Автор: Алешин Игорь Васильевич

учитель физкультуры Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Часцовская средняя общеобразовательная школа п. Часцы

Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах (Каратэ).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Часцовская средняя общеобразовательная школа

Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах (Каратэ)

 

Учитель физкультуры 

Алешин Игорь Васильевич

п Часцы, 2020

 

Актуальность  

В последние десятилетия наблюдается прогрессирующее ограничение двигательной активности обучающихся в связи с перегрузкой их учебно-аудиторными занятиями, доминированием статических интересов (компьютер, телевизор, электронные игры и т.д.), влиянием условий современного города, что вызывает такие заболевания как сердечно-сосудистые, нарушение осанки, нарушение обмена веществ, в частности ожирение, и другие отклонения в здоровье. Естественно, что одним из основополагающих условий обеспечивающих здоровье, является, именно рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает защитные реакции, улучшает пищеварительные системы, повышает работоспособность. Данная программа является фундаментом для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности обучающихся, их состояния здоровья, на всех последующих жизненных этапах.

Основная цель:

 Создание условий для совершенствования физической подготовленности и физического развития обучающихся посредством общей физической подготовки.

Основные задачи:  

  1. Образовательные:
  • обучать основам техники выполнения физических упражнений;
  • формировать необходимые знания в области физической культуры;
  1. Развивающие и оздоровительные:
  • повышать физиологическую активность всех систем организма, содействовать оптимизации;
  • умственной и физической работоспособности;
  • способствовать профилактике и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • сохранять и укреплять здоровье;
  • развивать двигательные способности;
  • повышать физическую подготовленность обучающихся;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;
  • способствовать профилактике асоциального поведения;
  • содействовать воспитанию волевых,   смелых, дисциплинированных, социально — активных и ответственных обучающихся.

В результате освоения программного материала, обучающиеся должны знать: 

  • о   связи   занятий   физическими   упражнениями   с   укреплением   здоровья   и   повышением физической подготовленности;
  • о правилах поведения на занятиях физической культурой;
  • о правилах использования  закаливающих процедур;
  • об осанке и правилах использования    комплексов физических упражнений на формирование правильной осанки;
  • о физической подготовки и её связи с развитием физических качеств; 
  • о профилактике травматизма. 

 

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета  

Личностные результаты:

Уметь:

выполнять    комплексы    упражнений,    направленно    воздействующих    на    формирование правильной осанки;

выполнять упражнения общей физической подготовки;

выполнять комплексы упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации(с учётом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);

 самостоятельно   применять   полученные   умения   и   навыки   в   организации   и   проведении полноценного отдыха.

Демонстрировать   физическую   подготовленность   по   годовому   приросту   результатов в    контрольных упражнениях:

— подъём туловища из положения, лёжа на спине за 30 секунд;

— прыжок в длину с места;

— наклон вперёд из положения сидя.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно – практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания курса, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся в учебной группе является выполнение контрольных нормативов. Диагностика физической подготовленности проводится в 2 этапа, промежуточная в начале каждого учебного года, итоговая в конце учебного года. По окончанию курса обучения, обучающиеся должны продемонстрировать динамику прироста индивидуальных показателей физической подготовленности. Соревновательная деятельность осуществляется в течение учебного года, в соответствии с Календарным планом спортивных и физкультурно-массовых мероприятий учреждения. Тестирование подготовки осуществляется в середине и конце учебного года.

Регулятивные: 

Обучающийся научится: 

  • самостоятельно определять цели своего обучения;  
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;  
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; 
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: 

Обучающийся научится: 

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  
  • работать индивидуально и в группе;  

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

Обучающийся научится: 

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • укрепление мышечного корсета;
  • ответственное отношение к своему здоровью;
  • динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности ребенка;
  • точно формулировать и понимать теоретические занятия;
  • умение правильно выполнять физические упражнения;
  • устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;
  • воспитанность духовно-нравственных и волевых качеств.

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета

  1.     Теоретическая подготовка

1.1. Вводное занятие. Основы теории физической культуры и спорта.

Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособности, правила и формы занятий физическими упражнениями. Основные компоненты физической культуры личности.

Порядок, расписание, направленность и содержание работы группы. Сведения о воздействии физических упражнений на функциональные системы организма. Значение медицинского допуска и осмотра.

Правила поведения и техники безопасности на занятиях.

Поведение на улице во время продвижения к месту занятия, на учебно-тренировочном занятии и с обслуживающим персоналом. Правила обращения со спортивным инвентарем и оборудованием.                                                      

1.2. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, проведение закаливающих процедур, режим дня и двигательный режим.

