Аттестация учителей: что изменится в ближайшее время

Привычная система аттестации учителей обещает очень сильно измениться в ближайшие полтора-два года. Модель станет единой для всей страны, проходить аттестацию придется даже выпускникам вузов, а в школе появятся новые должности. 

В пилотных регионах уже прошла апробация новой модели аттестации педагогов, предусмотренной поправками к закону об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года). Предлагаем разобраться, каких именно перемен стоит ожидать всем российским учителям в ближайшем будущем.

С чего все началось

До сих пор аттестация проходила по-разному в разных частях страны. На федеральном уровне был утвержден только общий порядок, а само содержание находилось в ведении регионов. В результате где-то учителя сдавали портфолио, а где-то – видеозаписи уроков. Изменить этот принцип решили в связи с реализацией долгосрочного плана Министерства образования по созданию так называемой национальной системы учительского роста (НСУР). В основу новых представлений о работе педагога был положен профессиональный стандарт, утвержденный Министерством труда еще в 2013 году. Проект новой модели аттестации разработали в 2017 году, а этот год, согласно «дорожной карте», стал годом апробации в пилотных регионах (их довольно много – девятнадцать). Завершится переход на новую систему в 2020 году. А пока все учителя могут проходить аттестацию на прежних условиях.

ЕФОМ 

Главная составляющая новой модели – оценка квалификации педагога. Она будет основываться на так называемых единых федеральных оценочных материалах (ЕФОМ). Как заявляли ранее официальные лица, часть учителей не могут выполнять свою работу, так как сами не владеют предметом в достаточной степени. О серьезных проблемах говорят и результаты ЕГЭ в некоторых регионах, а точнее, явно завышенные на их фоне школьные оценки. Поэтому первое, что включают ЕФОМ, это диагностическая работа по предмету. В интернете уже можно найти примеры таких работ по русскому языку и математике, а также материалы для проверяющих. ЕФОМ по всем предметам предполагается разработать не раньше 2019 года.

Оцениваться будут не только знания, но и методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителя. И не только с помощью ЕФОМ. Аттестационной комиссии предстоит анализировать образцы профессиональной деятельности педагога: план урока, примеры самостоятельной работы учеников с оценкой учителя, видеоурок и т. д. Также учителю предложат решить педагогические задачи (кейсы).

Кстати, демоверсию такой задачи тоже можно найти в Сети. Она посвящена развитию коммуникативных навыков учащихся при проведении урока в игровой форме. Учитель должен найти и обосновать решение, попутно ответив на ряд так называемых шагов-заданий. Всего в демоверсии их девять, и каждый, по замыслу составителей, представляет собой один из этапов на пути решения задачи.

Доступны и критерии оценки видеоурока. Их одиннадцать, и они поделены на пять блоков. Первый связан с темой и целью урока, второй – с самим материалом и его подачей. Третий предполагает анализ взаимодействия учителя с классом, четвертый касается оценки результатов учащихся. Наконец, пятый блок объединяет такие критерии, как использование разнообразных средств обучения, правильный темп работы и психологически комфортную обстановку на уроке.

По стобалльной шкале

Что еще будет учитываться при прохождении аттестации? Во-первых, потребуется справка от работодателя. Следующий пункт – результаты образовательной деятельности (в том числе ВПР, ОГЭ и ЕГЭ). Наконец, повлияет на итог, хотя и незначительно, мнение выпускников. Всего по этим трем параметрам учитель может набрать 40 баллов (10, 25 и 5 соответственно). 60 баллов дает ЕФОМ.

«Вход в профессию»

Ожидается, что обязательная аттестация будет своего рода профессиональным экзаменом для молодых специалистов, которые только собираются преподавать в школе: выпускников вузов и колледжей, а также для учителей с более чем пятилетним перерывом в педагогическом стаже. Об оценке результатов учащихся или мнения выпускников в этом случае речи не идет – все ограничится ЕФОМ.

