Причины и пути устранения неуспеваемости обучающихся в начальной школе.

Автор: Акжигитова Найля Маратовна

Учитель младших классов ЛНР Красный Луч ГОУ ” КШ / 10″

Причины и пути устранения неуспеваемости обучающихся в начальной школе.

Статья на тему: «Причины и пути устранения неуспеваемости обучающихся в начальной   школе»

Вступительная часть:

Почему дети учатся плохо?

С чем это связано?

С тем, что они не хотят учиться или не могут?
Каковы причины и пути устранения неуспеваемости обучающихся в начальной школе?
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям.
Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям личности ребенка.

    Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:
    – невнимательность
    – пассивность
    – медлительность
    – равнодушие   

Основная часть:
Каковы же причины существующих пробелов в знаниях учащихся?
  Внутренние, субъективные исходящие в основном от самого ученика.
внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
      К внешним причинам относятся социальные причины:
        – снижение ценности образования в обществе
        – несовершенство организации учебного процесса
Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспеваемости школьника.

Школьная перегрузка –проблема, способная сломать не только ребёнка, но
и его родителей. Мы это видим сейчас при дистанционном обучении.
Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, а также – недостаточное развитие  процессов мышления, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников.
Главные причины плохой успеваемости школьников:
      – отставание ученика в умственном развитии от своих сверстников.
      – плохое здоровье, частые и продолжительные пропуски уроков.
      – отсутствие внутренней мотивации обучения.
      – неумение организовать свою работу вовремя, несобранность,
        медлительность.   




Говоря о причинах школьной неуспеваемости, о трудностях в обучении  
стоит выделять :
  1. Биологические причины, это факторы, которые вызывают  сбои в работе    
      ряда систем организма и в частности головного мозга. Серьёзные трудности 
      в обучении могут создавать соматическими заболеваниями, которыми дети
      болеют с раннего возраста. Эти дети испытывают гиперопеку со стороны
      родителей.
  2. Плохая экология.
  3. Питание.
  4. Среда, в которой находится ребёнок.
Раньше считалось, что это педагогически запущенные дети, которые не получают должного внимания родителей и педагогов.  Но к традиционному пониманию добавились новые нюансы.
Часто с ребенком занимаются, водят на все кружки, развивалки, но это не даёт результатов. Почему?
Не учитываются индивидуальные особенности ребёнка.
Современная культура преподносит много каверзных подарков, замена старых на новые, всем известные гаджеты, шнурки – заменяются  липучками, нет пуговиц. их  заменили  кнопками, часы со стрелками  и  многое другое.
Всё это отражается на наших детях (заторможенностью, неразвитостью мелкой моторики рук некаллиграфическим подчерком). Современные родители боятся идти на приём к врачу, к психологу. Если раньше, они понимали, что это во благо их ребёнку, то сейчас, всё принимается «в штыки».

Заключительная часть
Работая с такими детьми, мы должны искать пути устранения неуспеваемости.
Пути устранения неуспеваемости
1) Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. 

2) Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя.

3) Воспитательное воздействие. Неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками:
1) При работе в виде опроса “слабоуспевающим” ученикам
необходимо давать алгоритм ответа; учить и разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; пользоваться наглядными пособиями.
2) В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу
доброжелательности.
3) Необходимо отмечать положительные моменты в работе учащихся.
4) Использовать методы, формы и приемы, которые мотивируют и стимулируют деятельность неуспевающих.

 

Мы в ответе за будущее
наших детей и перед
самими детьми, и перед
собой, и перед будущим
планеты, и перед Богом,
одарившим нас благом:
помочь тем душам, которые приходят в этот мир, как наши дети.

Причины и пути устранения неуспеваемости обучающихся в начальной школе.
Пролистать наверх