Автор: Афанасьева Жанна Борисовна

воспитатель г. Ярославль МДОУ «Детский сад № 8» мастер-класс

«Буквоцирк в Фиолетовом лесу»

Занятие в подготовительной  группе по подготовке детей к школе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

«Буквоцирк в Фиолетовом лесу»

Цель: способствовать развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового.

Задачи.

Образовательные:

—    закрепить ориентировку в пространстве и на листе бумаги;

—    закрепить знание геометрических фигур и составление квадрата из других фигур;

—   закрепить  у детей знание  цифр,  навыки счёта до 20, решение арифметических примеров;

—   закрепить правило написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных; 

—   

Развивающие:

—    развивать умение высказывать и обосновывать свои ответы;

—    развитие мелкой моторики;

—    развитие словарного запаса и связной речи детей;

—    развитие памяти, внимания,  логического мышления, наблюдательности.

Воспитательные:

—   воспитание навыков сотрудничества и взаимопомощи;

—    умения оценивать свою деятельность и сверстников;

—   способствовать формированию доброжелательного отношения к окружающим.

 

Ребята, нам сегодня пришло письмо из Фиолетового леса.  А прислали его наши друзья из Фиолетового леса.

Послушайте его:  «Здравствуйте, девочки и мальчики! Мы знаем, что осенью все вы пойдёте в школу и  хотим проверить, а хорошо ли вы подготовились к школе?  Мы приготовили для вас задания и  приглашаем вас  в гости к нам в  Фиолетовый  лес»  

— Ребята, вы согласны выполнить их задания? (да)

— А хотите узнать,  как же мы туда попадём?

— А вот  послушайте загадку, которую они нам прислали. 

 

                 1  задание:   «Математический диктант по клеточкам «Паровозик»

 

Загадка: 

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.

Железные избушки прицеплены друг к дружке, 

Одна из них с трубой везёт всех за собой    (паровоз)

—  На чём же  мы  отправимся в Фиолетовый лес?  (правильно, на поезде)

—  Только где же нам его взять?  (ответы детей)

—  А  я думаю,  нам поможет  ваш любимый  «Игровизор»  (математический диктант)

—  Но паровозик у нас будет необычный. 

—  Скажите,  а как называется паровозик  в Фиолетовом лесу?  (счетовозик) 

— Раз речь идёт о счетовозике, то какие задания мы будем выполнять? (решать примеры  или математические задания)

 

2 задание:   «Решение примеров»

 

—  Выходите, пожалуйста.  Здесь на столе лежат счетовозики.  Чтобы попасть в Фиолетовый лес  вы должны  правильно решить примеры (воспитатель выдаёт каждому листок с примером).   Берите себе по счетовозику  и начинаем  (примеры у всех разные)

(когда все будут готовы, каждый читает  свой пример, называет ответ, а остальные проверяют)  

— Молодцы, ребята все правильно справились с первым заданием. Тогда отправляемся.   Берите свои  счетовозика и поехали  (дети изображают как едут на поезде и произносят считалку)

Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу, садись скорее, прокачу.

Колёсами  стучу, верчу, стоять на месте не хочу. 

 1 слайд  – Ф. лес, ворон Мэтр, малыш Гео.

 

—  Вот мы с вами  и приехали в Фиолетовый лес.  А кто это нас встречает? (малыш Гео и ворон Метр)  

—  Ребята, посмотрите,  а тут что-то написано: «Чего  не хватает  у счетовозиков?» Давайте  посмотрим.     2 слайд – счетовозик    (правильно, вагончиков)

—   Ну что сделаем  вагончики  для счетовозиков?   

—   Садитесь на свои места.

 

                                       3  Задание:  «Сделай счетовозику  вагончики» 

 

—   Ребята, у вас на столе на подносах  лежат нетающие  льдинки, 29 штук.

—  Вы должны будете из них сделать вагончики для счетовозиков  за определённое время.   Работать вы будете в паре.   Все вагончики  должны иметь квадратную форму, т.е. вы их разных фигур должны сделать квадрат, но  фигуры не должны накладываться  друг на друга.  

—   Потом мы посчитаем,  у кого, сколько вагончиков получилось, победит тот стол у кого больше будет квадратов-вагончиков   (дети выполняют, по истечении времени подводится итог)

—  Молодцы, все старались,  у всех получилось.

—  Переходим  к следующему заданию. 

 

4    Задание    «Рассади буквы по вагонам»

3  слайд:   Гео, Мэтр, надпись: 

«Молодцы, ребята, вагончики есть, а кого теперь не хватает?»

 

—  Правильно, пассажиров.   

—  Ребята,  помните,   мы  с вами  в Фиолетовом лесу  были  в  Цифроцирке  и помогли  зверятам-цифрятам?   Так вот, ребята в Фиолетовом лесу ещё есть Буквоцирк,  где  выступают  акробаты-буквы.   Вот они.     

 4 слайд  – братья  акробаты – буквы.

