Автор: Асфандиярова Светлана Геннадьевна

воспитатель МБДОУ №118

«Психолого-педагогическое сопровождение детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы»

Тема: «Путешествие на остров Дружбы»

Цель: содействие формированию положительного социального опыта у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

 Задачи:

    • Учить осознавать свои потребности и способы их удовлетворения; 
    • Формировать умение осознавать проявления дружбы;
    • Способствовать формированию адекватной самооценки
    • Развивать коммуникативные навыки детей;
  • Развивать чувство эмпатии. 

 

Образовательные технологии: социо–игровая технология с использование элементов методов: сказкотерапии, игротерапии, телесно-ориентированной терапии, психомышечной релаксации.

 

Ожидаемый результат: 

  • Осознавание своих потребностей и способов их удовлетворения
  • Осознавание проявлений дружбы;
  • Проявление конструктивных коммуникативных навыков при взаимодействии детей;
  • Проявление чувства эмпатии, желания и готовности помогать другим людям;
  • Повышение уровня самооценки ребенка.

 

Технологическая карта организации совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста.

Составил: воспитатель Асфандиярова Светлана Геннадьевна

Возрастная группа: дети 7-го года жизни 

Тема: «Путешествие на остров Дружбы» (в контексте психолого-педагогической программы «Вижу, чувствую, понимаю» по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Цель: содействие формированию положительного социального опыта у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

 Задачи:

    • Учить осознавать свои потребности и способы их удовлетворения; 
    • Формировать умение осознавать проявления дружбы;
    • Способствовать формированию адекватной самооценки
    • Развивать коммуникативные навыки детей;
  • Развивать чувство эмпатии. 

 

Образовательные технологии: социо–игровая технология с использование элементов методов: сказкотерапии, игротерапии, телесно-ориентированной терапии, психомышечной релаксации.

 

Инвентарь и оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, колонки, стул для игры, аудиозапись шума моря, цветочный горшок, 3 цветка, медальки для награждения детей.

 

Ожидаемый результат: 

  • Осознавание своих потребностей и способов их удовлетворения
  • Осознавание проявлений дружбы;
  • Проявление конструктивных коммуникативных навыков при взаимодействии детей;
  • Проявление чувства эмпатии, желания и готовности помогать другим людям;
  • Повышение уровня самооценки ребенка.

 

Структура/ Этапы Содержание образовательной деятельности/ деятельность педагога  Деятельность детей  Планируемый результат
Вводная часть

1.Ритуал приветствия.

2. Мотивационный этап.

(4 минуты)

 

(Дети вместе с психологом под веселую музыку заходят в зал)

1. Психолог: Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте начнем наше занятие с того, что мы поздоровается друг с другом и с нашими гостями. А для этого мы с вами присядем на корточки и тихо повторяйте за мной: «Здравствуйте!»

А теперь мы с вами, немного выросли и поднялись на ножки и поздоровались громче.

А теперь нам помогут наши ножки (топаем быстро ногами).

А теперь показали наши ручки, подняли их высоко верх, машем, здороваемся.

Молодцы ребята! 

Психолог: Ребята, расскажите, с каким настроением вы пришли на занятие? («А какое у тебя настроение?» обращается к каждому ребенку с вопросом) 

Психолог: Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Когда я шла в детский сад, встретила почтальона. Он мне передал письмо. Прочитаем?

Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вас приветствуют жители острова Дружбы! Нам нужна ваша помощь. У нас на острове, на красивой поляне, росли цветы Дружбы и Радости, они помогали нам всегда быть добрыми, дружными и веселыми.  Но недавно мы обнаружили, что цветы завяли. Теперь мы часто ссоримся и перестали дружить друг с другом. На нашем острове стало грустно и уныло! Чтобы на наш остров вернулась радость и все стали дружить друг с другом, как и прежде, мы просим вас посадить на нашем острове снова цветы Радости и Дружбы».

Психолог: «Ребята, поможем?»

 

Игра «Приветствие»

Замечают свое настроение.

Установленный эмоциональный контакт.

Понимание своего эмоционального состояния.

Эмоциональная заинтересованность детей, вовлеченность всех ребят в общее дело, сплоченность 

Основная часть

(8  минут)

Психолог: «Тогда нам нужно набрать команду, которая отправится в морское путешествие на корабле под названием «Дружба»! … Занимайте, ребята, места на нашем корабле «Дружба»! 

Подойдите все ко мне. Встаньте в круг, положите руки на плечи друг другу, это и будет наш воображаемый корабль, корабль Дружбы. Вы можете закрыть глазки, а можете и не закрывать. Отправляемся в путь, полный вперед!» 

Видео релаксации: «Шум моря»

Слышите где-то вдалеке, слышна чайка, как вода бьет о камни. По морю плывет корабль, который несет нас в сказочную страну. Мягкие брызги волны докатываются до вашего лица, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. 

Психолог: «Медленно открываем глазки и вот мы с вами на месте. А вот и эта поляна, на которой росли сказочные цветы. Присаживайтесь. 

Психолог: Теперь давайте выполним все задания, чтобы помочь нашим сказочным жителям. И вот первое задание: давайте расскажем жителям сказочной страны о своих друзьях. 

Психолог: Ребята,у кого из вас есть друзья? Вижу много таких детей! Как зовут твоего друга? А кого можно назвать другом?  Как ты понял, что именно, н-р, Петя, твой друг? 

Психолог: Да, верно, дружба возникает, если у людей есть общее дело. Чем вы занимаетесь вместе, в какие игры играете? 

Как ты себя чувствуешь, когда вы вместе с другом? А случалось так, что вы ссорились? Что ты тогда почувствовал? 

А когда вы помирились, что ты почувствовал?

Психолог: А, скажите, могли бы мы с вами прожить без друзей? 

Мы с вами рассказали о своих друзьях жителям сказочного острова, они теперь понимают, что без друзей очень грустно и скучно. 

Психолог: Ребята, посмотрите, на полянке я обнаружила необычный цветочный горшок. Давайте посадим в него первый цветок Радости и Дружбы. Иди, …, посади. Вот мы и справились с 1 заданием. 

Психолог: 2 задание

Ребята, я раздаю вам картинки с изображением героев из разных сказок (картинки с изображением Золушки, Буратино, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Карабаса-Барабаса, Винни-Пуха, Кота в сапогах). Все они с различными характерами и поступками. Внимательно посмотрите на картинку, не показывайте ее другим детям.  Сейчас каждый из вас по очереди изобразит этого сказочного персонажа, а остальные должны угадать, кто это.

Ребята, посмотрите на экран, там все герои вместе. Вам это поможет угадать героя.

Психолог: Молодцы! Всех героев правильно изобразили и быстро угадали. Ребята, скажите, а с кем из героев вы бы хотели дружить? Почему? Какие качества этого героя тебе интересны? Чем он тебя привлекает? Поступками, поведением, внешним видом? 

И так, ребята, я заметила, что выбирали вы разных героев, с разными характерами и поступками, но у каждого из них есть качества, которые нас привлекают, нам нравятся, эти разные герои могут научить чему-то полезному.  Например, Кот в сапогах учит нас разрешать конфликты без применения силы. 

Вот мы и выполнили еще одно задание, посмотрите, у меня в руках еще один цветок «Дружбы», который мы должны с вами посадить.

Психолог: Ребята, я думаю, что каждому из вас хочется иногда услышать приятные слова-комплименты о себе. Машенька, какие бы приятные слова ты хотела бы услышать о себе от ребят сегодня? А ты, Петя? И т.д. Сегодня каждый из вас услышит эти красивые, приятные слова. Сейчас мы с вами поиграем в игру  «Трон дружбы».

Под   музыку вы будете бегать по кругу вокруг стульчика — «трона»

С остановкой музыки кто-то из вас, по желанию, садится на стул-«трон», а все остальные говорят ему приятные слова-комплименты, которые он хотел бы услышать. 

Психолог: Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим друзьям! Как доброжелательно относитесь вы друг к другу. Это значит, что дружба между вами крепкая.

 Приятно ли вам было слушать комплементы в свой адрес? А что было приятнее, говорить или комплименты принимать?

Ребята, я знаю красивый и веселый танец Дружбы, хочу научить вас танцевать его. Давайте и героев сказочного острова научим танцевать этот танец, чтобы они стали самыми лучшими друзьями и больше не ссорились.

 Посмотрите сколько счастливых и радостных лиц!

Вот мы и выполнили все задания, давайте посадим наш последний цветочек, посмотрите, какие замечательные цветы Дружбы мы посадили в горшочек. 

Давайте   вернем его сказочным жителям, Я думаю, что сейчас у жителей сказочного острова вырастет еще много таких цветов, они снова станут добрыми, дружными и веселыми, как и прежде. 

 

Дети принимают удобную позу, глубоко дышат, слушают музыку, расслабляют мышцы и визуализируют движение корабля по морю

Дети располагаются на ковре

Дети осознают личный опыт дружбы.

Ребенок, который проявлял активности в беседе, сажает цветок.

Игра «Угадай сказочного героя»

Через индивидуальные задания, дети изображают эмоционально яркие образы героев и угадывают по мимике и выражению лица, жестам характерные черты героев. 

