автор: Барматова Виктория Петровна

педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Буратино» город Надым»

Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

«Шахматное королевство»

 

Тема: «Начальное положение»

Цель: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

Задачи: 

Образовательные: формировать представление о шахматной игре, шахматных фигурах;

Развивающие: развивать у детей сенсорные умения, аналитическое и зрительное восприятие;

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, умения сотрудничать, оказывать помощь своим сверстникам.

Ход занятия:

Педагог-психолог: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Петровна, я к вам пришла в гости и в руках у меня очень интересная игра (руки за спиной, чтоб дети не видели за ранее). А чтобы вам легче было угадать игру, которая у меня за спиной, я буду вам загадывать загадки. 

Дети: хорошо.

П:-Вся доска в квадратиках,

     На них полно солдатиков.

     Нет патронов у солдат,

     Но поставят шах и мат.

Д:- Шахматы.

П:- Правильно, ребята. (показывая детям шахматную доску с игрушкой би-ба-бо) 

П:- Давайте мы с вами сейчас будем расставлять фигуры на доске. Как вы уже видите вся доска из квадратиков состоит. Какого цвета они?

Д:- чёрного и белого.

П:- совершенно верно, а ещё, ребята, клеточки могут быть не только черного а любого другого тёмного цвета, и светлый тоже может отличаться по цвету от белого, и это не будет нарушением в игре. Кто из вас уже знает эту игру? 

Д:- я,я,я.

П: — сейчас откроем шахматную доску и расставим шахматы. (Но вместо шахмат дети видят игрушку)

Д:- это ещё кто?

Шахматный король: — Я, Шахматный король- белый, где моё войско? Вы не знаете?

Д:- Нет, не знаем.

Шк: — наверное это старая колдунья похитила мою свиту, пока я спал, и я остался один. Помогите мне ребята, как же мне вернуть своих воинов? Они без меня пропадут, я без них уже не Шахматный король, а просто игрушка. Ведь ребята, вы, наверное, хотели поиграть в шахматы, а без короля, игры не может быть никогда!!! 

П:- Ребята, давайте поможем Шахматному королю отыскать его свиту?

Д:- Да!!!

П:- Но как нам это сделать? (обращаясь к королю)

Шк:- Когда я проснулся, у меня в руках был только этот листок бумаги, на нём что то написано.

П:- Ребята, да это же загадки. А мы, уважаемый Шахматный король, очень любим разгадывать загадки. Правда ребята?

Д:- Да!!!

П: — Слушайте внимательно, тот, кто знает ответ, поднимает руку.

П:- Вася прыгал и скакал,

      И, конечно же, устал. 

      Чтобы Вася отдохнул

      Ему присесть надо на …(стул). Тот, кто отгадал, ищет на стуле шахматные фигуры.

Д:- ответ детей

П:- Правильно это, стул. Давайте поищем стул на котором возможно находится отряд воинов белого шахматного короля. 

Дети находят на стуле за ранее припрятанные в мешочке остальные фигуры шахмат.

Шк:- Да, это моя свита, спасибо вам, милые детки. Я очень рад, что в вашем саду есть такие замечательные, добрые и внимательные помощники.

Обращаясь к своим солдатам, Шк командует занять свои места каждой фигуре на доске.

П:- Ребята, сейчас мы посмотрим, как начинается расстановка шахматных фигур на доске. Вы уже знаете, что есть клетка темная и светлая, а еще на доске есть цифры и буквы. Но, так как вы еще не знаете этих букв, а знаете только цифры, то нужно поставить Ш. доску так, чтобы цифры располагались по краям доски, а буквы снизу. И если посмотреть на клеточки, то первая клеточка слева от вас будет всегда тёмного цвета, а справа- всегда светлого. Так вы узнали, как правильно ставить шахматную доску для игры. 

Шк:- а теперь пора и моему войску занять начальное положение. На первой линии стоят высокие фигуры, а на второй линии выстраиваются мои солдаты. Первым на доску встанет шахматная фигура-ферзь. Запомните ребята, ферзь любит свои цвет. Если он белый, то и клетка для него тоже белая. Рядом встану я- шахматный король, по краям от меня и ферзя встанут шахматные слоны, затем занимает место –шахматный конь, и с самого края наша достопочтенная ладья.  Впереди этого ряда располагаются наши солдаты- шахматные пешки. Вот, теперь мы готовы в бой. Это ребята, называется начальная позиция в игре. 

П:- ребята, посмотрите как все дружно заняли свои места шахматные фигуры, у каждого есть своё определённое место в этой начальной позиции. И каждая фигура, от пешки до ферзя, будут сражаться на поле, чтоб защитить честь короля. А вот как они это делают, мы с вами узнаем в следующий раз.  У кого из вас, ребята, есть дома игра «Шахматы»? Попросите родителей пусть они вам помогут в расстановке шахматных фигур на доске, и не забудьте о правильном расположении шахматной доски между партнёрами. До свидания, до новых встреч.

Д:- До свидания. 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» Г. НАДЫМА»

___________________________________________________________________

 

Конспект занятия по обучению игре в шахматы

для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Подготовила:

педагог-психолог 

Барматова В.П.