Сценарий экологического путешествия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Наш дом – планета Земля»



Автор: Александрова Ирина Витальевна

учитель-дефектолог МБДОУ “ДС “46 “Надежда” г. Норильска

Сценарий экологического путешествия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Наш дом – планета Земля»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 «НАДЕЖДА»

663300 г. Норильск, ул. Лауреатов, 63 (3919) 34 73 00

Сценарий экологического путешествия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 

«Наш дом – планета Земля»

 

Подготовила: 

учитель-дефектолог Александрова И.В.


Цель: создать условия для формирования элементарных экологических знаний и экологической культуры у дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. Образовательные: 

-закрепить знания детей о растениях, диких птицах и насекомых;

-закрепить знания и навыки поведения на природе;

  1. Развивающие: 

– развивать внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи;

-развивать певческие навыки, музыкально-ритмические движения, творческие способности детей; 

– развивать наблюдательность, бережное отношение к природе

  1. Воспитательные

– воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней;

– формировать навыки сотрудничества в коллективе

 

Оборудование: 2 корзины, глобус,  мусор пластмассовый и бумажный, картинки с изображением деревьев, лесных ягод, диких птиц,  книга «Злых дел», медальки-награды.

 

Участники:

Ведущий.

Царь Берендей .

Кикимора 

Леший 

Ход мероприятия:

(Ведущий в руках держит глобус)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости, здравствуйте ребята. Наша Земля очень красивая. Об этом рассказывают космонавты, которые видели ее в иллюминатор космического корабля. Земля – это сверкающий голубой шар. Голубой, потому что большая часть планеты занята водой – морями и океанами. Белоснежные полюса (показывает на глобусе) сверкают в отражении солнечного света. Из космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов, например сибирские леса, и желто – песчаные пустыни. Наша Земля очень красива! Земля такая разная и красивая, потому что она живая: на ней хорошо себя чувствуют и растения, и животные, и люди. Все они могут жить на Земле, потому что для них есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, как на других планетах, есть воздух – можно дышать, есть пресная вода – можно пить, есть чем питаться. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету Земля.

Ведущий: Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

 (Дети садятся на свои места, у ведущего в руках появляется письмо)

Ведущий: Ребята, посмотрите, что это? Кажется на почту нашего детского сада пришло письмо. Интересно, от кого оно, давайте его прочитаем!

(Открывается письмо)

«Здравствуйте, Мальчики и девочки! Наступило лето и я хочу пригласить вас в свое зеленое царство. Буду рад встречи с вами, царь Берендей»

Ведущий: Ну что, ребята, давайте отправимся в гости к Царю Берендею. Но чтобы нам туда попасть, нужно произнести волшебные слова, я буду их говорить, а вы выполнять действия.

Ногой один раз топнем,

В ладоши два раза хлопнем.

Покружимся, отвернемся,

Дружно за руки возьмёмся!

Глаза закроем, скажем: “Ах!”

И окажемся в гостях.

(в то время как дети отворачиваются выбегают Кикимора и Леший, раскидывают мусор и убегают)

Ведущий: Посмотрите, какая большая полянка, но какая-то она странная: кругом мусор … Что здесь произошло?

Что случилось с этим лесом?

Посмотрите все вокруг,

Был зеленым и уютным –

Стал он грязным, серым вдруг.

(Под музыку заходит царь Берендей)

Берендей: Здравствуйте, ребята! Я – Берендей, лесной царь. Рад вас видеть у себя в гостях.

Ведущая: Здравствуйте, Царь, что с вами? Отчего вы такой грустный? И скажите, что случилось с вашим лесом?

Берендей: Да стряслась у меня большая беда.

О мой лес, мой дивный лес!

Был высок он до небес,

Пели птицы до зари,

Заливались соловьи,

Бабочки порхали,

Пчелки мед собирали.

Но все это в прошлом. А теперь в лесу тишина, только стекло да мусор кругом. Кто-то решил весь лес извести, цветы оборвать, птиц распугать, зверей разогнать. (Жалостно вздыхает и опускает низко голову).

Ведущий: Не горюй Берендей (утешает царя). Мы что-нибудь придумаем с ребятами. Найдем этих злодеев. Но сначала мы поможем собрать весь мусор на поляне.

Игра «Уборка мусора (фасовка: бумажный, пластмассовый)»

Выбирается по 3 ребенка, им вручается по корзине, одна команда собирает бумажный мусор, другая пластиковый.

Берендей: Спасибо вам ребята, что убрали весь мусор на поляне, стало так чисто и светло! Оказывается вокруг много красивых деревьев и растений. А вы знаете как они называются?

Ведущий: Наши ребята  знают (показывает картинки, а дети называют деревья, лесные ягоды)

Берендей: Какие молодцы, а чем еще вы можете меня порадовать?

Ведущий: Ребята, а давайте все встанем в дружные хоровод и споем песню

(все дети встают в хоровод и поют песню «Во поле березка стояла»)

Берендей: Ой порадовали, от души наплясался! А все ли  ребята знают как надо вести себя в лесу?
(ответы детей)

Берендей: Сейчас мы это проверим! Я буду называть действия по очереди, если действие хорошее вы говорите «да», а если плохое «нет», запомнили? Тогда начнем!

Игра «Если я приду в лесок …»

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банки закопаю? (да)

Я люблю свою природу, ей я помогаю? (да)

Берендей: И правда, все правила знают, молодцы! Да только ребята послушайте…

Птицы молчат в чаще лесной,

Вокруг тишина и дремота,

А как мне, ребята, весенней порой

Послушать птичек охота.