Ребенок, который не проявлял активности в беседе, сажает цветок.

Игра «Трон дружбы»

С остановкой музыки кто-то из детей садится на стул, а все остальные говорят ему приятные слова: (положительные черты характера + внешний вид: весёлый, красивый, быстрый, смелый, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, 

 дружелюбный).

Ребенок сажает цветок

Активизация эмоционально-телесных связей, развитие воображения, чувства безопасности и доверия.

Проявление коммуникативных навыков при взаимодействии детей

Осознавание проявлений дружбы

Осознавание детьми личного опыта дружбы.

Проявление коммуникативных навыков при взаимодействии детей. 

Осознание детьми того, что у каждого персонажа сказки есть черты характера, которые привлекают, интересны.

Через обсуждение поступков, характера героев, у детей появляются новые представления о людях, новый эмоциональный опыт.

Актуализация потребностей у детей, проявление  эмпатии, повышение уровня самооценки ребенка

Заключительная часть/ рефлексивный и перспективный этапы.

  1. Подведение итогов деятельности, 
  2. Поощрение детей.
  3. Выход из деятельности с помощью поощрительного сюрприза (3 минуты)
Психолог: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы справились со всеми заданиями, посадили цветы Радости и Дружбы на сказочном острове.

 А теперь нам пора возвращаться!

Занимайте, ребята, места на нашем корабле «Дружба»! (Включается релаксационная музыка)

Рефлексия

Вот мы и в детском саду. 

Скажите, куда мы совершили путешествие? Чему научились? Чем мы помогли жителям сказочного острова?

Пока мы с вами плыли на корабле, у жителей сказочного острова выросло очень много цветов Дружбы и радости, их становится все больше и больше. Теперь на сказочном острове все живут весело и дружно. Жители сказочной страны говорят вам спасибо за помощь и прислали вам посылку, посмотрите, в благодарность они дарят цветы Дружбы. Желают вам быть всегда радостными и дружными.

Психолог раздает поощрительные цветы-медальки. Наше занятие подошло к концу, спасибо вам ребята.

Дети принимают удобную позу, глубоко дышат, слушают музыку, расслабляют мышцы и визуализируют движение корабля по морю

Дети отвечают на вопросы.

Рефлексия 

С помощью релаксационного упражнения, дети приходят в уравновешенное эмоциональное состояние.

 Выражение своего отношения к проведённому мероприятию, оценка своей роли в совместной деятельности. 

Сохранение положительного эмоционального настроя после завершения занятия.

Тема: «Путешествие на остров Дружбы»

Цель: содействие формированию положительного социального опыта у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

 Задачи:

    • Учить осознавать свои потребности и способы их удовлетворения; 
    • Формировать умение осознавать проявления дружбы;
    • Способствовать формированию адекватной самооценки
    • Развивать коммуникативные навыки детей;
  • Развивать чувство эмпатии. 

 

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом:

 

Организационный этап: занятие началось с ритуала приветствия, которое являлось организационным моментом, что способствовало установлению эмоционального контакта с детьми, а также пониманию детьми своего эмоционального состояния.

Мотивационный этап: Для привлечения интереса к занятию была предложена проблемная ситуация – просьба о помощи от жителей острова Дружбы, что помогло эмоционально заинтересовать детей, вовлечь всех в общее дело, настроить детей на работу.

Практический (основной) — Основная часть занятия была направлена на реализацию поставленных целей и задач, т.е. содержала игры и упражнения, содействующие формированию положительного социального опыта.

На начальном этапе — визуализация движения корабля по морю помогла активизировать эмоционально-телесные связи, развитию воображения, появилось чувства безопасности и доверия.

Беседа о друзьях способствовала проявлению коммуникативных навыков при взаимодействии детей, осознаванию проявлений дружбы, а также осознаванию детьми личного опыта дружбы.

Индивидуальные задания детям (посадка цветов), которые неактивно принимали участие в беседе, помогли активизироваться, появился интерес к общей деятельности.

В игре «Угадай сказочного героя» через индивидуальные задания, дети изображали эмоционально яркие образы героев и угадывают по мимике и выражению лица, жестам характерные черты этих героев, что помогло осознать детям то, что у каждого персонажа сказки есть черты характера, которые привлекают, интересны; а также через обсуждение поступков, характера героев, у детей появляются новые представления о людях, новый эмоциональный опыт, тем самым это способствовало проявлению коммуникативных навыков при взаимодействии. 

Игра «Трон» помогла актуализировать потребности у детей, способствовала проявлению эмпатии, повышению уровня самооценки ребенка.

