Автор: Анферова Кристина Викторовна

Учитель английского языка МАОУ «Гимназия 26 имени Андре Мальро»

Эссе по английскому языку на 14 баллов.

«Эссе по английскому языку на 14 баллов»

Анферова Кристина Викторовна

МАОУ «Гимназия 26 имени Андре Мальро, г. Йошкар -Ола

Задание 40 на ЕГЭ -это сочинение, являющееся заданием повышенного уровня сложности. Это, по сути, развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения .  Пример темы эссе из КИМ:

                                    Comment on the following statement:

                         An interesting job is more valuable than a high salary

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words.

Use the following plan:

—    make an introduction (state the problem)

—    express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion

—    express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion

—    explain why you don’t agree with the opposing opinion

—    make a conclusion restating your position

Эссе – задание непростое, которое может принести 14 баллов на экзамене. Так как задание требует построения логического высказывания, лучше его писать на черновик, четко разделяя на абзацы.  Стоит отметить, что у ученика есть выбор между двумя темами.

Рекомендуемое время написания задания 40 на экзамене – 60 минут.

Прежде всего, ознакомимся с критериями оценивания сочинения ( сайт ФИПИ):

3 -Задание выполнено полностью: содержание отражает полно и точно все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление  речи  выбрано  правильно (допускается 1 нарушение нейтрального стиля)

2-Задание выполнено в основном: но 1-2аспекта   содержания,   указанные   в задании,  раскрыты  не  полностью  или неточно;  стилевое  оформление  речи  в основном  правильно  (допускается  2-3 нарушения нейтрального стиля)

1-Задание  выполнено  не  полностью: в содержании  не  раскрыты  1-2  аспекта, ИЛИ   3-4 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно,ИЛИ 1 аспект не раскрыт  и 1-2  аспекта  содержания раскрыты   неполно   или   неточно;  имеются    ошибки    встилевом оформлении   речи   (допускается   4 нарушения нейтрального стиля)

0-Задание  не  выполнено: все случаи, не указанные  в  оценивании  на  1,  2  и  3 балла,ИЛИ  ответ  не  соответствует требуемому  объёму,  ИЛИ  более  30% ответа  имеет  непродуктивный  характер (т.е.  текстуально совпадает  с  опубликованным источником)

Итак, за решение коммуникативной задачи можно получить 3 балла. Это значит, что сочинение написано строго по теме, плану, содержит достаточное количество слов и выдержано в нейтральном стиле. План эссе всегда дается в задании КИМ с указанием того, что должно содержаться в каждом параграфе.

Обратите внимание, что нельзя заменять одну тему другой. Нужно четко следить, чтобы все элементы из темы прослеживались в работе. В этой статье предлагаю пример эссе на тему “An interesting job is more valuable than a high salary», поэтому в работе должны быть отражены 2  аспекта – “An interesting job ”  and “ a high salary” и не забудьте упомянуть про сравнение – more valuable. Если что-то из этих элементов будет упущено, вы  вы потеряете в аспектах содержания.

Как правило,план написания сочинения дается  в самом задании КИМ:

– make an introduction (state the problem)

– express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion

– express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion

– explain why you don’t agree with the opposing opinion

– make a conclusion restating your position

200-250 -это количество слов, необходимое для получения максимального балла (также указывается в задании). Необходимо ознакомить ученика заранее , что допустимо отклонение от заданного объема на 10% ( можно написать от 180 до 275 слов). Но! Если вы напишите меньше 180 слов, эссе проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи и, соответственно,  0 за все задание. А если ученик напишет свыше 275 слов,то  эксперт оставит ровно 250 слов и дальше сочинение проверке не подлежит. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.

Что касается критерия подсчета слов, то считаются все слова, с первого слова по последнее, а также вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом:

 числительные, выраженные цифрами, т.е. 7, 33, 1999 и т.п., считаются как одно слово;

 числительные, написанные цифрами, а также проценты, т.е.  100% и т.п., считаются как одно слово;

 числительные, написанные словами, считаются как слова;

 сложные слова,пишущиеся через дефис, такие как well-educated, English-speaking, fifty-five, считаются как одно слово;

 сокращения, например UK, e-mail, TV,  считаются как одно слово.

Нейтральный стиль подразумевает отсутствие сокращений (I’m glad) и разговорной лексики (it is stupid to think so). 

 Отмечу плагиат в этом же пункте .Если более 30% ответа  совпадает с опубликованным источником, то вы получаете 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов.

Если мы говорим об организации текста, то максимальное количество баллов-3. Их можно получить если сочинение логически верно разделено на абзацы( пять абзацев)  и в нем есть средства логической связи.

3-Высказывание   логично;   средства логической   связи   использованы правильно;    структура    текста соответствует  предложенному  плану; текст правильно разделён на абзацы2Задание выполнено в основном: но 1-2аспекта   содержания,   указанные   в задании,  раскрыты  не  полностью  или неточно;  стилевое  оформление  речи  в основном  правильно  (допускается  2-3 нарушения нейтрального стиля)

2-Высказывание  в  основном  логично (имеются  1-2  логические  ошибки), И/ИЛИ  имеются  1-2  недостатка  при использовании  средств  логической связи,И/ИЛИ имеются 1-2 отклонения от  плана  в  структуре  высказывания, И/ИЛИ имеются  1-2  недостатка  при делении текста на абзацы

1-В   высказывании   имеются   3-4 логические  ошибки,  И/ИЛИ  имеются 3-4  ошибки  в  использовании  средств логи  ческой связи, И/ИЛИ имеются 3-4 отклонения  от  предложенногоплана; имеются  3-4  недостатка  в  делении текста на абзацы

0-В  высказывании  имеются  5  и  более логических ошибок, И/ИЛИ имеются 5 и  более  ошибок  в  использовании средств  логической  связи,  И/ИЛИ предложенный план ответа полностью не соблюдается, И/ИЛИ деление текста на абзацы отсутствуетБаллыЛексикаГрамматика Орфогра

Остановимся на каждом пункте плана подробнее .

Параграф №1 -вступление

Напишите вступление  из 2-3 предложений и  при помощи синонимичных конструкций перефразируйте  тему, а также укажите  две противоположные точки  зрения по проблеме.

Возьмем тему из задания выше – “An interesting job is more valuable than a high salary»

Для вступления можно  использовать следующие средства логической связи:

    Some people think/believe/consider that …, whereas others think/believe/consider that …

    The problem / issue / question of… has always aroused heated / sharp disputes /debates / discussions / controversy

    Our modern world is unthinkable / unimaginable / inconceivable without… However, there are plenty of people who believe that it is not necessary / doubt the necessity / importance / use / benefit / good of…

    …gaining increasing popularity today, many still dispute / doubt / challenge / bring into question / cast doubt on its use for the society

    It is often difficult to decide which position to take whenever there is a debate regarding a choice between… and…

Параграф №2-мнение автора

В плане сочинения во втором абзаце ученику необходимо высказать свое мнение и привести 2-3 аргумента в его поддержку(аргументы “за” должны быть развернутыми  с пояснением своей точки зрения)

Связки для выражения своего мнения:

    I believe/ I consider that…/ I am convinced that …

    I personally favour …

    To my mind…/ In my opinion…/ It seems to me that…

    I can’t but agree that…

    I am against…/ I do not approve of…/ I do not support the idea of…/ I personally frown on…

    It is said/ believed that…

    It goes without saying that…

Связки для выражения аргументов:

    Firstly/ first and foremost/ first of all …

    A major benefit is that …

    To begin/start with, it is important to emphasize that…

    Furthermore/ Moreover/ What is more/ Besides, …

    A further convincing argument is that …

    Another (positive/ negative) aspect of …

    Finally/ Lastly

Параграф №3 -выражение противоположной точки зрения

 3 абзац -это есть противоположная точка зрения с подкреплением аргументами( 1 или 2) . Помните, что от того, сколько вы напишите аргументов здесь, зависит то, сколько их придется опровергнуть в 4 параграфе.

Связки для выражения противоположного мнения.

