автор: Батракова Наталия Митрофановна

учитель истории и обществознания Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Надыма

«Геополитические вызовы России в начале 20 века и 100 лет спустя» урок по истории России для 11 класса

Открытый урок по истории в социально-гуманитарном классе (11кл)

 

Тема урока-«Геополитические вызовы России в начале 20 века и 100 лет спустя»

Тип урокаПовторительно обобщающий

Форма урока урок-исследование.

Цель урока: 

  • Исследование геополитических вызовов в России в начале 20 века и 100 лет спустя
  • Международное положение и геополитические вызовы начала 20 века в России
  • Формирование командно -административной системы, как ответ на вызовы 20-30 годов
  • Формирование тоталитарной системы, как ответ на вызовы 20-30 годов
  • Геополитические вызовы России в 21 веке и пути их преодоления

Дидактические задачи урока:

1-Образовательные:

  • исследовать учащимися информацию о развитии Российского общества в 21 веке 
  • использовать эмпирические методы исследования  для изучения: экономической политической, социальной, духовной сфер Российского общества
  • определить основные задачи внутренней политики Российского государства на современном этапе развития

2-Развивающие: 

  • Уметь характеризовать исследуемые объекты, выделяя их существенные признаки проблемы и механизмы развития 
  • Анализировать актуальную информацию для установления соответствия между исследуемыми объектами
  • Объяснять на примерах причинно следственные и функциональные связи исследуемых объектов
  • Осуществлять поиск социальной информации, представленной в разных знаковых системах (график, схема, диаграмма ),работать с разной источниковой информацией
  • Оценивать деятельность субъектов социальной жизни
  • Формулировать на основе приобретённых  знаний собственные суждения и аргументы по исследуемой проблеме
  • Применять полученные знания в процессе решения исследовательских задач
  • Использовать, приобретённые знания, для подготовки к ЕГЭ для написания обществоведческого эссе
  • Ориентироваться в актуальных общественных событиях
  • Осуществлять конструктивное взаимодействие в группах
  • Интерпретировать социальную информацию для характеристики объекта

  3- Воспитательные:

  • воспитание интереса к проблемам своего Отечества
  • патриотизма, уважения к соотечественникам; людям труда
  • воспитание гражданской позиции личности
  • критического конструктивного мышления

Были использованы

  • учебник- Данилов А.А.,Косулина М.Ю.Москва Просвящение2017г”, 
  • информационные ресурсы сайтов Интернет
  • мультимедиа проектор, экран, компьютер
  • СМИ (газеты, журналы)

 

Ход урока

 

 В вводном слове учитель подчеркивает значение вызовов, затем сообщает, что на уроке речь пойдет о том, какие использовались методы для достижения, поставленных целей и как изменилось социально-экономическое развитие России в результате проводимых реформ в 20-21 веке, учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутую гипотезу. Также учитель предлагает сформулировать цели урока учащимся чтобы решить выдвинутые задачи, учащиеся делятся на четыре группы, каждая из которых является группой экспертов по данной проблеме исследования

 

В ходе урока ученики определяют

 Гипотезу исследования

 

Выявление геополитических вызовов и методов их преодоления в России в 20 и 21 веке являются важнейшей задачей для сохранения суверенитета страны и ее самосохранения

 

-«Исследование проблем геополитических вызовов и путей их преодолнения в России в начале 20 века, позволит выявить общее и особенное в России в условиях современных вызовов 21 века»

 

Актуальность темы: Исследование проблем геополитических вызовов и путей их преодолнения в России в начале 20 и 21 века является важнейшей задачей современной России

Задачи исследования:

  • Выявить основные геополитические вызовы России в 20 и 21 веке.
  • Исследовать методы и пути решения геополитических задач в 20 и 21 веке
  • Выявить общее и особенное 

Объект исследования: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ РОССИИ В 20-21 ВЕКЕ.

Предмет исследования

  • Международное положение и геополитические вызовы начала 20 века в России
  • Формирование командно -административной системы, как ответ на вызовы 20-30 годов
  • Формирование тоталитарной системы, как ответ на вызовы 20-30 годов
  • Геополитические вызовы России в 21 веке и пути их преодолен 

Методы исследования:

  • Анализ документов
  • Синтез
  • Наблюдение
  • Исследование научных статей по данной проблеме

ИТОГ

  • урок достиг своей цели, учащиеся показали свои знания и умения
  • умения работать в группах, слушать и высказывать своё мнение
  • использовать информационные ресурсы для достижения поставленной цели
  • формировать аналитическое и критическое мышление
  • использовать наглядный материал, систематизированный в аналитических схемах, таблицах
  •  умение работы с информационными технологиями

 

В ходе урока учащиеся должны доказать, выдвинутую гипотезу либо согласиться с ней, либо отвергнуть с помощью, выдвинутых аргументов. При объявлении целей и задач урока учитель выясняет, как учащиеся понимают название урока. В ходе обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что такое геополитические вызовы-«Геополитические вызовы России в начале 20 века и 100 лет спустя» В вводном слове учитель подчеркивает значение вызовов, Затем сообщает, что на уроке речь пойдет о том, как изменилось социально-экономическое развитие России в результате проводимых реформ, образовательная цель урока, заключающуюся в том, что учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутую гипотезу. Также учитель называет задачи урока: 

Чтобы решить выдвинутые задачи, учащиеся делятся на четыре группы, каждая из которых является группой экспертов по данной проблеме исследования.