Смена деятельности в виде физминутки «Танец Дружбы» была направлена на оптимизацию двигательной активности, формированию быстроты реакции, возникновению позитивных эмоций.

На заключительном этапе работы

Возвращение из путешествия с помощью релаксационного упражнения, помогло детям прийти в уравновешенное эмоциональное состояние.

Подведение итогов деятельности, рефлексия способствовала выражению детьми своего отношения к проведённому мероприятию, оценке своей роли в совместной деятельности. 

Выход из деятельности с помощью поощрительного сюрприза было направлен на сохранение положительного эмоционального настроя после завершения занятия.

Образовательные технологии: социо–игровая технология с использованием элементов методов: сказкотерапии, игротерапии, телесно-ориентированной терапии, психомышечной релаксации; здоровьесберегающие технологии (на занятии динамические и статические нагрузки чередовались, что способствовало профилактике утомления)

Методы и приемы работы: 

Для реализации задач использовались словесные (беседа), наглядные (метод демонстрации с использованием тсо), практические методы (постановка задания, стимулирование, регулирование).

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. Каждый этап занятия сопровождался музыкальным и наглядным сопровождением.

Темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. На занятии осуществлялся личностно-ориентированный подход к детям: уделялось внимание каждому ребенку, создавались ситуации успеха. К тем, кто затруднялся, применялся индивидуальный подход. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия. 

Ожидаемый результат: 

  • Осознавание своих потребностей и способов их удовлетворения
  • Осознавание проявлений дружбы;
  • Проявление конструктивных коммуникативных навыков при взаимодействии детей;
  • Проявление чувства эмпатии, желания и готовности помогать другим людям;
  • Повышение уровня самооценки ребенка.

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы. Занятие прошло по плану и без непредвиденных трудностей.

 

Основные направления коррекции детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения: 

Диагностика проблем;

    • Развитие и обогащение эмоциональной сферы у детей средствами эмоциональной выразительности. 
    • Формирование и актуализации представлений об эмоциях. 
    • Развитие социальных эмоций (эмпатии, эстетических переживаний, нравственных эмоций и др.). 
    • Помощь в преодолении эмоциональных переживаний.
  • Коррекция проблем общения со сверстниками и взрослыми. Средства и методы коррекции: Сказкотерапия Песочная терапия Музыкальная терапия Игровая терапия Изотерапия Театрализованная деятельность.
  • Для родителей: доверять ребенку, избегать критических оценок, доброжелательность, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

 

Технологическая карта 

организации совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста.

Составил: педагог – психолог Асфандиярова Светлана Геннадьевна

Возрастная группа: дети 7-го года жизни (8 человек)

Тема: «Путешествие на остров Дружбы» (в контексте психолого-педагогической программы «Вижу, чувствую, понимаю» по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Цель: содействие формированию положительного социального опыта у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

 Задачи:

    • Учить осознавать свои потребности и способы их удовлетворения; 
    • Формировать умение осознавать проявления дружбы;
    • Способствовать формированию адекватной самооценки
    • Развивать коммуникативные навыки детей;
  • Развивать чувство эмпатии. 

 

Образовательные технологии: социо–игровая технология с использование элементов методов: сказкотерапии, игротерапии, телесно-ориентированной терапии, психомышечной релаксации.

 

Инвентарь и оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, колонки, стул для игры, аудиозапись шума моря, цветочный горшок, 3 цветка, медальки для награждения детей.

 

Ожидаемый результат: 

  • Осознавание своих потребностей и способов их удовлетворения
  • Осознавание проявлений дружбы;
  • Проявление конструктивных коммуникативных навыков при взаимодействии детей;
  • Проявление чувства эмпатии, желания и готовности помогать другим людям;
  • Повышение уровня самооценки ребенка.

 

Структура/ Этапы Содержание образовательной деятельности/ деятельность педагога  Деятельность детей  Планируемый результат
Вводная часть

1.Ритуал приветствия.

2. Мотивационный этап.

(4 минуты)

 

(Дети вместе с психологом под веселую музыку заходят в зал)

1. Психолог: Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте начнем наше занятие с того, что мы поздоровается друг с другом и с нашими гостями. А для этого мы с вами присядем на корточки и тихо повторяйте за мной: «Здравствуйте!»

А теперь мы с вами, немного выросли и поднялись на ножки и поздоровались громче.

А теперь нам помогут наши ножки (топаем быстро ногами).

А теперь показали наши ручки, подняли их высоко верх, машем, здороваемся.

Молодцы ребята! 

