Автор: Березина Анна Александровна

учитель начальных классов, педагог-организатор МАОУ «СОШ №74 г. Челябинска»

Творческий проект: «Настольный календарь школьника»

Творческий (авторский) проект

 

Тема проекта: «Настольный календарь школьника»

 

 

 

 

 

Челябинск 

2020

Аннотация наставника

Творческий проект «Настольный календарь школьника» знакомит нас с историей и видами различных календарей, а так же с знаменательными событьями, посвященные 75 летию Победы Великой Отечественной войны. Автор проекта нашла информацию о том, как происходило становление календаря и их видов. Результаты подбора данной информации систематизированы и оформлены в виде таблицы. 

Теоретическая значимость проекта заключается вопределении роли настольного календаря в жизни школьника.

Прикладная ценность проекта заключается в том, что он может являться не только настольным календарем школьника, но и методическим пособием для учителей.

Оригинальность данной работы в том, что проектным продуктом является настольный 3D календарь для обучающихся нашей школы с знаменательными событьями, посвященные 75 летию Победы Великой Отечественной войны. Ценность настольного 3D календаря заключается в том, что автор использовала исторические события 1941-1945 годов, которые разделила на 4 времени года и 12 месяцев.

Апробация настольного 3D календаря среди учителей показала, что этот проектный продукт можно успешно использовать во внеурочной деятельности для обучающихся нашей школы и быть методическим пособием для учителей истории.

 

Содержание

 

Аннотация наставника 3
Введение 4
Теоретическая часть
1.1. История появления календаря 5
1.2. Виды календарей 6
Практическая часть
2.1. Проведение опроса, анализ 7
2.2. Создание настольного  3D календаря 8
Заключение 9
Список литературы 10
Приложения

 

Введение

 

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

(Календарь)


Ещё в древние времена человек сталкивался с проблемой, как определять время, узнавать какой сейчас день, месяц, год. Мы привыкли жить по календарю.Согласитесь, красочный календарь-это не только универсальный инструмент для отсчета времени, но и прекрасный сувенир к любому празднику и помощник школьнику. С этим полезным, красивым и не дорогим подарком, ваши родные и друзья, не расстанутся в течение всего следующего года. Ведь имея под рукой календарь, легко планировать список предстоящих дел, поездок, отмечать праздник, рассчитывать финансовые траты и др.

Таким образом, цель нашей работы: исследовать значение календаря в жизни человека, создать собственный настольный3Dкалендарь, удобный для использования обучающимися нашей школы.

Задачи

  1. Изучить историю появления календаря;
    2. Выбрать для изучения и сравнения виды календарей, которые являются наиболее популярными в использованиилюдей.
    3. Составить сравнительную таблицу, где по горизонтали — виды календарей, а по вертикали- критерии.
  2. Провести онлайн-опрос среди учеников, учителей и родителей нашей школы.
    5. Проанализировать и сделать выводы о том, какой вид календаря подходит ученику, учителю и родителю нашей школы.
    6. Создать настольный3D календарь «Навстречу великой победе!» для обучающихся нашей школы.
  3. Теоретическая часть
  4. 1 История появления календаря

История календаря берёт далеко своё начало, его изменения происходили тысячелетиями. Он развивался с каждым годом, так как шло развитие в окружающем мире и требования к календарю все увеличивались. В самом начале развития цивилизации людям хватало просто наблюдения за фазами Луны, но спустя время шло развитие, и календарь стал совершенной системой подсчёта времени. Первые календари были созданы в глубокой древности, и их появления связано с потребностью человека измерять время. Слово календарь пришло к нам из древнего Рима и буквально переводится как «долговая книга» (лат.Calendarium). Из словаря С. И. Ожегова я узнала, что календарь — это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы [2].

История создания первого календаря уходит в далекое прошлое, в его создании участвовало, можно сказать, все человечество. Было выделено три наиболее значимых понятия — эра, год, век. Год и эра — основные, а век — производное, теперь в основу современного календаря берут год — тропический год, то есть промежуток времени между двумя последовательными прохождения центра Солнца точки весеннего равноденствия. Очень важным было точное определение продолжительности тропического года, т.к. его величина постоянно изменяется, сейчас, например, за 100 лет уменьшается на 0,54 секунды, составляет 365 дней, 5 часов 48 минут 45,9747 секунд. Придумать простые и удобные системы счета дней в году и месяце оказалось очень сложным делом, практически невыполнимым, поэтому придумали так называемый високосный год-366 дней в году (в природе такового не существует). Этот год получается из «остатков» четырех обычных тропических годов. На один тропический год -365 дней приходится «остаток» — 5ч 48 мин и секунды — очень близко к 1/4 суток, таким образом, за четыре года набираются целые сутки — добавочный день в високосном году.