Гигиенические требования к одежде, обуви. Личная гигиена. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня, с учетом занятий в центре.

Краткие характеристики техники выполнения физических упражнений.

Значение правильной техники для достижения более высоких спортивных результатов. Основные способы техники выполнения физических упражнений

1.3. Японские термины и выражения традиционно используются на занятиях по каратэ. Они могут быть записаны латинскими или русскими буквами в соответствии с принятыми системами написания, при этом японское произношение может отличаться от обеих версий написания. 

Специальные термины, принятые в Каратэ для обозначения разных видов техники, а также названия ката даны в том объеме, который необходим для понимания содержания квалификационных нормативов. Овладение японской терминологией, которое происходит постепенно в ходе традиционно организованных занятий, значительно экономит время на тренировках, облегчает процесс понимания и обучения. 

  1. Общая физическая подготовка.     
    1.  Гимнастика и акробатика.

Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания учебно-спортивных занятий. В программный материал 1 года обучения входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании и перелазанные, в равновесии, несложные акробатические движения – кувырки, прыжки и само страховка на матах.

Построения и перестроения: в шеренгу; колонну; в круг; в две шеренги; в круг шеренгой и колонной; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом». Общеразвивающие упражнения с предметами и без. Упражнения без предметов.

Для рук: поднимание и опускание рук вперёд, вверх, назад, в стороны; движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками в лицевой, боковой, горизонтальной плоскостях (одновременные, поочерёдные, последовательные); сгибание и выпрямление рук из различных положений, в разном темпе; сгибание и разгибание рук в различных упорах (в упоре на стенке, на гимнастической скамейке); рывки одновременно обеими руками и разновременно.

Для шеи и туловища: наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища; поднимание согнутых ног из положения, лёжа на спине; из положения, лёжа на спине переход в положение сидя; поднимание туловища из положения лёжа на животе, ноги удерживаются партнёром.

Для ног:  сгибание,  разгибание и круговые движения стопами;  поднимание на носки; полуприседания и приседания в быстром и медленном темпе; отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног; различные прыжки. Упражнения с предметами.

С мячами: поднимание и опускание мяча прямыми (согнутыми) руками вперёд, в стороны, вверх; то же одной рукой; броски мяча вверх обеими руками и ловля его на согнутые руки; броски мяча снизу, от груди, сбоку, из-за головы обеими руками и ловля его; то же одной рукой; приседания и вставание с мячом в руках; прыжки через мяч; движения руками по дуге и кругу в различных плоскостях и направлениях, держа мяч двумя руками; наклоны, повороты туловищем из различных стоек, держа мяч перед собой, над головой, за головой.

С отягощениями: из различных исходных положений (руки вниз, вперёд, в стороны) сгибание и разгибание одной руки; тоже двумя руками; круговые движения руками в разных направлениях; различные движения туловищем (наклоны, повороты); приседания, подскоки в сочетании с различными движениями руками.

Лазания, перелезания: передвижение по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально и по диагонали; пере ползание по-пластунски; про ползание под препятствием и перелезание через препятствие, лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях.

Равновесие: стойка на носках; на одной ноге; ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через препятствия; ходьба приставными шагами; приседания и переход в упор присев; 

опускание в упор, стоя на колене (правом, левом).

Висы: вис спиной к гимнастической стенке на прямых руках; вис на низкой перекладине, на прямых руках; вис на перекладине, на согнутых руках.

Акробатические упражнения: упоры (присев, согнувшись, сзади, на локтях); седы (ноги вместе и врозь, на пятках, углом); группировки; перекаты назад в группировке (с помощью и без), из упора присев назад и боком; кувырок вперед (ограниченно для обучающихся с нарушениями зрения).

Все гимнастические упражнения выполняются с учётом состояния здоровья обучающихся.

 

2.3.Элементы спортивных и подвижных игр

Подвижные игры являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности обучающихся, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Они направлены на развитие творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.

Все физические упражнения выполняются с учётом состояния здоровья обучающихся.

 

  1. Специальная техника — КАРАТЭ

КАРАТЭ — одно  из  древних  форм  восточных  единоборств пришло  к  нам  из  Японии, сам  термин «каратэ» в  буквальном переводе  с  японского  означает  «искусство  пути  пустой  руки».

 Как  система  развития  и  самореализации  личности,  каратэ появилось  и  сформировалось  у  нас  в  стране  в  конце  70х с  двумя  основными  ведущими  направлениями: оздоровительный  раздел  и  боевой  раздел, в  той  или  иной  степени  оба  этих  направления  активно  используются  в  практике  каратэ. 