 

—  Скажите, пожалуйста, сколько братьев? (10), на что они похожи? (правильно на  буквы, на какие буквы – на гласные)

—    А почему одни акробаты синие, а другие — зелёные?  (дети отвечают)

—  Ребята, давайте назовём их по именам (Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин)

  —  А теперь, скажите, пожалуйста, что бывает в цирке между отделениями программы? (перерыв – антракт)

—  Я вам тоже предлагаю устроить перерыв и немного отдохнуть.  Мы с вами знаем физкультминутку про этих братьев.

                                                      Физкультминутка

Мы отправились в поход,  волшебный лес  ребят зовёт.

Раз – поднялись, два – присели, три — налево посмотрели.

На четыре мы пойдём  к акробатам попадём.

Дружно  жили буквы-братья,  у каждого было своё занятье: 

Арлекин –  дрова рубил;

Орлекин –  их в дом носил;

Урлекин –   всем суп варил;

Ырлекин –  его солил;

Эрлекин –   грядки копал;

Ярлекин  —   их поливал;

Ёрлекин –    стихи читал;

Юрлекин –  их сочинял;

Ирлекин –   стелил кровать;

Ерликин —    ложился спать.

Жили братья,  не тужили, выступать в Буквоцирк  ходили.

—   А теперь занимайте свои места.   

 

 —   Давайте посмотрим, какое следующее задание: помогите акробатам  добраться  до  Буквоцирка,  а то они опоздают  на представление. 

—  А  на чём мы поможем им доехать?  Правильно, на  счетовозиках,  ведь у них уже есть вагончики.          

                         5 слайд  – два счетовозика с  вагончиками разного цвета

 

—   Ребята, а как вы думаете, почему  у каждого счетовозика  по 5 вагонов?  Почему у первого счетовозика вагоны зелёного  цвета?  (потому что в нём поедут  гласные буквы, которые  пишутся после мягких согласных)

—   А почему у второго счетовозика вагоны синего цвета? (потому что там поедут гласные буквы, которые  пишутся после твёрдых согласных)

—  Правильно, вы должны правильно  рассадить братьев-акробатов  по вагончикам.  На подносах у вас лежат гласные  буквы  и  счетовозики с вагончиками.  Возьмите и начинайте  работу  (кто–то выполняет на доске). 

Проверка:  какие буквы ты посадил в зелёные вагончики?  (те, которые пишутся после мягких согласных).  

—    Ребята, вы согласны? давайте все вместе назовём эти буквы:  Я, Ё, Ю, И, Е

—   А какие буквы в синих вагончиках? Ребята, у вас также? Давайте  их назовём:  А, О, У, Ы, Э

—   Молодца, а теперь немного поиграем.

                                         5   Задание   «Какая буква спряталась?»

—   Вы должны будете угадать, какая буква спряталась.  

(в разных вагончиках  исчезают буквы,  дети угадывают,  какая  буква спряталась)

 

                                                 6   Задание  «Конструктор букв» 

(6  слайд:    Гео и Мэтр, конструктор букв)

 

— Ребята, посмотрите, что это за игру приготовили нам наши друзья? (правильно, это конструктор букв)

—  Значит, что мы будем из него делать? Правильно, буквы.

—  Я каждому из вас буду загадывать загадку про букву, вы должны отгадать и сделать её из конструктора.  Согласны?

1 загадка:    говорил  недавно кто-то:

                      буква эта — как ворота  —   П

—  Какая это буква?  Правильно,  делай её,  пожалуйста.

 

2 загадка:    на дворе – такая жалость!

                       наша лесенка сломалась

                       палочка одна сломалась,

                       буковка  зато осталась   —  Е

 

3 загадка:    букву эту писать не сложно

                       справа к палочке осторожно

                       нарисуем мы кружок и получится флажок  —  Р     

 

4  загадка:    она похожа на расчёску,

                        сделать можно ей причёску  —  Е    

 

5  загадка:     палочка, палочка, между ними галочка  —   М

  

6  загадка:     эту букву так напишем: 

                        ствол, а у ствола три ветки    —  Е

 

7  загадка:     «П» в  другую букву можно превратить.

                          нужно  перекладинку  немножко опустить   —  Н

 

8  загадка:    врач умеет очень просто  наше горло проверять —

                        он всегда при этом просит  эту букву называть  —  А

 

—  Давайте проверим, что же у вас получилось. Дети  поочереди  называют свои буквы, а воспитатель пишет их на экране.

—  Прочитаем, какое слово у нас получилось? (перемена)

—  А где бывает перемена? Правильно в школе.

—  А зачем в школе перемена? (чтобы ученики могли отдохнуть).  Конечно, в цирке есть антракт, а в школе – перемена.

—  Ребята, мы выполнили все задания, давайте вернёмся на полянку к нашим друзьям.

Заключительная часть

7  слайд:     Гео, Метр:  «Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями на «5»

—  Ну, что же нам пора возвращаться.  Давайте встанем и скажем волшебные слова.

 

До свидания Ф. лес, полный сказок и чудес.

Подружились  мы с тобой, но пора нам всем домой.

По дорожке мы идём песню звонкую поём:

Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи

В детский садик мы пришли.

 

—   Вам понравилось наше путешествие?

—   Какое задание было интереснее всего выполнять?

—   С каким  заданием  было трудно справиться?

—   Ребята, я думаю,  вы все хорошо будете учиться в школе.  Поочереди  нажимайте на учеников, которыми вы хотите стать.