    However, not all people share my point of view. They say that …

    They assume/ suppose…

    They are in favour of…/ They approve of… / They favour…

    There is another side to the issue/question of …

    There are people who have the opposing opinion./ Not all people share my viewpoint.

Параграф №4-контраргументы на 3 абзац

В этом пункте ученику предстоит опровергнуть аргументы “против”, которые были представлены в 3 параграфе(опровергаем аргументы третьего параграфа) 

Связки для выражения контраргументов.

    To a certain extent it is right, but we should not forget that… / we should consider the fact that… / one should not disregard… / one should take into account …

    However veracious it sounds, I would not agree with the above mentioned idea.

    However, I disagree with these contentions.

    I am afraid I cannot agree with these people here as I think …

Параграф №5 -заключение

И, наконец, заключение, где  нужно еще раз написать свое мнение о данной проблеме. Здесь важно не повторять написанные ранее мысли

Выражения для завершающего абзаца:

    To conclude/ sum up/ summarise

    All in all…

    All things considered…

    Taking all this into account/ consideration…

    In short/ conclusion …

А теперь перейдем к грамматическо-лексическому и орфографически-пунктуационному оформлению сочинения. Привожу критерии оценки этих параметров:

3-Используемый словарный  запас  соответствует   высокому   уровню сложности задания; практически нет нарушений в  использовании  лексики (допускается  1  лексическая ошибка)

2-Используемый   словарный запас соответствует высокому  уровню  сложности задания, однако встре-чаются   2-3   лексические ошибки,  ИЛИ  словарный запас ограничен, но лексика использована правильно

1-Используемый   словарный запас  не  вполне  соответствует   высокому   уровню сложности задания, в тексте имеются   4   лексические ошибки

0-Используемый словар   ный запас не  соответствует  высокому уровню  сложности  задания, в   тексте   имеются   5 и более лексических ошибок

Лексические ошибки -это:

  —  неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so)

    -ошибка в сочетаемости (do tea вместо make tea)

   — пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (My parents are very well familiar (пропущен предлог with) the topic)

    -ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unpolite вместо impolite)

    -ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)

    -орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Важно помнить, что лексика в эссе должна соответствовать поставленной задаче. Лексический состав эссе должен быть разнообразным. Если автор обходится простыми словами и выражениями (I think,  It’s good/ bad to) или повторяется в лексике, то  максимума баллов по критерию “лексика” не будет. Для получения высокого балла нужно употреблять фразовые глаголы (meet friends – meet up), лексику, соответствующую уровню  лексику (think – consider).

 Грамматические ошибки. Критерии:

3-Используемые    грамматические    средства соответствуют высокому уровню  сложности  задания, нарушений практически нет (допускаются   1-2   не повторяющиеся грамматические ошибки)

2-Используемые грамматические средства соответствуют высокому уровню сложности  задания,  однако  в  тексте имеются  3-4  грамма-тические ошибки

1-Используемые грамматические средства не вполне соответствуют высокому уровню сложности    задания, в   тексте   имеются 5-7    грамматических ошибок

0-Используемые грамматические средства не соответствуют высокому уровню сложности    задания, имеются 8 и более грамматических ошибок

Эксперт при проверке эссе отмечает грамматическую ошибку, если ошибка:

   — в любой грамматической форме,степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора

  —  в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they reading at the moment. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)

   — есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, Those games good enough. – Отсутствует глагол-связка “are”)

   — в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “волшебник” magician), а написали magic (волшебный)

Также, если ученик обходится простыми предложениями, баллы снимаются. В сочинении приветствуются сложные структуры, модальные глаголы, обороты с пассивом/ инфинитивом/ причастиями, условные предложения. На, главное-соблюдать меру.

Орфографические и пунктуационные ошибки. Критерии:

2-Орфографические ошибки   практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным  пунктуа-ционным  оформлением (допускаются  1  орфографическая    1     пунктуационная ошибка.

1-В  тексте  имеются  2-4 орфографические и/или пунктуационные ошибки

0-В   тексте   имеются 5   и   более   орфографических   и/или пунктуационных ошибок

В сочинении орфографическими ошибками считаются:

   — Все ошибки, не меняющие значения слова (например, beleive becouse)

    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)

   — Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой

    -Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color. И придерживаться выбранного варианта до конца. 