 Интерес  к  каратэ  как  к  виду  спорта  не  ослабевает  уже  на  протяжении  многих  лет,  это  действительно  одно  из  самых  массовых  движений. 

Широкое  распространение  этого  вида  единоборств  и  охват  всех  слоев  населения  являются  следствием  того,  что  каратэ  —  это,  прежде  всего  система  воспитания  человека,  метод  формирования  его  как  личности,  гражданина. Массовое  вовлечение  детей  в  систематические  занятия  спортом  и  обучение  их  рациональной  организации  свободного  времени  дает  положительные  результаты.  

Раннее  биологическое  созревание  и  неравномерность  формирования  основных  функциональных  систем  молодого  организма  поддаются  коррекции. 

Мощным  средством  для  этого  служит  физическое  воспитание  детей.  Основной  целью  программы  считает  создание  наиболее  благоприятных  условий  для  творческого  раскрытия  личностного  потенциала  каждого  ребенка. 

Наиболее  ярко  соответствие  занятий  каратэ  возрастной  физиологии  и  психологии  воспитанников  проявляется  при  освоении  ими  технических  упражнений.  В  процессе  обучения  ребенок  воспринимает  информацию  —  основную  и  дополнительную,  решает  определенные  задачи,  контролирует  качество  исполнения,  вносит  коррективы,  осмысливает  выразительные  средства.  Особая  роль  педагога  состоит  в  правильном  выборе  методов  и  приемов  обучения. 

    1. Методика передвижения в стойках

Передвижения в стойках должны осуществляться быстро, легко и гибко. При передвижении сначала необходимо привести в движение бедра, а затем уже ноги (их движение должно быть наиболее быстрым). Следует обратить особое внимание на сохранение полного равновесия тела. Для этого центр тяжести тела должен располагаться как можно ниже, а нога опираться на всю ступню.

Различают передвижения в классических стойках при выполнении формальных упражнений (ката) и передвижения в бою (кумитэ).

При передвижениях в классических стойках обращают внимание на резкий сброс стопы перемещаемой ноги за счет мощного движения бедра, быстрое перемещение и занятие устойчивого положения. При этом особое внимание обращают на то, чтобы центр тяжести при передвижениях не изменялся, а ноги скользили по полу, причем без трения о поверхность.

В кумитэ передвигаются в основном приставными шагами. При передвижении вперед ученик переносит вес тела на сзади стоящую ногу, освобождая при этом переднюю и слегка поднимая ее над полом, и производит толчок задней ногой. Передняя нога делает шаг вперед на заданное расстояние. Задняя нога подтягивается к передней и ученик занимает положение, аналогичное исходному. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги.

Движение назад подобно движению вперед, только шаг назад делает задняя нога. Техника выполнения шага назад такая же, как и шага вперед.

Передвижение в сторону реализуется за счет бедер. При этом одно из бедер выполняет вращение назад, используя в качестве оси вращения другое бедро. Особое внимание при передвижениях в сторону уделяется отработке ухода с линии атаки, которое, можно сравнить с вращением, двери относительно дверных петель и которое осуществляется за счет резкого вращения влево или вправо верхней части туловища и последующего перемещения стоп.

Как уже отмечалось, передвижения приставным шагом являются основой передвижения в кумитэ. В то же время характер передвижений в кумитэ зависит и от дистанции. Так, на дальней дистанции ученик постоянно двигается вперед или назад, влево или вправо по кругу. В бою же на средней дистанции в основном применяются шаги в стороны. На ближней дистанции приставной шаг еще более укорачивается.

Вторым основным видом передвижения является передвижение двойным шагом со скрещиванием и без скрещивания ног, когда, для того чтобы преодолеть длинную дистанцию, задняя нога либо быстро и мягко продвигается перед передней, которая в свою очередь сразу же выдвигается вперед, либо выталкивает переднюю ногу, подбивая ее под пятку.

При преодолении значительной дистанции можно использовать скачок, основу которого составляет длинный приставной шаг. Длина скачка вперед регулируется впереди стоящей ногой, а скачка назад – сзади стоящей. При скачке возможна фаза полета.

Большое значение при передвижениях имеет умение правильно выбирать дистанцию. С одной стороны, необходимо быть ближе к противнику, для того чтобы атаковать, а с другой – быть на удалении от противника, для того чтобы обезопасить себя от его атаки. С этой целью отрабатываются как мягкое и незаметное изменение дистанции, так и резкий ее разрыв. При этом следует заметить, что оптимальная дистанция определяется в зависимости от противника и собственной манеры ведения поединка. Поэтому, совершенствуя передвижения, необходимо отрабатывать различные маневры, цель которых – создание удобных позиций для атаки или защиты с последующей контратакой.

