автор: Белоусова Анна Александровна

старший воспитатель МБДОУ д/с № 16 г. Белгорода

Использование многофункционального ландшафтного стола как средства STEM-образования в ДОО

Использование многофункционального ландшафтного стола как средства STEM- образования в ДОО

 

Белоусова А.А.,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 16

г. Белгорода

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. 

STEM-образование в детском саду –прекрасный способ решения этой сложной задачи, так как помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике, дети приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. 

Незаменимым помощником педагога в этом вопросе является многофункциональный ландшафтный стол, у которого масса преимуществ:  

  • в игровой форме подавать новые сведения;
  • развивать исследовательские и конструктивные способности;
  • научить добиваться своей цели;
  • развивать любознательность;
  • содействует умению анализировать результаты проделанных мероприятий;
  • способствует наилучшей познавательной активности дошкольников.

В нашем детском саду многофункциональный ландшафтный стол  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования и предназначен для организации игровой деятельности детей и подходит для всех возрастов — от младшей группы до выпускников детского сада.

Стол изготовлен из качественного и безопасного дерева, оснащен колесами, удобными ящиками для хранения пособий и готовыми игровыми наборами, может перемещаться по желанию детей и педагога в любое место группового помещения, что отвечает современным принципам построения развивающей предметно-пространственной среды: трансформируемость, вариативность, доступность, мобильность, соответствие возрастным особенностям и содержанию реализуемой программы. Все используемые игровые материалы по завершению игры раскладываются по специальным пластиковым контейнерам, расставленным для удобства под игровой поверхностью.

Ландшафтный стол используется не только для игр, но и для развития дошкольников. Помогает активно моделировать различные ситуации и объяснять детям их значение. Игровые наборы, входящие в комплект, обеспечивают гармоничный подход к образовательному процессу: 

  1. «Мы играем» представлен деревянными конструкторами, фигурками животных, транспортными средствами и другие игровыми материалами. Он способствует развитию пространственного мышления, социально-коммуникативных навыков и речевому развитию. В игровой форме знакомит детей с представителями домашних и диких животных, видами транспорта, разнообразием муниципальных зданий. Позволяет знакомить детей с правилами дорожного движения. 
  2.  «Мы конструируем с Lego» способствует развитию мелкой моторики, когнитивных навыков, пространственного мышления, социально-коммуникативных навыков и речевому развитию. В игровой форме знакомит с основами механики. Направлен на формирование элементарных математических представлений и навыков конструирования по схеме и творческого конструирования.
  3. «Мы развиваем логику и изучаем основы программирования»   способствует развитию ориентации в пространстве, мышления,  когнитивных  и социально-коммуникативных навыков, логики. В игровой форме знакомит детей с основами программирования. Работа с робопчелой учит структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей.

При помощи съемных пластиковых панелей можно создавать разнообразные ландшафты: лес, водоем, сельский дворик или городскую улицу, а используя панель из оргстекла, маркеры для магнитно-маркерной доски и губку, можно выполнять разнообразные задания для развития мелкой моторики, подготовки руки к письму, ориентировки в пространстве, выполнять упражнения по межполушарному взаимодействию.

Работа с ландшафтным столом начинается с изучения и исследования деталей, выделения форм и поверхности предметов, сравнения деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, тактильные качества). Во время организации игры у детей формируется умение понимать и использовать инструкцию, овладевать четким, понятным алгоритмом действия. 

Увлекательные занятия с применением многофункционального ландшафтного стола пользуются неизменной популярностью. Дети больше всего любят играть, а это оборудование прекрасно совмещает несколько процессов: игру, познание и созидание. 

Вне занятий дети могут организовать самостоятельную игровую деятельность, которые могут быть самыми разнообразными: 

— ЛЕГО конструирование по схемам, по образцу; 

— обучающие игры (обеспечивают процесс обучения конструированию, счету, грамоте);

— познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, о безопасности, об истории своего города, страны и т.д.);

— проективные игры (открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию).

Дети сами решают, как обогащать среду, сами моделируют ситуацию, развивают фантазию, воображение. Они самостоятельно создают желаемый ландшафт и управляют дизайном. Они выстраивают дома, ограждения, зелень, парки и многое другое для организации сюжетных игр, таких как «Зоопарк», «Город», «У бабушки в деревне», «Ферма» и т.д. Подобные сюжетно-ролевые игры оставляют большие возможности для творчества, мотивируют детей пробовать различные модели общения, испытывать на себе разные социальные роли.

Накопление самостоятельного социального опыта, и опыта, полученного под руководством взрослых, способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, его дальнейшей, успешной подготовки к обучению в школе, а позднее — взрослой жизни. 

Многофункциональный ландшафтный стол позволяет выстраивать индивидуальную работу с ребенком в соответствии с его возможностями и потребностями, а также дает возможность организовать взаимодействие ребенка со сверстниками или взрослыми (дети могут играть каждый за себя, а могут организовать команды). Во время игры детям приходится взаимодействовать вместе, в команде, поэтому необходимы правила игры, которые дети придумывают сами или с помощью педагога. Организация игровой деятельности происходит и как закрепление новой темы в игровой форме, но и как самостоятельный вид деятельности — игра. Проигрывание проблемных ситуаций позволяет ориентироваться на интересы и возможности каждого ребенка.

Многофункциональный ландшафтный стол предоставляет широкие  возможности для:

— формирования и закрепления экологических представлений; развития мелкой моторики; 

— творческого и пространственного мышления, которые помогают овладеть математическими навыками и улучшают визуальное восприятие в будущем; 

— повышения коммуникативных навыков за счет увеличения потребности к новым знаниям, так как ребенок начинает сам искать способы, чтобы решить задачу, задавать вопросы окружающим и брать с них пример;  

— развития логического и творческого мышления при моделировании сюжетно-ролевых ситуаций у ребенка развивается логическое мышление и игр на оргстекле;

— создание и моделирование ситуаций, по типу сюжетно-ролевых игр, которые помогают малышам понимать, как себя вести в той или иной ситуации. Такие игры дают возможность почувствовать ребенку, что он уже способен принимать решения. 

Каждый модуль стола направлен на решение специфичных задач, которые обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей дошкольного возраста.

Дети с удовольствием выполняют поставленные перед ними задачи, получают новые знания и сами придумывают новые варианты использования многофункционального ландшафтного стола, что способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Примеры некоторых упражнений с использованием ландшафтного стола для старших дошкольников:

  1. «Поиск клада». Цель: обучение ориентировке в пространстве, развитие концентрации и устойчивости внимания. Педагог из деталей конструктора выстраивает город с дорогами (проходят через весь город). Сообщает, что где-то спрятан клад («кладом» может быть любая фигурка), показывает его изображение (как вариант, описывает фигурку, не дает готовый ответ). Ребенок берет фигурку человечка, ставит ее рядом с ориентиром и слушает подсказки ведущего. Ведущий подсказками «налево», «прямо», «направо», «за» и т.д. говорит, в каком направлении нужно двигаться до тех пор, пока ребенок не отыщет клад. Ребенок и взрослый может поменяться ролями, принять роль ведущего.
  2. «Разведчик». Цель: обучение ориентировке в пространстве, с помощью карт, развитие пространственного мышления. Взрослый рисует карту, на которой изображены дома, деревья, дороги. Ребенок выстраивает то же, что изображено на карте. Это же упражнение выполняется наоборот: педагог строит город, ребенок рисует карту города.
  3. «Нелепицы». Цель: развитие логического мышления. Педагог выстраивает несуществующие ситуации: дерево растет на доме, светофор посередине дороги, машина с крыльями, рыба лежит на газоне, дом без дверей и др. Ребенок находит все «нелепицы», объясняет. После нескольких повторов,  взрослый и ребенок меняются ролями.

                                                 Литература:

  1. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с. ISBN 978-5-91146-928-3
  2. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 240 с. — (Программы ДОУ). ISBN 978-5-9949-0642
  3. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с. — (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» (3)). ISBN 978-5-9949-0001-7