автор: Барматова Виктория Петровна
педагог-психолог МДОУ “Детский сад “Буратино” город Надым”
Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
«Шахматное королевство»
Тема: «Начальное положение»
Цель: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о шахматной игре, шахматных фигурах;
Развивающие: развивать у детей сенсорные умения, аналитическое и зрительное восприятие;
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, умения сотрудничать, оказывать помощь своим сверстникам.
Ход занятия:
Педагог-психолог: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Петровна, я к вам пришла в гости и в руках у меня очень интересная игра (руки за спиной, чтоб дети не видели за ранее). А чтобы вам легче было угадать игру, которая у меня за спиной, я буду вам загадывать загадки.
Дети: хорошо.
П:-Вся доска в квадратиках,
На них полно солдатиков.
Нет патронов у солдат,
Но поставят шах и мат.
Д:- Шахматы.
П:- Правильно, ребята. (показывая детям шахматную доску с игрушкой би-ба-бо)
П:- Давайте мы с вами сейчас будем расставлять фигуры на доске. Как вы уже видите вся доска из квадратиков состоит. Какого цвета они?
Д:- чёрного и белого.
П:- совершенно верно, а ещё, ребята, клеточки могут быть не только черного а любого другого тёмного цвета, и светлый тоже может отличаться по цвету от белого, и это не будет нарушением в игре. Кто из вас уже знает эту игру?
Д:- я,я,я.
П: – сейчас откроем шахматную доску и расставим шахматы. (Но вместо шахмат дети видят игрушку)
Д:- это ещё кто?
Шахматный король: – Я, Шахматный король- белый, где моё войско? Вы не знаете?
Д:- Нет, не знаем.
Шк: – наверное это старая колдунья похитила мою свиту, пока я спал, и я остался один. Помогите мне ребята, как же мне вернуть своих воинов? Они без меня пропадут, я без них уже не Шахматный король, а просто игрушка. Ведь ребята, вы, наверное, хотели поиграть в шахматы, а без короля, игры не может быть никогда!!!
П:- Ребята, давайте поможем Шахматному королю отыскать его свиту?
Д:- Да!!!
П:- Но как нам это сделать? (обращаясь к королю)
Шк:- Когда я проснулся, у меня в руках был только этот листок бумаги, на нём что то написано.
П:- Ребята, да это же загадки. А мы, уважаемый Шахматный король, очень любим разгадывать загадки. Правда ребята?
Д:- Да!!!
П: – Слушайте внимательно, тот, кто знает ответ, поднимает руку.
П:- Вася прыгал и скакал,
И, конечно же, устал.
Чтобы Вася отдохнул
Ему присесть надо на …(стул). Тот, кто отгадал, ищет на стуле шахматные фигуры.
Д:- ответ детей
П:- Правильно это, стул. Давайте поищем стул на котором возможно находится отряд воинов белого шахматного короля.
Дети находят на стуле за ранее припрятанные в мешочке остальные фигуры шахмат.
Шк:- Да, это моя свита, спасибо вам, милые детки. Я очень рад, что в вашем саду есть такие замечательные, добрые и внимательные помощники.
Обращаясь к своим солдатам, Шк командует занять свои места каждой фигуре на доске.
П:- Ребята, сейчас мы посмотрим, как начинается расстановка шахматных фигур на доске. Вы уже знаете, что есть клетка темная и светлая, а еще на доске есть цифры и буквы. Но, так как вы еще не знаете этих букв, а знаете только цифры, то нужно поставить Ш. доску так, чтобы цифры располагались по краям доски, а буквы снизу. И если посмотреть на клеточки, то первая клеточка слева от вас будет всегда тёмного цвета, а справа- всегда светлого. Так вы узнали, как правильно ставить шахматную доску для игры.
Шк:- а теперь пора и моему войску занять начальное положение. На первой линии стоят высокие фигуры, а на второй линии выстраиваются мои солдаты. Первым на доску встанет шахматная фигура-ферзь. Запомните ребята, ферзь любит свои цвет. Если он белый, то и клетка для него тоже белая. Рядом встану я- шахматный король, по краям от меня и ферзя встанут шахматные слоны, затем занимает место –шахматный конь, и с самого края наша достопочтенная ладья. Впереди этого ряда располагаются наши солдаты- шахматные пешки. Вот, теперь мы готовы в бой. Это ребята, называется начальная позиция в игре.
П:- ребята, посмотрите как все дружно заняли свои места шахматные фигуры, у каждого есть своё определённое место в этой начальной позиции. И каждая фигура, от пешки до ферзя, будут сражаться на поле, чтоб защитить честь короля. А вот как они это делают, мы с вами узнаем в следующий раз. У кого из вас, ребята, есть дома игра «Шахматы»? Попросите родителей пусть они вам помогут в расстановке шахматных фигур на доске, и не забудьте о правильном расположении шахматной доски между партнёрами. До свидания, до новых встреч.
Д:- До свидания.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» Г. НАДЫМА»
___________________________________________________________________
Конспект занятия по обучению игре в шахматы
для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Подготовила:
педагог-психолог
Барматова В.П.