Психолог: Ребята, расскажите, с каким настроением вы пришли на занятие? («А какое у тебя настроение?» обращается к каждому ребенку с вопросом) 

Психолог: Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Когда я шла в детский сад, встретила почтальона. Он мне передал письмо. Прочитаем?

Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вас приветствуют жители острова Дружбы! Нам нужна ваша помощь. У нас на острове, на красивой поляне, росли цветы Дружбы и Радости, они помогали нам всегда быть добрыми, дружными и веселыми.  Но недавно мы обнаружили, что цветы завяли. Теперь мы часто ссоримся и перестали дружить друг с другом. На нашем острове стало грустно и уныло! Чтобы на наш остров вернулась радость и все стали дружить друг с другом, как и прежде, мы просим вас посадить на нашем острове снова цветы Радости и Дружбы».

Психолог: «Ребята, поможем?»

 

Игра «Приветствие»

Замечают свое настроение.

Установленный эмоциональный контакт.

Понимание своего эмоционального состояния.

Эмоциональная заинтересованность детей, вовлеченность всех ребят в общее дело, сплоченность 

Основная часть

(8  минут)

Психолог: «Тогда нам нужно набрать команду, которая отправится в морское путешествие на корабле под названием «Дружба»! … Занимайте, ребята, места на нашем корабле «Дружба»! 

Подойдите все ко мне. Встаньте в круг, положите руки на плечи друг другу, это и будет наш воображаемый корабль, корабль Дружбы. Вы можете закрыть глазки, а можете и не закрывать. Отправляемся в путь, полный вперед!» 

Видео релаксации: «Шум моря»

Слышите где-то вдалеке, слышна чайка, как вода бьет о камни. По морю плывет корабль, который несет нас в сказочную страну. Мягкие брызги волны докатываются до вашего лица, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. 

Психолог: «Медленно открываем глазки и вот мы с вами на месте. А вот и эта поляна, на которой росли сказочные цветы. Присаживайтесь. 

Психолог: Теперь давайте выполним все задания, чтобы помочь нашим сказочным жителям. И вот первое задание: давайте расскажем жителям сказочной страны о своих друзьях. 

Психолог: Ребята,у кого из вас есть друзья? Вижу много таких детей! Как зовут твоего друга? А кого можно назвать другом?  Как ты понял, что именно, н-р, Петя, твой друг? 

Психолог: Да, верно, дружба возникает, если у людей есть общее дело. Чем вы занимаетесь вместе, в какие игры играете? 

Как ты себя чувствуешь, когда вы вместе с другом? А случалось так, что вы ссорились? Что ты тогда почувствовал? 

А когда вы помирились, что ты почувствовал?

Психолог: А, скажите, могли бы мы с вами прожить без друзей? 

Мы с вами рассказали о своих друзьях жителям сказочного острова, они теперь понимают, что без друзей очень грустно и скучно. 

Психолог: Ребята, посмотрите, на полянке я обнаружила необычный цветочный горшок. Давайте посадим в него первый цветок Радости и Дружбы. Иди, …, посади. Вот мы и справились с 1 заданием. 

Психолог: 2 задание

Ребята, я раздаю вам картинки с изображением героев из разных сказок (картинки с изображением Золушки, Буратино, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Карабаса-Барабаса, Винни-Пуха, Кота в сапогах). Все они с различными характерами и поступками. Внимательно посмотрите на картинку, не показывайте ее другим детям.  Сейчас каждый из вас по очереди изобразит этого сказочного персонажа, а остальные должны угадать, кто это.

Ребята, посмотрите на экран, там все герои вместе. Вам это поможет угадать героя.

Психолог: Молодцы! Всех героев правильно изобразили и быстро угадали. Ребята, скажите, а с кем из героев вы бы хотели дружить? Почему? Какие качества этого героя тебе интересны? Чем он тебя привлекает? Поступками, поведением, внешним видом? 

И так, ребята, я заметила, что выбирали вы разных героев, с разными характерами и поступками, но у каждого из них есть качества, которые нас привлекают, нам нравятся, эти разные герои могут научить чему-то полезному.  Например, Кот в сапогах учит нас разрешать конфликты без применения силы. 

Вот мы и выполнили еще одно задание, посмотрите, у меня в руках еще один цветок «Дружбы», который мы должны с вами посадить.

Психолог: Ребята, я думаю, что каждому из вас хочется иногда услышать приятные слова-комплименты о себе. Машенька, какие бы приятные слова ты хотела бы услышать о себе от ребят сегодня? А ты, Петя? И т.д. Сегодня каждый из вас услышит эти красивые, приятные слова. Сейчас мы с вами поиграем в игру  «Трон дружбы».