Ведущая: Кажется, птицы все улетели из вашего леса, вот беда! А давайте поможем Берендею, позовем птиц обратно в лес. Я буду показывать картинки с изображением птиц, а ребята ее называть.

(Сова, кукушка, дятел, соловей, глухарь, синица).

Берендей: Спасибо, ребята. Здорово получилось, вы еще и птиц знаете, слышите? (прикладывает руку к уху) Птицы вернулись в мой лес! А кто это прилетел вместе с ними?

(достает из кармана бабочек).

Ведущий: Ребята, кто это?

(ответы детей – это бабочки, это насекомые)

Берендей: Молодцы ребята, как раз летом насекомых становится больше. А для чего нужны насекомые?

(Ответы детей)

Ведущий: Ребята, а каких вы знаете насекомых? 

(Ответы детей – муравьи, мухи, комары, пчелы)

Берендей: А знаете ли вы  песню, в которой поется о насекомых?

(Ответы детей)

(Звучит фонограмма, дети исполняют песню «Здравствуй лето!»)

Берендей: Знаете, сегодня я хотел выпить водицы из лесного ручья, но когда туда пришел, увидел что вся вода в нем мутная, как мне быть, я не знаю.

Ведущий: Ребята, поможем царю Берендею?  Может вы знаете интересную и веселую игру, в которой говорится о воде?

Дети:  Это игра называется «Ручеек»

Ведущий:  я предлагаю всем в нее сыграть, и тогда вода в лесном ручье снова станет чистой. 

Игра «Ручеек»

Берендей: Ох, ребята, какая веселая игра! Вы такие молодцы, лес мой ожил, чисто в нем стало, а пойду-ка я обойду свои владения, проверю, везде ли порядок. (Царь уходит)

(звучит музыка, входят Леший и Кикимора).

Кикимора: Леший, ты чего-нибудь плохое в лесу сегодня сделал?

Леший: Да, я сегодня постарался: березу сломал, муравьев разогнал, муравейник разорил, цветов редких нарвал целую кучу и в ручей бросил, птичье гнездо разорил.

Кикимора: Хи-хи! Ну, ты и молодец! (дают друг другу пять) Давай запишем все это в нашу книгу «Злых дел», доставай! (Достает из-за пазухи книгу «Злых дел»).

Леший: А ты, Кикимора, что натворила?

Кикимора: У-у-у, Воды намутила, рыбу разогнала, людей на болоте напугала, аисту на ногу наступила, лягушонка палкой гоняла, мусора всякого в реку накидала. Давай, Леший, все записывай. (Леший склонился над книгой, Кикимора стоит возле него, руки в боки, постукивает ногой).

Ведущий: Вы кто такие? (Кикимора и Леший от неожиданности испугались, Леший уронил книгу, Кикимора подбирает ее и кладет на пенек)

Кикимора: А разве вы нас не знаете? (обращается к детям)

Леший: Кикимору и Лешего все знают. А вот вы кто? Пришли тут в наш лес, Кикимора посмотри, мусор собрали, птиц вернули, ужас!

Кикимора: Надо их выгнать отсюда! Не разрешим им гулять в нашем лесу!

Ведущий: Как это не разрешите! Нас пригласил Царь Берендей. 

Леший: Ну, если вы хотите остаться, тогда отгадайте наши загадки, если справитесь мы разрешим вам остаться, а если нет, мы вас выгоним!

Кикимора: Согласны?

Ведущий: Согласны, давайте свои загадки, наши ребята со всем справятся!

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!

(Лес)

Возле ёлок из иголок

Летним днём построен дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. 

(Муравейник)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода)

Кикимора: Все угадали, во дела! Но слово держать надо, раз обещали, оставайтесь.

(Входит Берендей, подходит к пню и читает книгу «Злых дел» в слух)

Ведущий: Так вот кто проказничал в лесу!

Берендей: Сколько же вы вреда Земле причинили: деревья сломали, муравейник разорили. Разве так можно? Земля-наш дом, мы все ее дети, мы должны беречь ее!

Кикимора: Ты чего старый, совсем из ума выжил? Мы всегда плохими делами занимались, как же мы без этого, чем нам заниматься тогда?

Ведущий: Леший, Кикимора, не обязательно заниматься плохими делами, можно ведь помогать Матушке-Земле. Сейчас ребята немного расскажут вам о том, как беречь нашу природу.

1 ребенок. 

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам,

Нельзя шуметь, галдеть, кричать,

И громко музыку включать!

2 ребенок.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и ты и я

Если все сорвут цветы,

То не будет в нашем мире

Ни добра, ни красоты.

3 ребенок.

Целлофан, железки, склянки …

Оставлять в лесу нельзя!

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

Ведущий: Кикимора, Леший, если вы и мы все, будем вредить природе, то ничего не останется, все живое исчезнет, и даже вы. 

(Кикимора и Леший в один голос испугано) И даже мы?

Ведущий: да, к сожалению это так, поэтому, мы должны сделать, чтобы сохранить наш дом!

Кикимора: Мы больше не будем землю обижать, Обещаем!

Леший: Спасибо, ребята, научили нас уму разуму, мы исправимся Царь Берендей, весь мусор соберем, цветы посадим.

Кикимора: И больше никогда не будем обижать природу. А чтобы вы нам поверили, мы хотим вместе с вами спеть и станцевать

(все встают в круг и исполняют песню «Светит лето»)

Леший: Мы будем показывать движения, а вы за нами повторяйте.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие, благодаря совместным усилиям мы спасли лес Царя Берендея, помогли Кикиморе и Лешему стать добрее. До свидания, до новых встреч!

 

Сценарий экологического путешествия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Наш дом – планета Земля»
Пролистать наверх