автор: Артемьева Наталья Александровна

учитель письма и чтения ГКОУ КК специальная (коррекционная) школа-интренат с.Ванновского

Конспект урока-игры по русскому языку по теме «Части речи» (КВН по русскому языку)

ГКОУ КК специальная (коррекционная)

школа-интернат с.Ванновского

Конспект урока-игры по русскому языку

по теме «Части речи»

(КВН по русскому языку)

Подготовила и провела:

 учитель-дефектолог Н.А.Артемьева

2019 год

                                    Тема:  «КВН по русскому языку»

Цель: формировать интерес к родному языку.

Задачи:

 

—  организовать деятельность учащихся по повторению изученных тем: части речи, состав слова, фразеологизмы, фонетика.

 

— содействовать развитию у детей умения работать в коллективе, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

 

—  помочь осознать ценность внеклассного мероприятия, воспитывать умственную активность, любовь к точным наукам, вежливость, культуру поведения, выдержку и организованность.

 

Оборудование:  эмблемы с названиями команд, таблички с названиями

конкурсов, карточки с заданиями,презентация,   Цветочек. 

Музыкальный ряд: гимн   КВН

                                           Ход  мероприятия:  

(Участвуют 2 команды)

Ведущий:  Добрый день, дорогие ребята! Мы собрались сегодня на  интересный КВН. Русский язык считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. Богатство языка заключается в выразительной стороне слова, его звучании и  содержании. К. Паустовский писал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Вы многому научились на уроках русского языка  и сегодня постарайтесь быть внимательными, вспомните правила, которые учили. Мы начинаем конкурс весёлых и находчивых.

Представление Жюри: 

Представление команд.

Представляю вам две команды  ( фонограмма гимн КВН)

  • Приветствие команд

Команда « Союзники»

Девиз:  «Мы дружные союзники

На месте не сидим.

За каждым предложением внимательно следим.»

  1. Команда  «Слово»

Наш девиз: «Мы дружная команда «Слово» 

хотим познать все тайны слов.

И пусть борьба кипит сильней,

Наша дружба крепнет с ней!»

2.Разминка.  «кто быстрее ответит».

  1. Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные) 
    2.Есть ли буква “фэ”? (нет) 
    3.Перед союзом а (ставится запятая) 
    4.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву) 
    5. [ж] звонкий или глухой? (звонкий) 
    6.Волнистой линией подчёркивается (определение) 
    7.Главные члены предложения – это (подлежащее и сказуемое) 
    8.Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (ая) 
    9.В конце вопросительного предложения ставится (?)

Жюри подводит итоги (1балл за правильный ответ)

3.«Чей портфель тяжелее?» Каждой команде раздаются листы в форме А4 в виде портфеля. Задача участников за 30 секунд заполнить «портфель» словами, которые бы начинались на одну и ту же букву алфавита.

Игра со зрителями

Нет конца у строчки, 

Где стоят три точки.

Кто придумает конец,

Тот и будет молодец!

  1. То я в клетку, то в линейку

 Написать по ним сумей-ка.

Можешь и нарисовать

Называюсь я …….(тетрадь)

  1. Я с собой её ношу

Не  макаю, а пишу.

Замечательная штучка

Самопишущая…(ручка)

3.Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая…(белка)

4.В малине понимает толк

Хозяин леса – бурый …. (медведь)

  1. Кто стучит, как  в барабан?

На сосне стучит…  (дятел)

 

4.«Подбери глаголы по смыслу».

Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Вам нужно заменить фразеологизмы глаголами.

1 команда

Повесить нос (приуныть)

Вставлять палки в колеса (мешать)

Надуть губы (обидеться)

Наступать на пятки (догонять)

Пускать пыль в глаза (хвастаться)

2 команда

Втирать очки (обманывать)

Зуб на зуб не попадает (замерзнуть)

Сделать из мухи слона (преувеличить)

Нашел дорогу к сердцу (понравился)

Бить баклуши (бездельничать)

Жюри подводит итог (правильный ответ 2 балла)

5.«Кто больше?»

Как вы думаете, сколько слов знает человек? Ученые предполагают, что около 5 тысяч. Словарь Даля содержит около 20 тысяч слов. Вам сейчас предлагается из слова   ПРОСТОКВАШИНО составить как можно больше слов. Время на выполнение этого задания 1 минута. (Например, квас, кости, просо, росток, сотка, крот, товар, ишак, ноша и т.д .)