Под   музыку вы будете бегать по кругу вокруг стульчика — «трона»

С остановкой музыки кто-то из вас, по желанию, садится на стул-«трон», а все остальные говорят ему приятные слова-комплименты, которые он хотел бы услышать. 

Психолог: Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим друзьям! Как доброжелательно относитесь вы друг к другу. Это значит, что дружба между вами крепкая.

 Приятно ли вам было слушать комплементы в свой адрес? А что было приятнее, говорить или комплименты принимать?

Ребята, я знаю красивый и веселый танец Дружбы, хочу научить вас танцевать его. Давайте и героев сказочного острова научим танцевать этот танец, чтобы они стали самыми лучшими друзьями и больше не ссорились.

 Посмотрите сколько счастливых и радостных лиц!

Вот мы и выполнили все задания, давайте посадим наш последний цветочек, посмотрите, какие замечательные цветы Дружбы мы посадили в горшочек. 

Давайте   вернем его сказочным жителям, Я думаю, что сейчас у жителей сказочного острова вырастет еще много таких цветов, они снова станут добрыми, дружными и веселыми, как и прежде. 

 

Дети принимают удобную позу, глубоко дышат, слушают музыку, расслабляют мышцы и визуализируют движение корабля по морю

Дети располагаются на ковре

Дети осознают личный опыт дружбы.

Ребенок, который проявлял активности в беседе, сажает цветок.

Игра «Угадай сказочного героя»

Через индивидуальные задания, дети изображают эмоционально яркие образы героев и угадывают по мимике и выражению лица, жестам характерные черты героев. 

Ребенок, который не проявлял активности в беседе, сажает цветок.

Игра «Трон дружбы»

С остановкой музыки кто-то из детей садится на стул, а все остальные говорят ему приятные слова: (положительные черты характера + внешний вид: весёлый, красивый, быстрый, смелый, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, 

 дружелюбный).

Ребенок сажает цветок

Активизация эмоционально-телесных связей, развитие воображения, чувства безопасности и доверия.

Проявление коммуникативных навыков при взаимодействии детей

Осознавание проявлений дружбы

Осознавание детьми личного опыта дружбы.

Проявление коммуникативных навыков при взаимодействии детей. 

Осознание детьми того, что у каждого персонажа сказки есть черты характера, которые привлекают, интересны.

Через обсуждение поступков, характера героев, у детей появляются новые представления о людях, новый эмоциональный опыт.

Актуализация потребностей у детей, проявление  эмпатии, повышение уровня самооценки ребенка

Заключительная часть/ рефлексивный и перспективный этапы.

  1. Подведение итогов деятельности, 
  2. Поощрение детей.
  3. Выход из деятельности с помощью поощрительного сюрприза (3 минуты)
Психолог: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы справились со всеми заданиями, посадили цветы Радости и Дружбы на сказочном острове.

 А теперь нам пора возвращаться!

Занимайте, ребята, места на нашем корабле «Дружба»! (Включается релаксационная музыка)

Рефлексия

Вот мы и в детском саду. 

Скажите, куда мы совершили путешествие? Чему научились? Чем мы помогли жителям сказочного острова?

Пока мы с вами плыли на корабле, у жителей сказочного острова выросло очень много цветов Дружбы и радости, их становится все больше и больше. Теперь на сказочном острове все живут весело и дружно. Жители сказочной страны говорят вам спасибо за помощь и прислали вам посылку, посмотрите, в благодарность они дарят цветы Дружбы. Желают вам быть всегда радостными и дружными.

Психолог раздает поощрительные цветы-медальки. Наше занятие подошло к концу, спасибо вам ребята.

Дети принимают удобную позу, глубоко дышат, слушают музыку, расслабляют мышцы и визуализируют движение корабля по морю

Дети отвечают на вопросы.

Рефлексия 

С помощью релаксационного упражнения, дети приходят в уравновешенное эмоциональное состояние.

 Выражение своего отношения к проведённому мероприятию, оценка своей роли в совместной деятельности. 

Сохранение положительного эмоционального настроя после завершения занятия.

Описание опыта работы: 

 Тема: «Психолого-педагогическая сопровождение детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы» 

 

Федеральный образовательный стандарт определяет новый подход к содержанию деятельности психолога в вопросах сохранения и укрепления психологического здоровья детей, создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды. 

В своей профессиональной практике психологической коррекции эмоциональных нарушений, опираюсь на эмоционально-уровневый подход, который был разработан российскими авторами Лебединской, Никольской. Этот подход основывается на уровнях развития эмоциональной регуляции здорового ребенка. 

Мною разработана система работы, направленная на выявление детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и на создание благоприятных условий для содействия формирования успешной социализации.  

