Автор: Александрова Ирина Витальевна
учитель-дефектолог МБДОУ “ДС “46 “Надежда” г. Норильска
Сценарий экологического путешествия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Наш дом – планета Земля»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 «НАДЕЖДА»
663300 г. Норильск, ул. Лауреатов, 63 (3919) 34 73 00
Сценарий экологического путешествия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
«Наш дом – планета Земля»
Подготовила:
учитель-дефектолог Александрова И.В.
Цель: создать условия для формирования элементарных экологических знаний и экологической культуры у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
- Образовательные:
-закрепить знания детей о растениях, диких птицах и насекомых;
-закрепить знания и навыки поведения на природе;
- Развивающие:
– развивать внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи;
-развивать певческие навыки, музыкально-ритмические движения, творческие способности детей;
– развивать наблюдательность, бережное отношение к природе
- Воспитательные
– воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней;
– формировать навыки сотрудничества в коллективе
Оборудование: 2 корзины, глобус, мусор пластмассовый и бумажный, картинки с изображением деревьев, лесных ягод, диких птиц, книга «Злых дел», медальки-награды.
Участники:
Ведущий.
Царь Берендей .
Кикимора
Леший
Ход мероприятия:
(Ведущий в руках держит глобус)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости, здравствуйте ребята. Наша Земля очень красивая. Об этом рассказывают космонавты, которые видели ее в иллюминатор космического корабля. Земля – это сверкающий голубой шар. Голубой, потому что большая часть планеты занята водой – морями и океанами. Белоснежные полюса (показывает на глобусе) сверкают в отражении солнечного света. Из космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов, например сибирские леса, и желто – песчаные пустыни. Наша Земля очень красива! Земля такая разная и красивая, потому что она живая: на ней хорошо себя чувствуют и растения, и животные, и люди. Все они могут жить на Земле, потому что для них есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, как на других планетах, есть воздух – можно дышать, есть пресная вода – можно пить, есть чем питаться. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету Земля.
Ведущий: Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
(Дети садятся на свои места, у ведущего в руках появляется письмо)
Ведущий: Ребята, посмотрите, что это? Кажется на почту нашего детского сада пришло письмо. Интересно, от кого оно, давайте его прочитаем!
(Открывается письмо)
«Здравствуйте, Мальчики и девочки! Наступило лето и я хочу пригласить вас в свое зеленое царство. Буду рад встречи с вами, царь Берендей»
Ведущий: Ну что, ребята, давайте отправимся в гости к Царю Берендею. Но чтобы нам туда попасть, нужно произнести волшебные слова, я буду их говорить, а вы выполнять действия.
Ногой один раз топнем,
В ладоши два раза хлопнем.
Покружимся, отвернемся,
Дружно за руки возьмёмся!
Глаза закроем, скажем: “Ах!”
И окажемся в гостях.
(в то время как дети отворачиваются выбегают Кикимора и Леший, раскидывают мусор и убегают)
Ведущий: Посмотрите, какая большая полянка, но какая-то она странная: кругом мусор … Что здесь произошло?
Что случилось с этим лесом?
Посмотрите все вокруг,
Был зеленым и уютным –
Стал он грязным, серым вдруг.
(Под музыку заходит царь Берендей)
Берендей: Здравствуйте, ребята! Я – Берендей, лесной царь. Рад вас видеть у себя в гостях.
Ведущая: Здравствуйте, Царь, что с вами? Отчего вы такой грустный? И скажите, что случилось с вашим лесом?
Берендей: Да стряслась у меня большая беда.
О мой лес, мой дивный лес!
Был высок он до небес,
Пели птицы до зари,
Заливались соловьи,
Бабочки порхали,
Пчелки мед собирали.
Но все это в прошлом. А теперь в лесу тишина, только стекло да мусор кругом. Кто-то решил весь лес извести, цветы оборвать, птиц распугать, зверей разогнать. (Жалостно вздыхает и опускает низко голову).
Ведущий: Не горюй Берендей (утешает царя). Мы что-нибудь придумаем с ребятами. Найдем этих злодеев. Но сначала мы поможем собрать весь мусор на поляне.
Игра «Уборка мусора (фасовка: бумажный, пластмассовый)»
Выбирается по 3 ребенка, им вручается по корзине, одна команда собирает бумажный мусор, другая пластиковый.
Берендей: Спасибо вам ребята, что убрали весь мусор на поляне, стало так чисто и светло! Оказывается вокруг много красивых деревьев и растений. А вы знаете как они называются?
Ведущий: Наши ребята знают (показывает картинки, а дети называют деревья, лесные ягоды)
Берендей: Какие молодцы, а чем еще вы можете меня порадовать?
Ведущий: Ребята, а давайте все встанем в дружные хоровод и споем песню
(все дети встают в хоровод и поют песню «Во поле березка стояла»)
Берендей: Ой порадовали, от души наплясался! А все ли ребята знают как надо вести себя в лесу?
(ответы детей)
Берендей: Сейчас мы это проверим! Я буду называть действия по очереди, если действие хорошее вы говорите «да», а если плохое «нет», запомнили? Тогда начнем!
Игра «Если я приду в лесок …»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банки закопаю? (да)
Я люблю свою природу, ей я помогаю? (да)
Берендей: И правда, все правила знают, молодцы! Да только ребята послушайте…
Птицы молчат в чаще лесной,
Вокруг тишина и дремота,
А как мне, ребята, весенней порой
Послушать птичек охота.