Игра со зрителями  « Подскажи волшебное словечко»

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

 

6.«Конкурс капитанов».

        Продолжите пословицу:

  1. Ум хорошо (а два лучше).
  2. Слово не воробей (вылетит —  не поймаешь).
  3. Грамоте учиться (всегда пригодится).
  4. Под лежачий камень (вода не течет).

(Жюри подводит итог: 1 балл за правильный ответ)

7.«Исправь ошибки». Каждой команде выдается стихотворение, в котором нужно исправить орфографические ошибки.

Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре. 

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты. 

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу. 

Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать —
Будут польта выдавать.

 

Игра со зрителями

  1. Если ребенок просит «стриженки», что вы должны ему дать? (ножницы)

                  2.Братик просит у вас «пальчатки», что вы ему дадите? (перчатки)

                  3.Что означает слово «близоглазый»? (близорукий)

                  4.Ребенок показывает вам «рукти». Что это? (ногти на руках)

 

(Если команды готовы, вместе со зрителями отгадывают ребусы. Правильный ответ- 1 балл)

  1. «Цветы красноречия».

Команды выстраиваются напротив друг друга. Ведущий говорит слово (например, друг) и бросает первому члену команды мяч. Задача игрока – передать мяч в другую команду, дав определение к этому слову. Мяч должен пройти через всех игроков, определения  повторять нельзя. Проигрывает команда, которая оставит мяч у себя.

9.«Самый зоркий».  Каждой команде выдается лист с предложениями, в каждом из которых нужно найти имя.

Образец: Наш шеф имеет большое влияние (Ефим).

  1. Пеле на футбольном поле забил великолепный гол. (Лена)
  2. Мы наловили ведро лягушек. (Оля)
  3. Снова рядом мы идем, песню весело поем. (Варя)
  4. А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня)
  5. Мой папа велосипедист. (Павел)
  6. Я готовился дома к симфонии. (Максим)
  7. Бабушкины вареники такие вкусные. (Никита)
  8. Только после смены снимает сталевар темные очки. (Артем)
  9. Слон и на арене цирка мечтает о еде. (Нина)
  10. Труден и слишком опасен подъем на вершину горы. (Денис)

Игра со зрителями

  • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
  • Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
  • Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
  • Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)
  • Чем кончается лето? (О)
  • Любимое лакомство мышей? (Сыр)
  • Игра в мячик с ракетками . (Теннис)
  • Пчелиная стая называется…( Рой)
  • Страшная, зубастая морская хищница . (Акула)
  • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
  • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
  • Сушёный виноград. (Изюм)
  • Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
  • Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)

Ведущий: Русский – точная наука. Это каждый знает. И это сей предмет с математикой сближает. 
9.Шифровка.Перед вами небольшой текст. Зная порядковый номер каждой буквы (а алфавит у вас перед глазами), за 1 минуту расшифруйте закодированные предложения. Максимальное количество баллов 3. Время пошло. 

17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14 6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1. 
(слайд №15) (Приходи ко мне в гости. Будем есть пирог. Маша.) 

10. Конкурс «Домашнее задание»

.Зашифровать пословицу в рисунке. Команда в рисунке зашифровывает пословицу, а соперники угадывают пословицу.

Показать пословицу мимикой и жестами, а команда противника должна угадать пословицу.

Жюри подводит итоги

Ведущий: На этом наша игра заканчивается, надеюсь, что она убедила вас в том, что заниматься таким предметом, как русский язык совсем не скучно, а даже увлекательно и интересно. Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей вашей жизни.

Подведение итогов, награждение

Русский язык – великий, богатый,

Как много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты все разгадайте

И с радостью русский язык изучайте.

Тогда очень грамотным станет ваш класс,

А русский язык будет другом для вас!

 

                           

  1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (школа)
  2. Какая водица только для грамотных годится? (чернила)
  3. В дряхлой избенке жили Просто и Ничего; избушка стала рушиться, Просто вышло в двери, а Ничего – в окно; кого задавило в избушке? (и)
  4. Черные, кривые, от рожденья все немые, встанут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)