Предположительно первым до этого додумался грек Созиген, а високосный год в календарь впервые ввел римский император — Юлий Цезарь 1 января 45 года до Р.Х. Этот календарь стал называться — Юлианским. По этому календарю жили Римская империя, Византия, и все страны Европы, Америки, Африки и Азии, а в Х веке, с принятием христианства, он пришел на Русь. В IV веке были внесены изменения в юлианский календарь. Христианство вступило на новую ступень развития, и было необходимо отрегулировать соответствие (для IV века) солнечного юлианского календаря – лунному — иудейскому, так, чтобы пасха христиан не совпала с иудейской пасхой [4].

В VI веке Римский монах Дионисий Малый предложил ввести новую христианскую эру, лето исчисление которой идет не от сотворения мира, как было принято в иудейской эре, или от других событий значимых для разных языческих стран, а от Рождества Христова. Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только к VIII веку, на Руси же, впрочем, как и в Византии, на протяжении еще нескольких веков, продолжали считать годы от сотворения мира [1].

По указу папы Григория XIII с 1582 года в католических странах стали вводить новый календарь, получивший название — григорианского календаря. Счет дней передвинулся сразу на 10 дней — весеннее равноденствие было восстановлено, и чтобы избежать таких ошибок, решено было каждые 400 лет вычитать 3дня из числа високосных, для этого перестали считать високосными те столетия, число сотен (две первые цифры), в которых, не делится на 4 без остатка. Длинна года по григорианскому календарю на 26 секунд длиннее истинного, но теперь ошибка будет в одни сутки за 3280 лет [3].

А с 1700 года Пётр 1 ввёл календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября).

Таким образом, календари создавались для того, чтобы облегчить людям жизнь: они сообщали, когда дожди сменяют засуху, когда изменится ветер, когда созреет урожай.

 

1.2 Виды календарей

В нашем мире существует большое количество видов календарей [5]. Для того, чтобы изучить особенности видов наиболее популярных календарей, используемых человеком, мы составили таблицу, где по вертикали расположили критерии, а по горизонтали – виды календарей. 

Таблица 1

Виды календарей\

Критерии

Настольный Настенный Нестандартный Электронный
Мобильность + +\- +
Практичность + +\- +
Компактность + +\- +\-
Затратность +\- + +
Дизайн +\- +\- +

 

Исследовав таблицу, мы сделали следующие выводы:

  • Каждый вид календаря  удобен по-своему.
  • Настенный вид один из неудобных видов.
  • Электронный видсамый простой в использование, если у человека под рукой есть электронный носитель.
  • Нестандартный вид является самым оригинальным и менее практичным, чем настольный вид

 

  1. Практическая часть

2.1. Проведение опроса, анализ

Нами был проведён онлайн-опрос среди учителей, родителей и обучающихся  нашей школы по теме «Календарь». Он был создан на платформе googlе[6].Опрос состоял из пяти вопросов, где людям предлагалась выбрать из списка подходящий вариант ответа или записать свой:

  1. Как вы думаете, для чего нужен календарь?
  2. Каким видом календаря вы пользуетесь? 
  3. По вашему мнению, нужен ли вообще календарь? 
  4. А вы хотели бы сделать календарь своими руками?
  5. Чему посвящен 2020 год в России?

В опросе поучаствовало 64 человек: 12 учителей, 16 родителей и 36 обучающихся нашей школы.

Исходя из опроса можно сделать вывод, что опрошенные имеют представление, что такое календарь, большинство из них пользуются электронным видом календарей (67%), чуть меньше настенным и настольным. На вопрос: «Хотели бы вы сделать календарь своими руками?» отвели больше нет (56,5%), чем да (43,5%). Такие результаты говорят нам о том, что, возможно, они не имеют достаточных навыков для этой деятельности или в силу незнание каких-либо разработок по созданию календарей. Один из немаловажных вопросов, на который нам нужен был ответ, это последний вопрос: «Чему посвящен 2020 год в России?» 56,7% опрашиваемых затруднились ответить, 1\3 часть ответила верно и лишь 2% не поняли суть самого вопроса. 

На основе ответов опрошенных, мы решили создать свой настольный 3Dкалендарь «Навстречу великой победе!», так как 2020 год в России объявлен  Годом памяти и славы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В него мы включили знаменательные даты истории Великой Отечественной войны и победысоветских войск.