Ведущая: Кажется, птицы все улетели из вашего леса, вот беда! А давайте поможем Берендею, позовем птиц обратно в лес. Я буду показывать картинки с изображением птиц, а ребята ее называть.
(Сова, кукушка, дятел, соловей, глухарь, синица).
Берендей: Спасибо, ребята. Здорово получилось, вы еще и птиц знаете, слышите? (прикладывает руку к уху) Птицы вернулись в мой лес! А кто это прилетел вместе с ними?
(достает из кармана бабочек).
Ведущий: Ребята, кто это?
(ответы детей – это бабочки, это насекомые)
Берендей: Молодцы ребята, как раз летом насекомых становится больше. А для чего нужны насекомые?
(Ответы детей)
Ведущий: Ребята, а каких вы знаете насекомых?
(Ответы детей – муравьи, мухи, комары, пчелы)
Берендей: А знаете ли вы песню, в которой поется о насекомых?
(Ответы детей)
(Звучит фонограмма, дети исполняют песню «Здравствуй лето!»)
Берендей: Знаете, сегодня я хотел выпить водицы из лесного ручья, но когда туда пришел, увидел что вся вода в нем мутная, как мне быть, я не знаю.
Ведущий: Ребята, поможем царю Берендею? Может вы знаете интересную и веселую игру, в которой говорится о воде?
Дети: Это игра называется «Ручеек»
Ведущий: я предлагаю всем в нее сыграть, и тогда вода в лесном ручье снова станет чистой.
Игра «Ручеек»
Берендей: Ох, ребята, какая веселая игра! Вы такие молодцы, лес мой ожил, чисто в нем стало, а пойду-ка я обойду свои владения, проверю, везде ли порядок. (Царь уходит)
(звучит музыка, входят Леший и Кикимора).
Кикимора: Леший, ты чего-нибудь плохое в лесу сегодня сделал?
Леший: Да, я сегодня постарался: березу сломал, муравьев разогнал, муравейник разорил, цветов редких нарвал целую кучу и в ручей бросил, птичье гнездо разорил.
Кикимора: Хи-хи! Ну, ты и молодец! (дают друг другу пять) Давай запишем все это в нашу книгу «Злых дел», доставай! (Достает из-за пазухи книгу «Злых дел»).
Леший: А ты, Кикимора, что натворила?
Кикимора: У-у-у, Воды намутила, рыбу разогнала, людей на болоте напугала, аисту на ногу наступила, лягушонка палкой гоняла, мусора всякого в реку накидала. Давай, Леший, все записывай. (Леший склонился над книгой, Кикимора стоит возле него, руки в боки, постукивает ногой).
Ведущий: Вы кто такие? (Кикимора и Леший от неожиданности испугались, Леший уронил книгу, Кикимора подбирает ее и кладет на пенек)
Кикимора: А разве вы нас не знаете? (обращается к детям)
Леший: Кикимору и Лешего все знают. А вот вы кто? Пришли тут в наш лес, Кикимора посмотри, мусор собрали, птиц вернули, ужас!
Кикимора: Надо их выгнать отсюда! Не разрешим им гулять в нашем лесу!
Ведущий: Как это не разрешите! Нас пригласил Царь Берендей.
Леший: Ну, если вы хотите остаться, тогда отгадайте наши загадки, если справитесь мы разрешим вам остаться, а если нет, мы вас выгоним!
Кикимора: Согласны?
Ведущий: Согласны, давайте свои загадки, наши ребята со всем справятся!
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!
(Лес)
Возле ёлок из иголок
Летним днём построен дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
(Муравейник)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
Кикимора: Все угадали, во дела! Но слово держать надо, раз обещали, оставайтесь.
(Входит Берендей, подходит к пню и читает книгу «Злых дел» в слух)
Ведущий: Так вот кто проказничал в лесу!
Берендей: Сколько же вы вреда Земле причинили: деревья сломали, муравейник разорили. Разве так можно? Земля-наш дом, мы все ее дети, мы должны беречь ее!
Кикимора: Ты чего старый, совсем из ума выжил? Мы всегда плохими делами занимались, как же мы без этого, чем нам заниматься тогда?
Ведущий: Леший, Кикимора, не обязательно заниматься плохими делами, можно ведь помогать Матушке-Земле. Сейчас ребята немного расскажут вам о том, как беречь нашу природу.
1 ребенок.
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам,
Нельзя шуметь, галдеть, кричать,
И громко музыку включать!
2 ребенок.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и ты и я
Если все сорвут цветы,
То не будет в нашем мире
Ни добра, ни красоты.
3 ребенок.
Целлофан, железки, склянки …
Оставлять в лесу нельзя!
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
Ведущий: Кикимора, Леший, если вы и мы все, будем вредить природе, то ничего не останется, все живое исчезнет, и даже вы.
(Кикимора и Леший в один голос испугано) И даже мы?
Ведущий: да, к сожалению это так, поэтому, мы должны сделать, чтобы сохранить наш дом!
Кикимора: Мы больше не будем землю обижать, Обещаем!
Леший: Спасибо, ребята, научили нас уму разуму, мы исправимся Царь Берендей, весь мусор соберем, цветы посадим.
Кикимора: И больше никогда не будем обижать природу. А чтобы вы нам поверили, мы хотим вместе с вами спеть и станцевать
(все встают в круг и исполняют песню «Светит лето»)
Леший: Мы будем показывать движения, а вы за нами повторяйте.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие, благодаря совместным усилиям мы спасли лес Царя Берендея, помогли Кикиморе и Лешему стать добрее. До свидания, до новых встреч!