автор: Алексанян Тереза Варужановна
Старший воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 161»
Проект “Семейное чтение, как источник духового обогащения семьи”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 161»
Познавательно-творческий проект педагогов, родителей и детей на тему:
«Семейное чтение, как источник духового обогащения семьи»
Старший воспитатель:
МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад комбинированного вида №161» Алексанян Т.В.
Содержание
- Информация о проекте………………………………………………..3
- Список литературы…………………………………………………..12
- Приложения
- Календарный план мероприятий……………………………………13
- Ресурсное обеспечение………………………………………………15
- Фотоотчёт о проекте………………………………………………….16
Информация о проекте
Название проекта: «Семейное чтение, как источник духового обогащения семьи».
Основные разработчики проекта: старший воспитатель–
Алексанян Т.В.
Участники проекта: дети, воспитатели, педагоги-специалисты, родители МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад комбинированного вида №161».
Возраст детей: 3-7 лет.
Вид: образовательный, социально- просветительский.
По продолжительности: долгосрочный.
Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Пояснительная записка
Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств ,событий, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.
М.Горкий
С давних времён литература идёт бок обок с человечеством. Книги всегда являлись источником знаний, впечатлений вдохновения.
По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.
Действительно, люди всё меньше читают литературу, отдавая предпочтение другим, более прогрессивным, источникам информации.
Чтение как феномен цивилизации на протяжении веков является предметом внимания науки, культуры и православного духовенства. Чтение понимается как жизненная ценность человека, культурное достояние общества, технология работы с информацией.
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, у них заметно снижен интерес к чтению.
Как научить ребёнка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызывать у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его. Сегодня семейное чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге. Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти.
Во многих ли семьях сейчас практикуется семейное чтение? Очень сомневаемся. Взрослые настолько заняты своими делами, своими интересами, что такое понятие как семейное чтение для них не имеет смысла. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время “чудесам техники” и задаём себе вопрос: “Что делать? Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, игры – в том числе и компьютерные, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам.
Проблема семейного чтения настолько глубока, что мы решили привлечь родителей к возрождению давно утерянной традиции семейного чтения.
В связи с этим я разработала план работы, нацеленный на то чтобы установить тесное сотрудничество с родителями по организации семейного чтения, используя разные формы сотрудничества.
- Родительское собрание «Что такое семейное чтение?»
- Организация библиотеки для детей и родителей в методическом кабинете.
- Организация библиотек для детей и родителей в группах.
- Литературные досуги, тематические вечера.
- Концерты для малышей с участием старших дошкольников.
- Театрализованные представления.
- Фотогазеты «Читаем дома», «Я и мои книги».
- Подготовка родителями презентации любимой книги ребенка.
- Памятки для родителей «Организация чтения художественной литературы», «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению».
10.Рекомендательный список для совместного чтения с детьми дома.
- Буклет «Выбери свою библиотеку» (сведения о городских детских библиотеках).
12.Акция «Бумажный бум».
Актуальность проекта
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
В последние годы чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации поэтому тревога педагогов, психологов, библиотекарей и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения.
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Осознавая всю важность этой проблемы, мы пытаемся найти пути приобщения ребенка к чтению. Пути решения проблемы, предлагаемые данным проектом, соответствуют задачам и направлениям деятельности и способствуют повышению престижа детского чтения.
Цели проекта
– Развития культурной и читательской компетентности родителей, педагогов.
– Пропаганда значимости проблемы детского чтения, формирование устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОО и семьей.
– Создание обогащенную развивающую предметно-пространственную среду в ДОО для развития интереса и поддержки чтения.
Задачи проекта
Для детей
Образовательные
-Прививать интерес к положительным героям произведений.
-Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
-Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Развивающие
-Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
-Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нём добра и зла.
-Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Воспитательные
-Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
-Воспитывать отзывчивость на содержание прочитанного, радоваться победе положительного героя.
Для педагогов
– Создать творческую обстановку, заинтересовать и активизировать детей и родителей в рамках проекта.
– Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
Для родителей
– Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
– Способствовать повышению родительской компетенции в области детского чтения.
Прогнозируемые результаты
Для детей
-Расширение представления детей о значении библиотек в жизни человека.
– Сформирование интереса к литературе как к виду искусства.
– Расширение потребности ежедневного общения с художественной литературой.
– Сформирование нравственные качества ребенка.