 

    1. Методика изучение  защитных  действий

Одну из главных сторон мастерства в каратэ составляет защита. Только умело и своевременно используя защитные действия можно добиться победы в поединке. Целью в каратэ является не нападение, а отражение нападения. Поэтому, например, все ката в каратэ начинаются с защиты, и лишь затем следует контратака.

Защита – ключ атаки. Она готовит исходное положение для нанесения атакующих ударов и способствует быстрому и своевременному переходу от оборонительных действий к наступательным.

Мастерство в каратэ во многом определяется умением правильно выбирать оптимальный вид и способ защиты от атаки противника. С помощью защиты обезоруживается противник и готовится собственная контратака. Кроме того, умелая защита, с одной стороны, придает уверенность и непринужденность в своих действиях, а с другой – утомляет противника, принуждая его промахиваться и напрягаться, выводит его из равновесия, заставляет его усомниться в своих силах.

Защитные средства – это наиболее сложные для освоения элементы техники каратэ. Дело в том, что, применяя ту или иную защиту, необходимо вовремя подметить исходное положение противника, увидеть начало его атаки и определить путь удара к цели. Поэтому отработка навыков защитных действий занимает в каратэ много места.

В каратэ применяются следующие виды защит: подставка, блок, уклон, нырок, уход.

Подставка является наиболее простым видом защиты. Подставка ладоней и предплечья часто применяется для защиты от удара рукой или ногой по кругу в голову, реже для защиты от прямого удара кулаком в голову. Очень важно при выполнении этой защиты не отворачиваться от удара противника, не поднимать высоко голову и не закрывать глаза. Защищаясь, необходимо занять удобное исходное положение для контратаки.

Для постановки блоков используют руки или ноги, а наряду с мощью блокирующей руки (ноги) используют энергию вращения бедер. В каратэ есть два основных варианта постановки блоков: жесткий блок, когда блоком атакуют ударную ногу (руку) противника, и мягкий блок, который используется для остановки или изменения направления удара противника.

    1. Методика изучение  ударной техники рук и ног.

По направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают четыре основных вида удара: прямой, круговой, сверху вниз и снизу вверх.

В каратэ выделяют следующие основные удары:

РУКАМИ : ой цки (удар рукой с шагом вперед одноименной ногой – удар правой рукой с шагом вперед правой ногой или удар левой ногой с шагом вперед левой ногой); гьяко цки (удар рукой с шагом вперед разноименной ногой – удар правой рукой с шагом вперед левой ногой или удар левой рукой с шагом вперед правой ногой); кизами цки (удар рукой с выводом вперед плеча бьющей руки); маитэ (удар передней рукой без смены стойки); моротэ цки (удар одновременно двумя руками); маваши цки (круговой удар рукой);

НОГАМИ : мае гери кекоми (прямой проникающий удар подушечкой ступни); маваши гери (удар по кругу подушечкой ступни или подъемом стопы); йоко гери кеаге (удар в сторону по восходящей траектории ребром стопы); йоко гери кекоми (проникающий удар в сторону ребром стопы); уширо гери (удар пяткой назад); йоко тоби гери (удар ребром стопы в прыжке); мае тоби гери (удар подушечкой ступни в прыжке); хиза гери (удар коленом);

Сила удара в большей степени зависит от скорости и техники удара, чем от физической силы человека. Практика каратэ убедительно показала, что если в ударе участвует большая масса, то такой удар не будет эффективным, им можно лишь отбросить противника или столкнуть его с места. Большая масса мешает увеличению скорости удара. Поэтому противник обычно успевает отразить такие удары, и они не доходят до цели. Вот почему большинство мастеров каратэ имеют относительно небольшую массу тела.

  1. Контрольные нормативы.

Общая физическая подготовка — челночный бег 3 х 10м, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения, лежа на спине согнув ноги, за 30 секунд, вис на перекладине на прямых руках, наклон вперёд из положения сидя. 

Принимаются 2 раза в год (в начале учебного года — промежуточная диагностика, в конце года -итоговая). Результаты заносятся в протокол, определяется уровень физической подготовленности обучающегося. 

В конце учебного года, обучающиеся должны продемонстрировать динамику прироста индивидуальных показателей физической подготовки.

Тестирование теоретической подготовки осуществляется в конце учебного года. Вопросы предоставляются в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся.