мышление (дивергентное мышление) ученые считают основой творчества.
Но, к сожалению, на сегодняшний день большинство детей не может осуществить правильное решение той или иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентного) стиля мышления, требующего от ребенка строго определенного хода мыслей, не дающего ребенку выбора. Поэтому нашим педагогам приходится искать и разрабатывать реальные средства формирования такого мышления.
Дивергентное мышление – это альтернативное мышление, отступающее от логики. Оно предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.
Поэтому наши педагоги стараются создавать такие условия, в которых ребенок, может проявить свою самостоятельность, проявить себя с разных сторон, развивать познавательную деятельность. Особое внимание в нашем саду уделяется мотивации, интересам каждого маленького гражданина, его возможностям. Так как ведущей моделью для ребёнка, является игра, поэтому мы стараемся в играх детям предоставлять больше самостоятельности.
Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, осваивает неизвестное, познает что-то новое. Для развития логического и дивергентного мышления у детей мы используем различные методы:
– Метод проектов – учим создавать, что-то новое (творческий продукт);
– Решение головоломок, задач – развитие смекалки, сообразительности;
– Проблемные ситуации – учим находить правильное решение и доказывать, всем, что это решение правильное;
– Метод фокальных объектов – учим детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств;
– «Мозговой штурм» – учим находить идеи в рамках одной темы;
– Метод символического видения – дети учатся строить связи между объектом и его символом;
– «ТРИЗ» – учим составлять картину или описание того, что может произойти, если в мире что-то поменяется;
– Метод составления карты памяти – воспитанники учатся составлять схемы, карты;
– Метод выживания – предлагаем ребенку «переселиться» в этот объект или «перевоплотиться» в него.
Давая детям эти задания в игровой форме, неосознанно учим дивергентному мышлению, даже у пассивных детей появляется интерес и они начинают постепенно участвовать в таких играх.
Например, детям предлагается подумать и рассказать, что предшествовало той или иной ситуации; что произойдет в результате того или иного события.
Мы стараемся научить детей не бояться допускать ошибки, оставаться с проблемой наедине. Даем возможность самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, тем самым развивая уверенность в себе, креативность и навыки решения сложившихся задач. Именно совершая свои ошибки дети учатся, получают знания.
Одним из способов развития такого мышления стал педагогический проект «Тропикана-ленд» целью которого стало создание условий для формирования исследовательского, дивергентного мышления детей путем построения модели природно-ландшафтного комплекса.
Проект представляет собой одну большую игру, которой охвачены дошкольники 5-7 лет, педагоги и родители воспитанников.
Наш проект подразумевает создание функционирующего, роботизированного природно-ландшафтного комплекса состоящего из нескольких зон, наполнение, которых будет осуществляться детьми:
- Зона освещения – солнце. Дети знакомятся со свойствами солнца на севере и тропическом континенте, его влиянием на людей и Землю, через эксперименты и наблюдения.
- Зона суши – земля. Дети изучают виды почвенного покрова на разных континентах и его свойства.
- Зона воды – море. Здесь происходит знакомство с водоемами Земли, полезными свойствами соленой морской воды.
- Зона флоры и фауны. Дети знакомятся с флорой и фауной изучаемых климатических зон.
- Зона профессий и конструирования. На данном этапе дети знакомятся с профессиями: бармен, спасатель, экскурсовод, уборщик, медицинская сестра. Работают по схемам, составляют модели роботизированных конструкций: фито-бармен, спасатель-консультант, робот-медсестра, робот –уборщик, робот климат-контроль.
В дальнейшем проект будет представлять собой функционирующий, роботизированный природно-ландшафтный комплекс со сменяемыми климатическими зонами (Арктика, Антарктика, пустыня, саванна, тропические леса), которые дети будут изготавливать по мере их изучения и воссоздавать самостоятельно с помощью специально изготовленного детьми оборудования (макеты флоры и фауны, почвенного покрова и т.д.).
В результате реализации проекта дети научатся самостоятельно находить решения и выходы из сложившихся ситуаций; получат знания о факторах окружающей среды изучаемых климатических зон; научатся моделировать и конструировать; будет создан макет природно – ландшафтного комплекса: «Тропикана-ленд» со сменяемыми климатическими зонами.
Дети получат удовольствие, высказывая и обосновывая свое мнение, будучи уверенными в том, что они правы. Рассказывайте детям о конструктивной силе ошибок и о свободе творческого подхода к решению любой возникающей проблемы, и результаты не заставят вас долго ждать.
Список литературы
- Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 296 с.
- Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды – М., 2006. – 311 с.
- Левитес В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника // Начальная школа плюс до и после – 2006. №9 -с.15-23
- Педагогическая библиотека/ Педагогика/ Российский федеральный портал.
- Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. – 576 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.