автор: Александрова Елена Олеговна
воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад 56
Познавательно-творческий проект “Письма диким животным”.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №56».
Краткосрочный познавательно-творческий проект
«Дикие животные. Письма животным»
в средней группе №12 «Улыбка»
Воспитатель: Александрова Елена Олеговна
2019г.
Продолжительность проекта: 2 недели (14.10.2019-24.10.2019гг.)
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Участники проекта: – дети средней группы (4 – 5 лет);
– воспитатель – Александрова Е.О.;
– родители воспитанников.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов. Дети практически не знают о том, что многие виды животных являются редкими на сегодняшний день, о том, что они нуждаются в защите. Дети не знают что такое КРАСНАЯ КНИГА.
Актуальность: Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о диких животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Письма животным» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей.
Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, экскурсии, бесед, чтения произведений, работы по сюжетным картинам, написания писем для диких животных дети могли больше узнать о них. Могли расширить свои представления в области географии, экологии, но при этом облечь информацию в привлекательную и интересную форму. Главной задачей является научить узнавать и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам, повадкам, характерной пище, передвижению.
Рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, размножении, детенышах и заботе взрослых животных о своем потомстве. Отображать свои впечатления в продуктивной деятельности (рисунках, аппликациях, лепке, подвижных играх, играх-драматизациях). Познакомить со стихами, песнями, загадками о диких животных. Познакомить с процедурой написания письма.
Цель: Обобщить и расширить знания детей о диких животных через разные виды деятельности. Формировать бережное отношение к окружающему миру, формировать представление о важности сохранения редких видов животных.
Задачи:
–для детей:
- Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о диких животных.
- Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
- Развивать интерес к живой природе и ее обитателям, рассказать простыми словами о том, что существуют особо охраняемые природные территории (заповедники), для чего они нужны. Воспитать любовь к животным и бережное отношение к природе.
- В игровой форме познакомить детей с особенностями экологии некоторых животных, рассказать детям о Красной Книге, о редких и исчезающих видах диких животных.
- Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
- Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
- Познакомить детей с правилами переписки с животными: как изготовить конверты, составить адрес, заполнить анкеты, нарисовать портрет животного.
-для педагога:
Показать родителям значимость обогащения знаний детей о диких животных и их среде обитания. Активизировать педагогические способности и умения родителей в жизни детского сада.
-для родителей:
Вызвать желание, заинтересованность участвовать с детьми в жизни группы.
Вовлечь родителей в решение проблем сохранения природы.
Ожидаемые результаты:
- Знать и называть диких животных, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
- Владеть обобщающим понятием «дикие животные».
- Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
- Научиться «писать письма», вместе с родителями искать нужную информацию, рассуждать, чтобы правильно определить «адрес» (местообитание) того или иного вида, выяснить его «профессию» (экологическую нишу).
- Развивать экологическую культуру, как у детей, так и у взрослых.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовка к проекту:
- Сбор и анализ литературы по данной теме;
- Разработка плана реализации проекта;
- Разработка дидактических игр, пособий;
- Подборка иллюстративного материала;
- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мультфильмов по теме;
- Подготовка материала для изобразительной деятельности, аппликации, лепки;
- Подготовка к реализации проекта:
–формировать познавательный интерес к данной теме,
–вводные беседы и просмотр обучающих развивающих мультфильмов по теме с воспитанниками;
-опрос детей и их выбор «Кто какому животному будет писать письмо?» (составление списка)
-консультации для родителей;
С родителями:
–Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами, консультация на тему «Безопасное поведение в лесу», «Детям о диких животных», «Редкие виды животных. Заповедники Томской области».
-Просим заполнить дома с детьми анкету-характеристику на животного, которого выбрал ребенок, составить адрес, куда будет отправлено письмо. -Написание самого письма выбранному животному.
-Совместная творческая работа родителей с ребенком (рисунок-портрет животного, аппликация на выбор), как приложение к письму.
II этап. Реализация проекта:
Познавательное развитие
- Просмотр обучающего мультфильма «Дикие животные».
- Рассматривание фото-картинок «Дикие животные».
- Работа с глобусом, «путешествие» по природным зонам – Арктика, пустыня, тропический лес. Краткая основная информация о климате этих зон и о самых популярных животных этих регионов планеты (Белый медведь, морж, слон, жираф, верблюд, крокодил, обезьяна). Находим на глобусе нашу страну Россию, простым языком описываем климат нашей страны. Далее говорим о диких животных, обитающих на территории нашей страны.
- Вводим понятие хищное животное (кто такой хищник).
- Вводим понятие Красная Книга (это книга, большой список, в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны) и понятие Заповедник (более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест).
- Экскурсия в контактный зоопарк (приезжий в детский сад).