 Забудьте про сокращения в эссе (don’t/wouldn’t/mustn’t) – на этом вы потеряете баллы.

И пишите  разборчиво!  Если в работе будет много зачеркиваний – эксперт имеет право снизить оценку на полбалла.

Эссе-пример

  An interesting job is more valuable than a high salary

   Today more than half of the world’s population want to make a lot of money. Some people believe that modern citizens get used to consuming and wasting money only, while others  are of the opposite view.

   In my opinion having an exciting work has a positive effect on any personality. Firstly, the person has both a job and a hobby and it is a real dream of almost each man. Secondly, having a favourite occupation gives an opportunity to develop mind, improve professional skills  getting inner satisfaction.

   However, some people claim that exciting job is not paid well enough in most cases.  They argue that people of such professions cannot provide their families with all necessary things. There are too many temptations nowadays.

   Personally I do not agree with the above opinion. People can achieve better results in their professional sphere  increasing the number of money they earn. The main thing is inner satisfaction. Besides, the family members of such excited people do not get used to luxury life getting used to leading more modest way of life sharing life views with each other. 

   In conclusion , although there are different opinions on this problem I still believe that absolutely happy are those people  who are involved in a really absorbing activity listening to the call of their hearts  not paying attention to the salary they earn.

Не лишним будет напомнить, не забудьте в начале написать номер задания – Задание 40.  Нельзя писать на обороте бланка 2,  просите следующий бланк.Следите за временем , чтобы на экзамене вы успели переписать все письменное задание в бланк. Эссе, написанное на черновик, не проверяется.Отводите 60 минут на сочинение.Перечитайте  свои аргументы и подберите наиболее подходящие аргументы 3-го и 4-го параграфов – то есть, аргументы против и контраргумент к нему. Напишите эссе на черновик, а, если совсем мало времени – пишите на чистовик сразу. Проверьте ошибки.    Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали “Задание 40” перед эссе.Если вы, увидев незнакомое слово в формулировке темы  на экзамене ,запаниковали — успокойтесь и попробуйте предположить, как это слово может переводиться.

При написании статьи использовались материалы с сайта fipi.ru , который является самым  достоверным источником для подготовки к  ЕГЭ. 

Конечно, не все детали удалось отразить досконально. Чтобы все их увидеть, нужно разобрать и самостоятельно написать не одно эссе.

Список литературы: 

1.Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ    2020 г. по английскому языку – www.fipi.ru   

2.Кодификатор элементов  содержания  и  требований  к  уровню  подготовки  выпускников образовательных  организаций  для  проведения  в  2020  г.  ЕГЭ  по  английскому  языку – www.fipi.ru 

3.Примерные программы по иностранным языкам.  Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2–11 классы. Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ Астрель, 2004.

4.Спецификация КИМ для проведения в 2020 г. ЕГЭ по иностранным языкам – www.fipi.ru

 5.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного  общего  и  среднего  (полного)  образования.  В  кн.:  Новые  государственные стандарты  школьного  образования  по  иностранному  языку.  2–11  классы. Образование  в документах и комментариях. – М.: Астрель, 2004.

6.Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные  на  основе  анализа  типичных  ошибок  участников  ЕГЭ  2016  года  по английскому языку.- Педагогические измерения.-2016, No4, с.22-44

7.Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные  на  основе  анализа  типичных  ошибок  участников  ЕГЭ  2017  года  по английскому языку. -Педагогические измерения.- 2017, No3, с.95-118.

8.Вербицкая  М.В.,  Махмурян  К.С.  Методические  рекомендации  для  учителей, подготовленные  на  основе  анализа  типичных  ошибок  участников  ЕГЭ  2018  года  поанглийскому языку. -Педагогические измерения.- 2018, No 3, с.50-75.

9.Вербицкая  М.В.,  Махмурян  К.С.  Методические  рекомендации  для  учителей, подготовленные  на  основе  анализа  типичных  ошибок  участников  ЕГЭ  2019 года  по английскому языку. -Педагогические измерения.- 2019, No 3, с.41-70.