Для педагогов
– Повышение педагогического мастерства и личностного уровня развития.
– Расширение круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик.
– Повышения интереса детей и родителей к художественной литературе.
Для родителей
– Активное участие в реализации проекта, возрождение традиции домашнего чтения.
– Ежедневное поддерживание традиции семейного чтения.
– Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Механизм реализации проекта
I этап – организационно-подготовительный:
– проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте;
– создание творческой группы;
– подбор и изучение литературы по теме проекта;
– постановка цели и задач, составление плана работы;
– совместная деятельность педагога с детьми;
– совместная деятельность родителей с детьми.
II этап – практический:
– активизация работы с детьми и их родителями, педагогами;
– проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольной организации;
– составление перспективного плана на срок реализации проекта;
– обогащение развивающей среды;
– подборка художественной литературы, презентаций по теме проекта;
– помощь родителей в подготовке фотоматериалов по теме проекта;
– участие родителей в акции «Бумажный бум».
III этап – (обобщающе-результативный):
– родительское собрание «Что такое семейное чтение?»
-организация библиотеки для детей и родителей в методическом кабинете;
– организация библиотек для детей и родителей в группах;
– литературные досуги, тематические вечера;
– концерты для малышей с участием старших дошкольников;
– театрализованные представления;
– фотогазеты «Читаем дома», «Я и мои книги»;
– кросс-букинг – обмен прочитанными книгами, газетами, журналами;
-подготовка родителями презентации любимой книги ребенка;
– памятки для родителей «Организация чтения художественной литературы», «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»;
– рекомендательный список для совместного чтения с детьми дома;
– буклет «Выбери свою библиотеку» (сведения о городских детских библиотеках).
– акция «Бумажный бум».
IV этап – рефлексия:
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения наших детей в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
Сроки реализации проекта
Сентябрь 2018 г.- Май 2019 г.
Список использованной литературы
1.Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения – М.: Просвещение, 2000 г.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992 г.
- Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова / / Родительское собрание по детскому чтению. – 2008.- С. 30 4. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
- Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007 г.
6.Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. – М.: Просвещение, 2000 г.
7.Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010 г. – №6.
8.Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
- Педагогика детства. К. Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост.: Введение. Статья С. Ф. Егорова. – М.: Карапуз, 2000г. – 256 с
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Педагогика, 1983 г. – 318 с.
- Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»- М.: -2010 г
- Янина С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно нравственном воспитании / С. Янина / / Школьная библиотека. – 2001г. – № 6.
Приложение 3.1
Календарный план мероприятий
Месяц | Темы | Форма проведения | Деятельность участников проекта |
Сентябрь | «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом). | Беседа с детьми и родителями | «Книжкина больничка»
(Ремонт книг в группах) (Постоянно) |
Октябрь | «Лучший книжный центр в группе».
«Скажи библиотеки – Да!» |
Конкурс
Подбор книг с произведениями детских писателей по программе |
Пополнение
библиотек |
Ноябрь |
«Бережное хранение книг».
|
Акция
«Бумажный бум» |
Сбор макулатуры |
Декабрь | «Мини-музей» детской книги.
Издательство от 1952 г. до 1979 г. |
Выставка книг | Совместная работа по подборке книг для мини – музея. |
Январь | «Мужеством и стойкостью гордимся». | Конкурс чтецов | Участие в конкурсе |
Февраль | Сказка «Теремок». | Досуг | Театрализованное представление. |
Март | «Читаем дома».
|
Литературный марафон | Фотоотчёт |
«Поделись с интересной книгой». | Кросс-букинг | Обмен прочитанными книгами, газетами, журналами | |
Апрель | «Международный день детской книги». | Презентация | Изготовление книжек-малышек для детей
младших групп |
Май | «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению».
«Выбери свою библиотеку». |
Консультации |
Памятки Буклети |
Приложение 3.2
Ресурсное обеспечение:
Кадровое обеспечение
Фамилия Имя Отчество | Должность |
|
старший воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад комбинированного вида №161» |
Материально-техническое обеспечение
Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:
– книжные центры в группах;
– уголки театрализации;
– уголки ряженья;
– наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации;
– иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов;
– библиотека книг художественной и познавательной литературы;
– ИКТ.
Учебно-методическое обеспечение
– теоретическая и методическая литература;
– периодическая печать;
– материалы по передовому педагогическому опыту.
Приложение 3.3
Фотоотчет