 

2.2. Создание настольного  3D календаря

На первом этапе работы мы создали эскиз страницы календаря. Все страницы мы распределили  на 4 времени года и месяца:

  1. Зима: декабрь, январь, февраль;
  2. Весна: март, апрель, май;
  3. Лето: июнь, июль, август;
  4. Осень: сентябрь, октябрь, ноябрь.

При работе с эскизом появилась идея сделать не просто настольный календарь, а нестандартный в технике 3D, чтобы обучающиеся, смогли заинтересоваться не только дизайном календаря, но и узнать об исторических датах Великой Отечественной войны. Для этого мы создали таблицу «Памятные и знаменательные даты побед советских войск  Великой Отечественной войны» (Приложение 1).

На втором этапе работы к каждой странице подобрали:календарный блок данного месяца, даты и их события и карты военных наступлений. Для того, чтобы лучше оформить каждую страницу календаря, мы изготовили её макет в чёрно-белом варианте.

Третий этап: постраничное форматирование в цветном варианте. Это был самый сложный этап, потому что необходимо было просчитать расположение на странице карты военных наступлений и подписей, а так же придумать способ расположения дат и их событий. А так же не забыть уместить календарный блок и поле «для заметок».

Четвёртый этап: сборка календаря, склеивание страници оформление обложки. Для обложки было решено подобрать иллюстрацию, которая соответствует теме 75 летию Великой Отечественной войны.

Пятый этап: апробация настольного 3D календаря. Для этого мы обратились к учителям нашей школы. Я познакомила их с настольным 3D календарем и предложила им дать обратную связь, отвечая на вопросы:

— Чем запомнился мой календарь?

— В чем его удобство?

— Хотели бы вы иметь такой календарь?

— Какие плюсы и минусы вы заметили при осмотре календаря? 

В ходе апробации были выявлены положительные и отрицательные стороны нашего настольного 3D календаря. Большинство учителей, особенно учителя истории и обществознания хотели бы иметь такой календарь. Всех впечатлил дизайн и нестандартное оформление календаря. А так же огромный плюс получило поле «для заметок»: «Это очень удобно, работая учителем».

Из недочётов мы поняли, что у нашего календаря тоненькие страницы, они довольно не устойчивые,поэтому лучше использовать для изготовления подобных календарей плотный картон.

 

Заключение

В ходе работы над проектом нам удалось, не только познакомиться с историей появления календарей и ихвидов, нои  выяснить, что опрошенные имеют представление, о календаре, большинство из них пользуются электронным видом календарей, чуть меньше настенным и настольным.

Таким образом, история календаря, берущая свое начало в глубине тысячелетий -это неотъемлемая часть истории цивилизации человеческого общества. Усовершенствование календаря происходило по мере накопления знаний о внешнем мире и в связи с потребностями народного хозяйства в различные эпохи. 

 

Список литературы

  1. Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. — М.: Наука (ГРФМЛ), 2004. – 78 с.
  2. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.
  3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. — М.: Эксмо, 2002. — 512 c.
  4. https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-kalendari-v-zhizni-cheloveka-1837853.html (теория)
  5. http://www.rion.ru/products/nastolnye_kalendari/(теория)
  6. (опрос)

  7. https://победа.екатеринбург.рф/ (даты, события и карты  Великой Отечественной войны)

 

Приложение 1

  «Памятные и знаменательные даты побед советских войск  Великой Отечественной войны»

Январь 18.01.1943 Прорыв блокады Ленинграда
27.01.1944 День снятия блокады Ленинграда (День воинской славы)

 военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецко- фашистскими войсками  во время Великой Отечественной войны.  Длилась 872 дня (включительно с днём начала и конца).

Февраль 02.02.1943 День разгрома советскими войсками немецко- фашистских войск в Сталинграде (День воинской славы)
17.02.1944 Корсунь-Шевченковская наступательная операция

В общей сложности в нее входили 10 пехотных, 2 танковые дивизии, моторизованная бригада СС «Валлония», 4 дивизиона штурмовых орудий, а также большое количество артиллерийских и инженерных частей усиления. Ее поддерживала авиация 4-го воздушного флота. Всего корсунь-шевченковская группировка противника насчитывала более 170 тыс. человек, 1640 орудий и минометов, 140 танков и штурмовых орудий, до 1000 самолетов.

Март 18.03.1944 Березнеговато-Снигиревская операция

17 марта 1944 г. командование войсками 3-го Украинского фронта доложило Верховному Главнокомандующему, что в ходе операции с 6 по 16 марта «фактически полностью разгромлена 6-я немецкая армия генерал-полковника Холлидт…Немцы потеряли пленными и убитыми 50 659 человек, 1218 орудий, 1012 минометов, 274 танка, 192 штурмовых орудия и много другой техники».