 

  1. Работа учащихся в экспертных группах. (7-8мин.)

                    

Международники Экономисты Политологи Стратегические исследования
Международное положение и геополитические вызовы 20-30 годов в России Формирование командно-административной политической системы,как ответ на геополитические вызовы 20-30 годов в России Формирование тоталитарной системы в России как ответ на геополитические вызовы начала 20-30 годов в России Геополитические вызовы в 21 веке
1-группа 2-группа 3-группа 4-группа
1-Итоги интервенции в России.

2-Участие России в международных конференциях

3.Версальский и Раппальский договор

4.Дипломатические конфликты с Западом

5.Угрозы 30 –х годов, усиление фашизма

5-Итоги гражданской войны 

6-НЭП и попыткасоздания рыночной экономики России

7.Коллективизация и индустриализация как ответы на геополитические вызовы

8.Итоги индустриализации

9-Сращивание государственного и партийного аппарата

10-Внутренняя борьба и утверждение однопартийной системы

11-Формирование культа личности Сталина

12-Массовые репрессии, показательные процессы,причины,итоги и результаты

13— Попытка сближения с Европой

14-Угроза экономической и политической изоляции

15-Формирование образа врага

16-Политика Путина в новых условиях

 

исследуют уровень развития сфер Российского общества

Для этого учащиеся используют:

  •  текст учебника, данные сравнительных таблицы, материалы 
  • СМИ, информационные ресурсы
  • Анализирует деятельности правительства РФ
  • Делают выводы о проблемах модернизации и внутренней политике государства
  1. Рефлексия.

В ходе рефлексии идет обсуждение учащимися выдвинутой гипотезы. Учащиеся в ходе обсуждения выявляют степень её соответствия истине. Они могут высказывать различные точки зрения по этому вопросу. В итоге, они приходят к выводам

 

  • После работы всех групп эксперты выносят свое суждение о соответствии истине выдвинутой гипотезы
  • Каждая группа делает свои выводы
  • Предлагает рекомендации.

Учащиеся исходя из подготовленных материалов делают выводы 

5 Подведение итогов урока

  1. Выставление оценок.

 

Литература к уроку:

 

1.Вопрос национальной идентичности в контексте глобализации. — М.: Проспект, 2014. — 144 c.
2. Глобализация в российском обществе. — М.: Нестор-История, 2008. — 538 c.
3. Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (правовое и экономическое исследование). — М.: ИНФРА-М, 2016. — 332 c.
4. Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия. — М.: ИФРАН, 2010. — 240 c.
5. Глобализация. Сущность, проблемы, перспективы: моногр. . — М.: Книга и бизнес, 2003. — 320 c.
6. Изменяющаяся Россия в контексте глобализации. — М.: Издательство СПбГУ, Санкт-Петербургский им. В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2007. — 396 c.
7. Ильин, И. В. Глобальные исследования и эволюционный подход / И.В. Ильин, А.Д. Урсул. — М.: Издательство МГУ, 2013. — 568 c.
8. Кокошин, Андрей Международная энергетическая безопасность / Андрей Кокошин. — М.: Европа, 2006. — 228 c.
9. Мир и Россия на пороге XXI века. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. — 576 c.
10. Пашенцев, Е. Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. Современные технологии глобального влияния и управления: моногр. / Е.Н. Пашенцев. — М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, Сам Полиграфист, 2014. — 480 c.
11. Региональные аспекты экономической безопасности страны в условиях глобализации / О.Н. Чувилова и др. — М.: Проспект, 2016. — 815 c.
12. Россия в архитектуре глобального мира. Цивилизационное измерение: моногр. . — М.: Языки славянской культуры, Знак, 2015. — 520 c.
11. Симеунович, Драган Нация и глобализация / Драган Симеунович. — М.: РИСИ, 2013. — 112 c.
12. Социокультурное пограничье как феномен мировых и российских трансформаций. Междисциплинарное исследование: моногр. . — М.: Либроком, 2008. — 504 c.
13. Судьба государства в эпоху глобализации: моногр. . — Москва: СИНТЕГ, 2005. — 201 c. 

 

14.http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

  1. http://www.shm.ru – официальный сайт Государственного исторического музея.

16.http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.

17.http://www.shpl.ru/ – официальный сайт Российской государственной исторической библиотеки.

18.http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.