Автор: Барышева Елена Геннадьевна

учитель музыки ОГКОУ «Кинешемская школа — интернат»

«У войны не женское лицо»

Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо»

Ведущий: Дорогие друзья! Давайте сегодня перелистаем лишь некоторые фронтовые страницы нашей истории, вспомним «роковые, свинцовые, пороховые», попытаемся рассмотреть «страны родной минувшую судьбу» во всей истине, отделяя правду от огромной черной лжи.

Поговорим о солнце, земле, законах материнства, о чести, достоинстве, славе, подвиге, о подлинных и мнимых ценностях, о цене победы и доверии к человеку.

Давайте вместе мысленно пройдем версты омрачения войной, версты мужества. Заглянем вглубь истории страны, вглубь своей памяти, вглубь себя.

Песня «Память». Муз. М. Таривердиева, сл. Д. Самойлова.

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
2-й ведущий.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
1-й ведущий.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.
2-й ведущий.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Видеофрагмент песни А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

1-й ведущий.
С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.
2-й ведущий.
В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, почти шестьдесят лет спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

Знали люди, что война — это пропасть, это гибель… Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.
1-й Чтец.
Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Знаю я: презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои.
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет враг по просторам родным,
И любовь наша, наша судьба
Проверяется в дыме войны…
Не тоскуй же, герой дорогой!
Этим самым хочу я сказать:
Далеко ты, но в сердце с тобой,
Вижу я дорогие глаза…
Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!
1-й ведущий.
Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

Исполняется песня «Катюша».

2-й ведущий.
Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!
1-й ведущий.
С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках — и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

2-й ведущий.
Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.
1-й ведущий.
Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет — грозное оружие, которого панически боялись враги! И об этом сложена песня. Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…

2-й ведущий.
Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Текст песни «В лесу прифронтовом» тоже принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.

Ведущий: Со сказочных времен амазонок не было армии и не было войны, где женщины играли бы столь огромную, как в Красной — Советской армии во время Великой Отечественной. За века изменилось оружие войны. Стрела – пуля – снаряд – бомба – ракета. Вот как видоизменился и продолжился выстрел.

А характер войны?! Более неумолимого, неразборчивого, всепожирающего огня войны человечество не знало.

Ведущий: Вот почему Женщина – источник жизни, созидания – беспощадно бьющему, кровавому, самому убойному железу врага противопоставила железо сердечное. И оно взяло верх над железом фашистов. Яростная справедливость взяла верх над яростным вероломством. Женщина «прикрыла жизнь собою».

На фоне «Вокализа» С.В. Рахманинова.

Чтец:Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим…
Рубила, возила, копала, —
Да разве же всё перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твоё.
(М. Исаковский. «Русской женщине».)

Во время чтения стихотворения на экран проецируются слайды.

Песня «В землянке». Муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

В смертельной тревоге за чужих и своих детей женщина, прикрывая всех крылом, как Богородица – Покровом, с мольбой обращалась к Всевышнему: «Спаси! Защити!». Вслед за ней и её дети все чаще обращали свои помыслы к небу. На войне атеистов не бывает.

Фрагмент из рассказа А. Платонова «Взыскание погибших». Звучит музыка Дж. Каччини «Ave, Maria». На экран проецируется презентация.

Чтец:«Она снова припала к могильной мягкой земле, чтобы ближе быть к своим умолкшим сыновьям. И молчание их было осуждением всему миру-злодею, убившему их, и горем для матери, помнящей запах их детского тела и цвет их живых глаз.

…Возле креста, связанного из двух ветвей, красноармеец увидел старуху, приникшую к земле лицом. Он склонился к ней и послушал её дыхание, а потом повернул тело женщины навзничь и для правильности приложился ещё ухом к её груди. «Её сердце ушло, — понял красноармеец и покрыл утихшее лицо покойной чистой холстинкой, которую он имел при себе как запасную портянку. — Ей и жить-то уж нечем было: ишь как тело её голод и горе сглодали – кость сквозь кожу светится наружу.

— Спи пока, — вслух сказал красноармеец на прощанье. – Чьей бы ты матерью ни была, а я без тебя тоже остался сиротой».

Женщины – фронтовички не только сами отважно воевали, но одновременно были и душой фронта, его, так сказать, милосердным теплом. Их сердца в самую страшную пору нежно стучали рядом: мы тут! мы тут!

Милая женственность без преувеличения была и дважды, и трижды мужественной, непобедимой женственностью там, на войне.

Среди защитников отечества были и женщины! И сейчас нам хотелось бы рассказать о Зое Космодемьянской,которой было всего 18 лет, она пошла добровольцем в разведку и погибла. Подробности о ее гибели мы сейчас узнаем из документального фильма. ( просмотр видеофильма о Зое Космодемьянской).

Ведущий: Стогорлый рев пушек они побеждали верой, надеждой, любовью…

Смертельно раненному другу дать глоток живой воды, украдкой смахивая слезу. И слышать отовсюду:

— Сестра, сестричка! Помоги!

Написать письмо матери раненого бойца… И опять взоры сильных мужчин с надеждой и благодарностью смотрят на сестричку, на сестру милосердную, в которой сейчас воплотились вся страна, все милосердие планеты. Женщина, что цветка нежней и железа тверже, помогала понять, что мир зыбок и прочен, что героизм – это преодоление самого себя и высокая человечность. И что человеческая жизнь – самое ценное на земле.

На фоне «Вокализа» С.В. Рахманинова на экран проецируются слайды.

Чтец: Я помню, будто было всё вчера:
Далекий фронт и госпиталь походный.
На сломанную веточку похожа,
В палате умирала медсестра.
Была она белее, чем бинты,
Глаза, как тени, на лице синели…
И мальчики в продымленных шинелях
Ей после боя принесли цветы.
Откуда там, на выжженной земле,
Под пулями, под взрывами, откуда
Взялось это оранжевое чудо
На тоненьком изогнутом стебле?
На нестерпимой белизне бинтов –
Два мака, пересаженные в каску.
И в мире лучше не было лекарства
Нежнее и целебнее цветов!
Тогда я понял, как цветы сильны.
Они – как нежность, как любовь, как дети!
Сильнее зла. Сильней всего на свете.
Сильнее смерти и сильней войны.
(Жанэ Киримидзе «Цветы, как люди».)

Ведущий: Женщина отважна в бою, настойчива в труде, верна в любви.Знаковым произведением, написанным на войне о войне, явилось стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Все солдатские письма-треугольники  заканчивались словами «Жди меня». В них — просьба, мольба, заклинание, оберег, молитва…

Чтец: Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий: Память… Память и ответственность.
Мирное время — какое счастье, какая радость! Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.