На организационном этапе проводилась  

  1. Работа по выявлению детей, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы.  

2.Работа с педагогами, с родителями: проводила консультации, а также семинарыпрактикумы, мастер-классы по данной теме. 

 Как результат данной работы, педагоги, родители отмечают повышение психологической компетентности на 35%, освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей на 41%.  

На основном этапе реализовала рецензированную программу «Вижу, чувствую, понимаю».  

Цель программы— содействие формированию навыков, значимых для успешной социализации детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.   

Основной формой реализации программы являются групповые занятия с использованием игровых методов. Структура: программа имеет 4 блока, название и основное содержание блоков представлены на слайде.  

Отличительной особенностью программы является использование комплексных методов коррекции.  

Одним из основных методов, считаю — моделирование адекватной среды.  

Развивающая среда — это система предметно-временных, эмоциональных и смысловых отношений, которые проектируются в любом пространстве в зависимости от решаемой задачи.  

Рекомендации по организации среды вы можете скачать по QR-коду.  

Для родителей, а также педагогов, мною проводились тематические консультации по данной теме, где я раскрывала значение адекватной развивающей среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями. 

Спецификой данной программы является дополнительное использование эффективных технологий работы с детьми: 

Изучив программу мозжечковой стимуляции — я пришла к выводу, что использование элементов данной программы поможет добиться лучших результатов. Для работы применяла специально разработанное устройство — балансирующую доску.  

На следующем слайде представлен ряд игр, которые эффективно использую в своей работе: «Путешествие в мир эмоций», «Связующая нить», релакс «Отдых на берегу озера», «1, 2, 3 – Ваня беги!» с использованием игрового пособия «Парашютик» 

Программа «Вижу, чувствую, понимаю» была реализована в июне 2019г. В реализации программы принимали участие 25 детей. 

По результатам реализации программы наблюдается увеличение детей с адекватной самооценкой на 16%, со средним и высоким уровнем коммуникативных способностей на 20%, наблюдается снижение уровня тревожности и уровня агрессии у 24% обследованных. 

По результатам проведенной работы, можно сделать следующие выводы: психолого-педагогическое сопровождение развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы содействует формированию навыков, значимых для успешной социализации. 

 

 

Мастер-класс «Управляй собой»

(тренинг произвольной саморегуляции)

 

Цель: представление опыта формирования и развития произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в эмоционально-волевой сфере. 

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые участники форума! Я рада вас приветствовать на мастер-классе, тема которого:   «Формирование и развитие произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в эмоционально-волевой сфере». 

Уважаемые коллеги, для участия в мастер-классе приглашаю 8 человек. 

 

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Несформированность этой способности выражается в том, что ребенок не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, не доводит начатое дело до конца, не слушает инструкцию взрослого, не может найти свои ошибки и исправить их самостоятельно. Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном

возрасте управлять своим поведением и эмоциями, регулировать их самому.

Работая по данной теме, мне довелось добиться определенных результатов, хочу своим опытом с вами.

Уважаемые участники, представляю вам этапы и приёмы формирования и развития произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.   

Для формирования у ребенка качеств, необходимых для развития произвольности психической активности, необходимо пройти следующие этапы:

  1. развитие ощущения своего тела, т.е. произвольности сенсомоторной активности;
  2. развитие произвольности высших психических функций (память, внимание, мышление, речь);
  3. развитие произвольности эмоциональной регуляции (контроль над своим поведением, самооценка, личная заинтересованность в результате).

Предлагаю познакомиться с приёмами развития произвольной саморегуляции. 

 

Как мы уже сказали, формирование произвольности идет поэтапно:

1 этап: развитие ощущения своего тела, т.е. развитие умения контролировать свое тело.

Предлагаю выполнить специальное упражнение  «Хасты»  (позы рук). Обязательное условие-полная сосредоточенность на каждой позе. «Хасты» выполняются всегда в одной и той же последовательности. Спина – прямая, дыхание ровное. (вкл. медитативная музыка) Уважаемые зрители, предлагаю вместе с нами выполнить данное упражнение (психолог контролирует правильное выполнение упражнений)

 

1 поза: руки сложены, находятся на уровне груди, пальцы прижаты друг к другу (1-2-3);

2 поза: замочек на уровне груди (1-2-3);

3 поза: правая ладонь, левый кулак, у ладони пальцы прижаты друг к другу, у кулака палец тянем (1-2-3);

4 поза: руки сжаты в кулак, прижаты плотно к телу (1-2-3);

5 поза: заборчик, большие пальцы тянем вверх (1-2-3); 

6 поза: зайчик (1-2-3);

7 поза: повтор первого, руки сложены, находятся на уровне груди, пальцы прижаты друг к другу (1-2-3).