Учитель и не только

Аттестация учителей на соответствие занимаемой должности будет обязательной. Кроме того, согласно новым правилам, ее можно будет пройти по желанию, чтобы получить первую или высшую категорию. ЕФОМ в разных случаях («экзамен» перед началом работы, обязательная аттестация, присвоение категории) будет отличаться.

Педагогам, получившим категорию, обещают новые возможности для карьерного роста, который, в свою очередь, будет влиять на размер зарплаты. Помимо должности учителя, будут введены еще две (и это действительно кажется чем-то новым). Уже звучали определения «старший» и «ведущий учитель», а также «учитель-методист» и «учитель-наставник». Мы не знаем, какие варианты в итоге будут приняты, но использование опыта талантливых, успешных и авторитетных учителей и развитие наставничества среди педагогов заявлено как одно из направлений общего развития российской школы.

Что будет с теми, кто провалится?

Представители официальных структур неоднократно уверяли, что результатом аттестации по новой модели не станет массовое увольнение «профнепригодных». Учителей, не прошедших обязательную аттестацию, будут ждать курсы повышения квалификации. Они станут еще одной частью НСУР, подробности пока неизвестны.

Апробация

Первый этап апробации новой модели прошел осенью 2017 года. Второй – этим летом, в нем приняли участие учителя русского языка и математики, всего более 600 человек. Организаторы уверяют, что никаких последствий результаты апробации для добровольцев не повлекут, напротив, они могут выступить в качестве экспертов и первыми оценить новую модель. Также участниками «тест-драйва» стали более 400 студентов профильных специальностей. Итоги подведены в октябре. Стоит отметить, что среди проверяющих были заявлены представители профессиональных ассоциаций и победители конкурса «Учитель года». А желающие узнать больше о самом процессе могут пока познакомиться с опубликованными в интернете рассказами участников тестирования, обычных учителей. При подведении итогов больше всего нареканий вызвал критерий «мнение выпускников»: обеспечить корректную обратную связь сложно с технической точки зрения, не говоря уже о том, что оценка работы учителя бывшими учениками в большинстве случаев крайне субъективна. В дальнейшем обсуждение новой модели предполагается продолжить на специальном сайте ефом.рф (принять участие могут все желающие).

Наконец, осенью Рособрнадзор объявил о грядущей масштабной проверке учителей на профпригодность. Ожидается, что в ней примут участие 18 тысяч педагогов из 45 регионов страны. Участникам будут предложены задания по школьным предметам.

Критика

Между тем, педагоги и руководство школ, не имеющие отношения к внедрению новой модели, уже вовсю делятся мнениями – и по большей части негативными. Причины недовольства предсказуемы. Для многих уже существующая система успела стать привычной. Мониторинг, проведенный РАНХиГС в 2014-2017 годах, показал, что подавляющее большинство педагогов (почти 92 %) считает результаты аттестации объективными. Напротив, новая, достаточно сложная, модель не вызывает у участников дискуссии доверия. Прежде всего, высказываются опасения, что аттестация будет отвлекать и без того перегруженных учителей (а вместе с ними и директоров) от их непосредственных обязанностей.

Другой, не менее важный, вопрос – классический: «А судьи кто?» Учителя математики помнят, что найти экспертов для проверки профильной части ЕГЭ в свое время было далеко не просто – кто же будет проверять диагностические работы педагогов?

Ставится под сомнение и необходимость обязательного экзамена для «вхождения в профессию»: аттестация выпускников вузов автоматически поставит под сомнение выданные этими вузами дипломы. Один из аргументов в пользу нововведения заключается в том, что экзамен поможет бороться с купленными дипломами. Насколько остро эта проблема стоит в сфере школьного образования, судите сами.

Есть претензии и к содержанию аттестации. Новую модель называют шагом назад, в особенности комментаторы из Москвы: действующая в настоящее время в регионе система не создает лишней нагрузки ни на учителей, ни на бюджет и пользуется заслуженной популярностью.

Впрочем, новая модель будет дорабатываться, а сейчас учителя могут еще некоторое время проходить аттестацию по-старому и готовиться к введению новых правил. А они, как уже было сказано, вступят в силу не раньше конца 2020 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *