автор: Беляева Светлана Ивановна

преподаватель фортепиано МАУДО «Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа» г. Сыктывкар

Проектная деятельность ДМШ и ДШИ (из опыта работы МАУДО «СДМХШ»)

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования 

«Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Проектная деятельности в ДМШ и ДШИ»

(из опыта работы МАУДО «Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа»)

      Преподаватель фортепиано

                                  Беляева С.И.

Сыктывкар, 2018

Вступление

Последние десятилетие характеризуются появлением и активным развитием такого социокультурного феномена, как проектная деятельность, которая становится неотъемлемым компонентом жизни человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании. В связи с этим назрела необходимость перестроить учебный процесс с позиции формирования познавательной активности и развития творческого потенциала личности учащегося. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в ДМШ. 

И действительно, все составляющие обучения в любом образовательном учреждении, как в зерне, содержатся в проектной деятельности. Специфика проектов в ДМШ заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в проекте по искусству, всегда требует привлечения интегрированного знания. Музыка и изобразительное искусство теснейшим образом связаны с литературой. В их сочетании таятся огромные возможности развития художественной культуры учащихся. 

  Конечно, перестроить весь учебный процесс, превратив его в проектную деятельность, невозможно и не нужно, но использовать ее в обучении в ДМШ представляется сегодня необходимым. 

Так что же такое учебный проект? Проанализировав 19 определений понятия «учебный проект» из самых разных источников я остановилась на таком: Учебный проект – это познавательная, творческая или игровая деятельность по исследованию и решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта. 

 Какое бы определение мы не взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее  – именно проект.

Признаки проекта

  1. Есть конкретная дата начала.
  2. Есть конкретная дата конца или конечный результат. Вы можете отметить на календаре день запуска нового курса или представить в качестве конечного результата готовый продукт.
  3. Результат проекта уникален. В этом состоит главное отличие проекта от процесса или регулярной деятельности. «Уникальный» не значит абсолютно новый для всех. Он может быть уникальным для организатора или команды.
  4. Ресурсы ограничены. Ресурсы для проекта ограничены всегда: ваше время, деньги, оборудование и т.д

Участие в проектах предполагает использование индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности. 

Кроме того, для проекта могут быть предложены темы, завершающие определенный этап программы и представленные как итог работы. Это может быть творческая работа, не связанная напрямую с прохождением исполнительской программы и темы на уроках музлитературы, но позволяющая оценить способности учащихся к межпредметной интеграции, синтезу полученных знаний, открывающая возможность целостного восприятия культурных пластов разных стран и народов.

Виды проектов, реализуемых в детской школе искусств 

Вместе с тем учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Вообще, все проекты школы искусств по своему содержанию – творческие и музыкальные априори. Условно, в зависимости от целей и задач, мы можем выделить: 

Образовательные проекты.   Они позволяют организовывать учебную деятельность в инновационном режиме, внедрять современные методики и технологии в образовательный процесс. В группу образовательных проектов входят просветительские проекты, расширяющие знания учащихся в определенной области музыки, проекты формирующие навыки исследовательской деятельности у воспитанников ДШИ и проекты, нацеленные на закрепление или углубление какого-либо специального навыка.

Социо-культурные и социально-педагогические – проекты, адресованные определенной категории слушателей, воспитывающие, как правило, социально-значимые ценности. Цель таких проектов – формирование культурного пространства для духовно-нравственного, гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания детей, привлечение внимания детей и взрослых к социальным темам, в том числе к теме войны и мира; создание условий для формирования у учащихся социальной активности, гражданской позиции, воспитания чувства патриотизма.

Собственно творческие проекты – это проекты, которые знакомят учащихся с разными направлениями в музыке, стилями, жанрами, композиторами и отдельными произведениями. Предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Конкурсно-фестивальные проекты представляют собой организацию городских и республиканских фестивалей и конкурсов учащихся школ искусств (от разработки концепции и написания сценария до его воплощения). Несомненно, основным условием для реализации конкурсных проектов является высокий уровень зрелости коллектива, наличие в нем целостно ориентированного единства, сплоченности, организованности, взаимопонимания, сработанности и совместимости. (Напомню, что СДМХШ реализовывает три конкурсных проекта городского и один республиканского уровня)

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. 

—  Научно-познавательные  и методические проекты позволяют проанализировать развитие современных детей и работу преподавателей в свете  последних достижений педагогической науки. 

Информационный проект —  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и предоставления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

 -Здоровьесберегающие проекты нацелены на формирование правильных жизненных установок учащихся и    ценностного отношения к собственному здоровью. 

— Совместные  арт-проекты с другими учреждениями культуры. Как результат —  создание новых творческих продуктов в результате совместного творчества. Как пример — совместный проект СДМХШ с группой компаний «Ренова» и Международного Благотворительного Фонда П.И. Чайковского «Музыка-детям»

Следует иметь в виду, что все из перечисленных целевых направлений проектной деятельности реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – социо-культурный, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

— монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

— межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.

— внутриклассными;

— внутришкольными;

— региональными (разного масштаба) и т.д.

Ответив в общих чертах на вопрос, что есть учебный проект, рассмотрим, как он может быть реализован в образовательном процессе на примере СДМХШ. 

Как правило, любой проект начинается с осознания администрацией и преподавательским коллективом новой миссии школы и возможностей дальнейшего ее развития. 

На сегодняшний день СДМХШ накопила богатейший опыт методической, воспитательной, профессиональной работы с детьми, обладающими разными способностями и возможностями в сфере искусства. Школа продемонстрировала свои адаптивные возможности, адекватно реагируя на изменившиеся условия существования, сохранила лучшие традиции системного комплексного обучения в области искусства. Реализуемые нами проекты – это примеры и теоретической, и практической деятельности преподавателей и уч-ся.

Первые проекты, разработанные педагогами ДШИ, были скорее учебными, пробными. Большие сложности возникали при формулировке проблемы, в целеполагании, в описании предполагаемых результатов, критериев оценки и инструментария оценки результатов проекта. Постепенно педагоги стали более самостоятельны и грамотны в оформлении проектов. Проекты стали более масштабными по характеру контактов и более оригинальными по замыслу, идее проекта, креативными по содержанию.

В последние десятилетия возрос интерес к раннему периоду развития детей. В нашей школе организованы группы раннего эстетического развития (от 2 до 7 лет).  Занятия в этих группах оказались востребованными, поэтому в нашем учебном заведении сформировалось дошкольное отделение, со своим лицом и традициями. 

Для большей результативности работы этого отделения реализуются 2 образовательно-развивающих проекта.

Цель создания проекта «Малышкина филармония» – поддержание интереса у детей дошкольного возраста и их родителей к обучению в музыкальной школе, через вовлечение детей в совместное творчество, организацию ярких, интересных концертов, с использованием интегрированных видов искусств и деятельности. 

Проект реализуется через организацию филармонических встреч для детей 4-5 лет и родителей, состоящих из двух частей.

1 часть – Концерт, при организации и проведении которого учитываются возрастные особенности слушателей. Специально подобранный видеоряд (слайд- презентация, видеофрагменты) сопровождает музыкальные номера, что способствует активному восприятию музыкальных произведений. На протяжении всего концерта ведущий ведет беседу, непосредственную вступая с малышами в оживленный диалог. Подача музыкального материала сопровождается рассказом с элементами театрализации. В роли артистов –т обучающиеся младших классов школы.

2 часть – Закрепление полученных знаний и впечатлений, через тактильный контакт с музыкальными инструментами, и через рисунок на заранее подготовленных мольбертах.

Следующий проект дошкольного отделения  —  творческий образовательный проект «Школа зажигает звезды» (дети 6-7 лет).

Цель образовательного проекта — заинтересовать ребенка занятиями в музыкальной школе, научить его слушать музыку и воспитать потребность ее исполнять.

Составляющие элементы проекта:

  • Аудиторные (учебные) занятия
  • Итоговое мероприятие в конце каждой четверти:
    • Открытый урок «Первые достижения»
    • Урок-концерт «Первые выступления»
    • Урок-конкурс «Первые победители»
    • Урок – прослушивание «Первые экзамены»
  • Занятия с родителями  — «Мамина музыкальная школа». Это инновационная форма работы с родителями в ДМШ, это проект в проекте. 

Руководители привлекают родителей к участию в музыкальном образовании детей: 

—  определяют формы сотрудничества с семьёй, в зависимости от социального статуса, воспитательного опыта родителей, заинтересованности   жизнью школы.

— обучают родителей основам музыкальной грамоты с использованием пособий, музыкального материала, по которым занимаются в группе их дети;

— разъясняют способы выполнения домашних заданий вместе с детьми;

— дают комментарии по вопросам развития музыкальных способностей детей.

График проведения: проводится в конце учебных четвертей. Данный проект обеспечивает  мягкую подготовку к настоящим школьным испытаниям. 

Инновационная деятельность практико-ориентированного проекта «Дружба хоров» направлена на профессиональную ориентацию в сфере хоровой деятельности. Благодаря проекту хоровые коллективы столицы Республики Коми знакомятся друг с другом, обмениваются опытом и приобретают новый творческий импульс. 

Социальный проект «Огонёк Добра» органично встраивается в работу музыкальной школы, создает развивающую среду, обеспечивающую новую качественную ступень в морально-нравственном воспитании. Поддерживает у детей интерес к знаниям и жизненному опыту старшего поколения. Участниками проекта являются учащиеся оркестрового отделения СДМХШ, ветераны и инвалиды г. Сыктывкара. 

Работа над открытым групповым творческим проектом «Музыка двух сердец» позволила использовать нетрадиционный подход к школьным предметам «Ансамбль» и «Аккомпанемент», явилась продолжением работы в основном классе над едиными задачами учебного процесса и помогла поднять общий исполнительский уровень уч-ся. Проект проводится в ходе совместной работы с преподавателями разных отделений «СДМХШ». В течение всего проекта идет работа с родителями (внутри проекта «Музыка двух сердец» сложился мини-проект «Музицирую с мамой. Домашний дуэт»). Мини- проект дает возможность реализации музыкальной деятельности, почти утраченной к настоящему времени – домашнего музицирования. В таком случае возрастает роль родителей в музыкальном воспитании ребенка.

    Результатом реализации проектной деятельности в СДМХШ можно назвать следующие позитивные изменения:

 

  1. Произошло значительное повышение уровня проектной культуры педагогов. 
  2. В проектных мероприятиях ежегодно принимают участие 100 %  уч-ся школы.
  3. Победа 4 руководителей проектов на педагогическом конкурсе «Ступени мастерства в специальной номинации «Социально-значимая инициатива»
  4. Были созданы условия для реализации творческих, исполнительских, организационных способностей и учащихся, и педагогов. Преподаватели школы смогли реализовать себя не только как организаторы образовательного процесса, но и как разработчики, руководители проектов, «генераторы» идей, организаторы, авторы сценария и ведущие, исполнители, аранжировщики, актеры и т.д.
  5. Проектная работа стала катализатором творческой активности педагогов школы и, в какой-то степени, способствовала преодолению синдрома «эмоционального выгорания» в процессе профессиональной деятельности.

Проектная деятельность ДМШ и ДШИ необходима как средство повышения ее конкурентоспособности и позиционирования в социуме.

Развитие образовательного бренда –это такая же реальность, как компьютер или интерактивная доска. Конкурентоспособность учреждения дополнительного образования детей зависит от трансляции широкой общественности результативности процессов удовлетворения общественного образовательного спроса, итогов реализации инновационных проектов стратегического развития учреждения.

Детской школе искусств необходимо постоянно развивать и поддерживать различные педагогические проекты, адаптируя их к изменяющимся условиям, можно эффективно использовать их в соперничестве с другими образовательными учреждениями за учащегося и его родителей (т.е. за финансирование), обеспечивая тем самым собственное развитие.

Таким образом, проектная деятельность предстает как образовательная тенденция будущего. 

Проект многогранен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!