26.03.1944 Советские войска вышли на границу СССР
Апрель 20.04.1942 День завершения битвы за Москву 

Боевые действия советских и немецких войск на московском направлении.  В западной историографии битва известна как «Операция Тайфун». Сражение развернулось на пространстве, границы которого на севере проходили по реке Волге от Калязина до Ржева, на западе — по рокадной железнодорожной линии Ржев — Вязьма — Брянск, на юге — по условной линии Ряжск — Горбачёво — Дятьково.

30.04.1945 Советские войска водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине
Май 02.05.1945 Завершение разгрома берлинской группировки армии Вермахта
08.05.1945 Завершение берлинской операции и подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии
09.05.1945 День Победы

Советскими Вооруженными Силами было разгромлено 507 немецко-фашистских дивизий и 100 дивизий союзников Германии. Силы Германии потеряли на советско-германском фронте свыше 70 тыс. самолетов около 50 тыс. танков и штурмовых орудий 167 тыс. артиллерийских орудий, более 2500 различных кораблей и вспомогательных судов.

Июнь 28.06.1944 Могилевская наступательная операция

В оперативном резерве командования противника в районе Могилева находились 60-я моторизованная дивизия, а также охранные и специальные подразделения силами до дивизии, которые осуществляли охрану коммуникаций и переправ через Днепр. Всего группировка врага насчитывала 114 тыс. человек, около 2,3 тыс. орудий и минометов, 220 танков и штурмовых орудий.

24.06.1945 Парад Победы на Красной площади
Июль 23.07.1943 Победа в битве на Курской дуге
03.07.1944 Советские войска освободили Минск 
4.07.1944 Полоцкая наступательная операция

В результате Полоцкой наступательной операции войска фронта освободили до 5 тыс. населенных пунктов, в том числе г. Полоцк, Глубокое, Докшица, Дисна, нанесли противнику значительный урон в людях и боевой технике. Они взяли в плен около 7 тыс. человек, захватили 311 орудий, 83 миномета, 1093 пулемета, 1866 автомашин, склады с различным военным имуществом. Основная задача — изолировать группу армий «Центр» — была решена, что способствовало успешному проведению Минской наступательной операции.

13.07.1944 Советские войска освободили Вильнюс
Август 05.08.1943 Освобождение городов Орел и Белгород – первый артиллерийский салют в Москве 
23.08.1943 Курская битва

Совокупность стратегических оборонительной (5—23 июля) и наступательных (12 июля — 23 августа) операций Красной армии в Великой Отечественной войне с целью сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку. В нём участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов; сражение проложило «путь к великим советским наступательным действиям 1944-45 годов».

Сентябрь 10.09.1941 Смоленское сражение

В результате налета было повреждено 37 зданий, возникло 1166 пожаров, пострадало 792 человека, из которых 130 было убито.

16.09.1943 Освобождение г. Новороссийск 
02.09.1945 Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Японией
Октябрь 09.10.1943 Окончание битвы за Кавказ. Сражение вооружённых сил нацистской ГерманииРумыниии Словакии против СССР во время Великой Отечественной войны за контроль над Кавказом. Сражение делится на два этапа: наступление немецких войск (25 июля — 31 декабря 1942) и контрнаступление советских войск (1 января — 9 октября 1943).
Ноябрь 07.11.1941 День проведения военногопарада на Красной площади в Москве (День воинской славы)
06.11.1943 Освобождение Киевас советскими войсками

Войска 1-го Украинского фронта (генерал армии Н.Ф. Ватутин) в ходе Киевской наступательной операции освободили от фашистских оккупантов столицу Украины г. Киев. В 4 часа утра Киев стал свободным. 65 наиболее отличившихся частей и соединений получили почетное наименование Киевских.

Декабрь 05.12.1941 День начала контрнаступления Красной Армии против немецких войск в битве под Москвой(День воинской славы)
25.12.1941 Начало Керченско-Феодоской десантной операции советских войск
23.12.1943 Битва за Днепр

С обеих сторон в битве приняло участие до 4 млн человек, а её фронт растянулся на 750 километров. В результате четырёхмесячной операции Левобережная Украина была почти полностью освобождена Красной армией от нацистских захватчиков. В ходе операции значительные силы Красной Армии форсировали реку, создали несколько стратегических плацдармов на правом берегу реки, а также освободили город Киев. Битва за Днепр стала одним из крупнейших сражений в мировой истории.