— Закончили! При выполнении этого упражнения идет   развитие умения контролировать свое тело: нужно контролировать осанку, держать в тонусе мышцы, контролировать мелкие движения пальцев рук.

Данный комплекс не занимает много времени, ребенок быстро успокаивается и готов к дальнейшей деятельности.

 

2 этап: развитие произвольности высших психических функций, ребенок учится контролировать свои психические процессы: память, внимание, мышление, речь.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая направлена на контроль внимания. 

Психолог: — Приглашаю вас построиться в одну колонну друг за другом, руки лежат на плечах впереди стоящего. По моему хлопку первый играющий поднимает правую руку вверх, затем –второй и так до последнего участника.

— Молодцы! Присаживайтесь! Детям с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы сложно дождаться условного сигнала. Данная игра прежде всего направлена на контроль внимания, ребенку необходимо слушать внимательно, смотреть, ощущать тактильно других участников, дождаться своей очереди. 

 

3 этап: развитие произвольности эмоциональной регуляции, т.е. когда ребенку нужно контролировать свое поведение, свои эмоции.

Психолог: -Предлагаю поиграть в игру «Автомобили». Давайте вспомним и назовем основные детали автомобиля (см. слайд). Отвечайте хором, все вместе.

— Нам нужен ведущий. Кто будет ведущим? 

Психолог обращается к ведущему: — Вам необходимо распределить каждому участнику деталь авто, а затем нужно установить детали и собрать автомобиль. 

Ведущий: — Я устанавливаю колеса, багажник, капот, руль (вы-переднее правое колесо, вы-переднее левое колесо, вы- заднее правое колесо, вы-заднее левое колесо, вы-багажник, вы-капот, вы-руль). А ведущему я предлагаю стать водителем этого автомобиля.

Психолог: — Сейчас мы под музыку отправляемся в путешествие. Пока звучит музыка – автомобиль может двигаться, как только музыка стихла — автомобиль должен остановиться. Когда вы вернетесь в гараж, то все детали должны дружно поаплодировать.  Самое важное почувствовать себя единым целым. Движение начинается в правую сторону, по кругу. Приготовились! (звучит музыка, навести на машинку, чтобы она начала двигаться)

Возвращаемся в гараж! Похлопали друг другу! Присаживайтесь!

 В данной игре ребенку нужно контролировать свое поведение, свои эмоции,

 необходимо слышать музыку, контролировать не только себя, ориентироваться на впереди стоящих, держать в поле зрения всех участников. 

Психолог:   – Как вы думаете, получилось у вас быть единым целым? У партнеров по игре возникает объединяющее их чувство: все делают одно общее дело. Благодаря этому происходит становление понимания ощущения «Я-Другие», «Я-Ты», «Я». 

 

Коллеги, предлагаю сейчас на сцене составить живую памятку по этапам работы с нарушениями эмоционально-волевой регуляции. (Раздаю сама карточки) предлагаю ознакомиться с содержанием и целью игры. 

Предлагаю разделиться на три группы, каждая подбирает игры для своего этапа работы. Уважаемые участники, обратите внимание на слайд. Напоминаю вам этапы развития произвольной саморегуляции.

Первый этап, когда ребенок учится контролировать свое тело. 

второй,…

третий…  ( деление на 3 группы)(выбирают)

 

Пока участники выполняют задание, уважаемые гости, предлагаю вам поиграть.   Эта игра на внимание, покажите все ваши знания….

 

И так, уважаемые участники, готовы. 

На что направлены игры первого этапа? Приведите примеры, которые вы подобрали?

На что направлены игры второго этапа? Приведите примеры, которые вы подобрали?

На что направлены игры третьего этапа? Приведите примеры, которые вы подобрали?

 

У нас получилась «живая» памятка работы с нарушениями эмоционально-волевой регуляции. Обратите внимание на слайд, здесь все игры представлены вместе по этапам работы. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. 

 

Представленный алгоритм работы и развивающие игры будут вам полезны в вашей работе с детьми, педагогами, родителями.  Алгоритм работы, описание развивающих игр вы можете скачать по QR- коду. 

 

Обратите внимание, коллеги, необходимо соблюдать четкую последовательность этапов формирования произвольной саморегуляции, только так можно добиться хороших результатов, это является ключевым моментом работы! 

 

Благодарю, коллеги. Мой мастер-класс подошел к концу, поаплодируем друг другу. Буду рада, если мой опыт работы вам пригодится.