Автор: Баканова Любовь Александровна

педагог-психолог МАОУ СОШ «ИНТЕГРАЦИЯ»

Обеспечение психолого-педагогической помощи родителям одарённых учащихся (консультации, родительские собрания).

Обеспечение психолого-педагогической помощи родителям одарённых учащихся (консультации, родительские собрания)

Консультация для родителей

Говорят, что умение творить — удел немногих и творческая личность является даром Богов. В этом есть доля истины, т.к. известно, что Пушкины и Моцарты рождаются раз в 100 лет. Но сегодня мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно и нестандартно. Проблема развития умственных и творческих способностей непростая. Сложность заключается в том, что нет целостного комплекса показателей, которые отражали бы понятие «творческие способности» и по этим показателям можно было бы отслеживать развиты ли у данного ребёнка эти способности или нет.

Чаще всего творческие способности рассматриваются как общие интеллектуальные способности, на основе которых ученик достигает наилучших результатов во многих областях науки и культуры. Надо помнить, что творческие способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но они обеспечивают быстрое приобретение, закрепление, использование этих ЗУН на практике.

Поэтому можно выделить 2 уровня способностей:

  1. Репродуктивный (человек усваивает знания, овладевает деятельностью, осуществляя её по образцу) 
  2. Творческий (человек самостоятельно создаёт новое, оригинальное)

Поэтому для развития творческих способностей важное значение имеет развитие памяти, внимания, воображения и т.д. Именно эти качества являются основой развития творческих способностей. 

 

Проверим, насколько творчески мыслим мы:

Задание: Назвать лишнее слово – ЛОНДОН, ЖЕНЕВА, ПАРИЖ, МОСКВА (Женева, т.к. это город, остальные города-столицы. Если такой ответ, то это первый уровень. Если ответ Женева, но признак выделен иной (в этом слове 3 слога, в остальных 2 слога). Творческий уровень может быть, например, когда дают такой ответ как Лондон, т.к. он на острове, кроме того, у него ударение на первом слоге, у остальных на втором. 

 

Отличительные черты одарённых детей

Опережающее познавательное развитие

  1. Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети быстро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и очень любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы, им нравится создавать в воображении альтернативные системы.
  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации, помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
  4. Одарённые дети обладают большим словарным запасом.
  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, с удовольствием заниматься сложным и даже не имеющими практического решения задачами, одарённые дети не любят, когда им навязывают готовый ответ.
  6. Некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их процесс в чтении
  7. Они отличаются повышенным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
  8. Характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не под силу. Они нуждаются в помощи и поддержке, но не в слепой опеке.

 

Физические характеристики

  1. Одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
  2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может развивать их несамостоятельность.
  3. Развитие одаренных детей часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

 

Эмоциональное и социальное развитие

  1. Одарённые дети имеют обострённое чувство справедливости, опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие познания.
  2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  3. Живое воображение, творчество, фантазия весьма характерны для одарённых детей.
  4. Они обладают хорошим чувством юмора. Восприятие смешного у них нередко отличается от восприятия сверстников  
  5. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
  6. Нередко у таких детей развивается негативное самовосприятие. Возникают трудности в общении со сверстниками.

 

В заключении ознакомимся со стереотипами, которые часто встречаются:

  1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо – если талант есть, то он и сам пробьётся. На самом деле это не так: кто-то пробьётся (если будет проявлять себя в деле), а кто-то погаснет.
  2. Ещё одно мнение: если учащийся показал свои способности, то это останется для него свойственным «на всю оставшуюся жизнь». Оказывается – не всегда. Есть так называемая возрастная одарённость, когда учащийся в 3 классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10 классу это опережение куда-то исчезнет.
  3. Считается, что если ученик неуспевающий, то о какой одарённости может идти речь? Оказывается не всегда, но может. Например, девочка в 1,3,5 классах остаётся неспособной, т.к. удовольствия от решения задач не испытывает, а учится из прилежания. А мальчик-двоечник, которого не усадишь за уроки, т.к. он обожает решать головоломки, складывать конструктор и в этом испытывает радость – развивает свои способности.
  4. Утверждают, что если ученик явно способен, то ему нужно только давать больше учебного материала и потруднее и проблема его обучения и развития решена. Оказывается, нет, т.к. есть категория способных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладает и преодолевать при этом возникшие учебные и личностные преграды не умеют.