Социально-коммуникативное развитие
1)Беседы:
«Дикие животные» (отличие от домашних животных),
«Чем питаются дикие животные»,
«Где живут дикие животные» (как называется их жилище – берлога, нора, дупло, логово),
«Как животные готовятся к зиме»,
«Повадки животных»,
«Зачем животным мех?»
«Редкие виды животных и их защита»
«Заповедники нашего края»
«Что такое письмо?»
2) Дидактические игры:
«Чей хвост»; «Чьи детки»; Лото «Дикие животные»; «Кто лишний?»;
«Чей домик»; Пазлы «Сложи картинку», «Чьи следы», «Найди и посчитай», «Чья тень?»
Закрепляем знания детей о диких животных.
Учим называть отличительные особенности их внешнего вида.
Учим называть животное и его детёнышей. Расширяем знания о животных, учим подражать их голосам. Формируем умение детей соотносить изображение животного с его местом обитания. Воспитываем гуманное отношение к животным, приобщаем детей к их проблемам, развиваем в детях доброжелательность, сопереживание живым существам.
Речевое развитие
1)Чтение художественной литературы:
-рус.нар.сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»,
-«Хвосты»,
-«Заяц-хваста»
-В. Бианки «Как животные к зиме готовятся?», беседа по содержанию рассказа.
-«Волчишко» Е. Чарушин.
-Н.Притулина «Заяц-почтальон».
2)Загадывание загадок о диких животных.
3)Дети делают презентацию своих альбомов «Дикие животные», которые они изготовили дома с родителями, называют животное с картинки и рассказывают о нем, что знают (Грета Барковская и Толя Каверзин).
Формируем литературное восприятие, воспитываем умение слушать, понимать содержание. Развиваем у детей сообразительность, смекалку. Учим отгадывать загадки, закрепляем характерные особенности диких животных, их внешний вид, особенности образа жизни.
4)Пальчиковая гимнастика:
-«У кого какая шуба?»
-«Зайка»
-Серый волк»
-«Лиса»
-«Белочка»
Физическое развитие
1)Подвижные игры:
-«Хитрая лиса»,
-«Бездомный заяц»,
-«Охотники и зайцы»,
-«У медведя во бору».
2)Физкультминутки:
-«У жирафа пятна пятнышки везде»,
«Мы веселые мартышки»,
«Лисята»,
«Есть у каждого свой дом»,
«Зайке холодно сидеть»,
«У оленя дом большой».
Игра с мячом «Назови животного».
Закрепляем умение бегать врассыпную, имитировать движения в соответствии с текстом. Развитие ловкости, смекалки, аккуратности.
Художественно-эстетическое развитие
1) Лепка с использованием природных материалов (из шишек) «Ёжик»
2) Рисование «Медведь», «Белочка»
3) Аппликация «Зайка»
4) Коллективная работа – аппликация «Дикие звери в лесу»
5) Создание «почтового ящика» для писем животным
6) Рисунок или аппликация выбранного животного совместно с родителями (дома, приложение к письму для животного)
7) Драматизация сказки: «Теремок»
Развивать мелкую моторику, формировать интерес к лепке, совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями в «шарик», в «колбаску», в плоскую «лепешку», совершенствовать умение пальчиками отщеплять пластилин, либо прикреплять его в процессе работы с поделкой.
Совершенствовать умение правильно держать кисточку, работать с красками и водой, закрашивать аккуратно, не выходя за края.
Закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания.
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать сказку.
Развитие у детей способности принять на себя роль животного, имитировать его движения.
III этап. Заключительный.
1)Чтение вслух писем детей. Воспитатель зачитывает письма и вместе с детьми обсуждают их содержание. В перспективе: через некоторое время мы «получим письмо» из леса с ответом детям от животных, совместно его прочтем и обсудим.
2)Творческая выставка детских работ.
3)Трансляция результатов проектирования родителям.
Вывод:
В ходе реализации проекта, собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Сформированы и расширены знания детей о диких животных, об их жизнедеятельности. У детей развился устойчивый интерес к представителям животного мира, дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, рисовали, лепили, «писали» письма диким животным.
Благодаря проведенным занятиям, беседам, экскурсии в контактный зоопарк, игровой деятельности у детей закрепились и улучшились знания по данной теме.
Вовлекли родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
В целом проект оказался весьма познавательным, необычным, интересным, как для детей, так и для родителей, ведь в процессе подготовки к написанию писем дети вместе с родителями искали информацию о любимом животном, узнавали о нем много нового, чтобы задать ему интересные вопросы. Эта проделанная работа поспособствовала экологическому просвещению детей и взрослых.
Список литературы:
- С.Н. Николаева «Юный эколог».
- В.М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду».
- О.С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 4-5 лет».
- М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова «Занятия в средней группе детского сада».
- О.А. Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений».
- О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Стихи и рассказы о животном мире».
- Г.В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».
- Н.А. Кнушевицкая «Стихи речевые упражнения по теме «Дикие животные».