Автор: Ашуркина Татьяна Ивановна

Учитель русского языка и литературы Губкинский

Урок «Предлог как часть речи»

Урок русского языка в 7 классе.

УМК: Русский язык. 7 класс: учебник /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-11 издание.-М.:Дрофа,2014. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Оборудование: презентация, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Технология: технология проблемного обучения.

Учитель: Ашуркина Т.И., высшая квалификационная категория.

Тема урока: Предлог как часть речи

Цель урока: определить понятие предлога как часть речи.

Задачи урока: 

1) познакомиться с классификацией предлогов на производные и непроизводные; 

2) классифицировать предлоги на производные и непроизводные; 

3) формировать умение различать производные и непроизводные предлоги; 

4) развивать связную речь учащихся, коммуникативные навыки.

 

  1. Оргмомент. Учитель: Здравствуйте, ребята. 

Запишем в тетрадях дату — Первое марта. Классная работа. Оставим строчку для записи темы урока. 

  • Учитель: Начнем урок с диалога.  Тема диалога: чем отличаются самостоятельные и служебные части речи? 

Примерные ответы учащихся

Самостоятельные части речи служебные части речи
  • Имеют лексическое и грамматическое значение
  • Изменяются (кроме наречия и деепричастия)
  • Являются членами предложения

Употребляются самостоятельно

  • Не имеют лексического и грамматического значения 
  • Не изменяются
  • Не являются членами предложения
  • Употребляются только с самостоятельными частями речи 

3.Постановка проблемы.

Учитель: А сейчас всем внимание на экран.  Прочитайте тексты.  Что они представляют собой? 

Ученик: Это телеграммы. 

Учитель: Что такое телеграмма? 

Ученики объясняют значение слова, а затем один ученик зачитывает значение слова из толкового словаря С.И.Ожегова.

Учитель: Что такое телеграф? 

Ученики объясняют значение слова, а затем ученик зачитывает значение слова из толкового словаря С.И.Ожегова.

Учитель: Какое слово является многозначным, в какое однозначным?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно ли написаны тексты с точки зрения русского языка? Ученики: Неправильно. Допущены грамматические ошибки. 

Учитель: Слова какой части речи пропущены в телеграммах? 

Ученики: Предлоги. 

Учитель: Что еще пропущено?

Ученики: Знаки препинания. 

Учитель: Почему? 

Предположительные ответы учащихся и информация для учителя: Телеграмма передается по каналам телеграфной связи, оплачивается каждое слово телеграммы. Поэтому в целях экономии принято пропускать предлоги, ведь предлоги занимают 4 место по частоте употребления в русском языке после существительных, глаголов, местоимений, хотя их всего 200.

Кроме того, в телеграммах пропускаются союзы, знаки препинания. При необходимости знаки препинания пишутся сокращенно.

Учитель: Запишите тексты с учетом норм русского языка.

Прочитайте получившиеся предложения. Какие слова вы вставили? 

Ученики: Предлоги.

Учитель: Итак, запишем тему урока: Предлог как часть речи. 

4.Актуализация знаний. 

Учитель: Что мы знаем о предлогах?

Ответы учащихся:

-предлоги пишутся со словами раздельно;

-предлоги служат для связи слов в предложении и в словосочетании;

-предлоги употребляются с существительными, местоимениями, числительными;

-не употребляются с глаголами;

Учитель: Название какого падежа образовано от слова предлог и почему?

Ответы учащихся и дополнение учителя: 

Название предложного падежа введено М.В.Ломоносовым в научном труде «Российская грамматика», 1775 г. Смысл названия заключается в том, что существительные в предложном падеже употребляются обязательно с предлогами.

5.Постановка задач урока.

Учитель: Все ли мы знаем о предлоге?

Распределите предлоги на производные и непроизводные: в течение урока – в течении реки, впереди меня – идти впереди, навстречу мне- идти на встречу с друзьями, ввиду ненастья, благодаря теплу… 

Мы затрудняемся. Почему? Потому что мы не знаем, что такое производные и непроизводные предлоги.

На какие вопросы мы должны найти ответы в ходе урока?

Предположительные ответы учащихся:

  • Что такое предлог?
  • Какие предлоги называются производными и непроизводными?
  1. Получение новых знаний.

Учитель: Что такое предлог?  Сформулируйте определение. 

Ответы учащихся: Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Учитель:

  • Составьте определение предлога по ключевым словам: предлоги, между словами в словосочетании и предложении, служебные слова, грамматические отношения.

Ученики: Предлоги – это служебные слова, указывающие на грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении. 

Учитель: Что такое грамматические отношения? 

Предположительные ответы: Грамматические отношения предлогов – это падежные значения, употребление предлогов с определенными падежами. 

Учитель: Чем осложнено это предложение? Подчеркните. 

Ученики: Причастным оборотом.

Учитель: Что такое производные и непроизводные предлоги? Мы могли бы просто прочитать правило в учебнике, для того чтобы ответить на этот вопрос. Попробуем распределить предлоги на производные и непроизводные, не зная еще определения: без отдыха, вблизи дома, от меня, путем ошибок, для него, благодаря помощи, за городом, впереди колонны.

Как будем действовать? У кого есть гипотезы?

Выслушиваем гипотезы учащихся, их рассуждения, ход мыслей, комментарии.

Заполнение таблицы.

Производные Непроизводные
вблизи дома Без отдыха
Путем ошибок От меня
Благодаря помощи Для него
впереди колонны За городом

Подводим итог. 

Учитель: Сформулируйте правило, какие предлоги называются непроизводными? 

Предположительные ответы учащихся: Непроизводные предлоги – это те предлоги, которые изначально были предлогами. Например, от, для. Первообразные.

Производные предлоги – это те предлоги, которые стали предлогами путем перехода самостоятельных частей речи в служебные.

Например, благодаря, впереди.

Прочитаем правило в учебнике, стр.143. 

Перекрестные вопросы по правилу от учащихся.

7.Первичное закрепление.  

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и назовите, какие предлоги на ней представлены?

Ответы учащихся.

8.Закрепление. Вернемся к проблеме урока.

Учитель: Распределите предлоги на производные и непроизводные: в течение урока – в течении реки, впереди меня – идти впереди, навстречу мне- идти на встречу с друзьями, ввиду ненастья, благодаря теплу…

Ученики объясняют, комментируют.

  1. Рефлексия. 

         Учитель: О чем узнали на уроке?

       Предварительные устные ответы учащихся.

          Учитель: А теперь вставьте пропущенные слова так, чтобы получился текст. Ученики дописывают слова, а потом читают текст.

Предлог — это

Предлоги со словами всегда пишутся …             . Их следует отличать от … .

Предлоги бывают непроизводные и …                .

Непроизводные предлоги – это …   

Например,             .

Производными называются такие предлоги, которые …            .

Например,

  1. Подведение итогов урока.

Д.З. Правило на стр.142-143, на выбор: 1) сказка о предлоге; 2) упр.349 – определение выделенных частей речи.

Оценивание работы учащихся на уроке.