Дифференцированный подход в обучении биологии разных категорий обучающихся.



автор: Блаженко Светлана Александровна

учитель биологии БОУ СОШ №1

Дифференцированный подход в обучении биологии разных категорий обучающихся.

Дифференцированный подход в  обучении биологии разных категорий обучающихся.

За многолетний опыт педагогической деятельности я стремлюсь создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика, чтобы дети познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Каждый ученик должен осознать себя личностью, а для этого я стараюсь помогать добиваться результата в изучении биологии. В свою очередь использование ситуации успеха способствует повышению уровня качества знаний по предмету.

Личностному развитию учащихся способствует технология дифференцированного обучения, так как способствует достижению целей общего среднего образования, а разные по уровню усвоения учебного материала обучающиеся могут овладеть едиными стандартами образования, сохранив при этом здоровье.

Дифференцированный подход в обучении способствует формированию ситуации успеха в учебной деятельности, так как учитываются индивидуальные особенности учеников, и обучение каждого ребенка происходит на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.

Прежде всего, на уроке создаю психологически комфортные условия, позволяющие слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Этому способствуют разные формы и методы организации деятельности учащихся на уроке, дифференцированные задания по сложности и объему, а также оказание психологической и методической помощи, чтобы ученики были успешными в учебной деятельности.

Дифференциацию обучения осуществляю делением класса на три группы по следующим критериям: в первую группу выделяю детей, которые имеют пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, и по другим причинам, в силу систематической плохой подготовки к урокам. Во второй группе учащиеся, которые имеют хорошие знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий, но не справляются самостоятельно с решением более сложных заданий. А в третьей  группе учащиеся, которые могут самостоятельно освоить новый материал, используя при этом разные способы для выполнения задания. 

При подготовке к уроку подбираю соответствующие задания и продумываю виды помощи для каждой группы обучающихся.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока: в ходе опроса, изучения нового материала, закрепления изученного материала, при выполнении домашнего задания. Например, при опросе использую разноуровневые тесты, индивидуальные карточки – задания, творческие задания: чайнворды, ребусы, кроссворды разной степени сложности. При изучении нового материала задаю проблемные вопросы, на которые в основном отвечают сильные дети, а для учащихся 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы уже изученных тем. Учащимся 1 группы заранее даю возможность самостоятельно подготовить сообщения по новой теме и рассказать на уроке одноклассникам, сделать рисунки, плакаты и т.п. В ходе закрепления нового материала составляю дифференцированные вопросы и задания: для 1 группы – подробно повторяем основные моменты урока. Для второй – предлагаю работу с учебником, а для 3 группы – выполнить практическое задание, с высокой степенью трудности. На этапе закрепления материала часто провожу самостоятельные работы, в которых количество заданий, степень трудности и время на выполнение дается разное. При проведении практических работ также осуществляю дифференциацию, и допускаю, когда сильные дети помогают справиться с практическим заданием слабым. Дифференцированный подход осуществляю при подготовке домашнего задания. При определении объема работы стараюсь исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженностью обучающихся другими предметами. Первой группе даю задания соответствующие результатам, а также несложные дополнительные вопросы. Второй группе посложнее вопросы из учебника, а также небольшие дополнительные задания. Для третьей группы задания из учебника дополняются вопросами из различных пособий, учу ребят работать с дополнительной литературой, выполнять задания творческого характера, проводить небольшие исследования. Дети 3 группы часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами.

После изучения определенных тем, разделов провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а также контрольное тестирование по трем уровням сложности.

Применение дифференцированного подхода в обучении помогло мне достичь следующих целей: для первой группы: ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; пробудить интерес к биологии путем использования заданий базового уровня; сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для второй группы: актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; развивать устойчивый интерес к биологии; сформировать умения самостоятельно работать над заданием; развивать интеллектуальные возможности учащихся. Для третьей группы: развивать обобщенный интерес к биологии; сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 

В своей практической деятельности использую два вида дифференцированной формы учебной работы: групповую, когда  учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно, а затем осуществляется отчет каждой группы и индивидуальную работу учащихся, при которой проверяется и оценивается работа каждого ученика. 

Дифференцированное обучение активизирует стремление детей к знаниям, а успех в учебе – это завтрашний успех в жизни. Конечно же, дифференцированное обучение требует от учителя последовательности и систематизации, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников, только тогда можно достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда, так как такая форма учебной деятельности учащихся предусматривает самостоятельную работу по дифференцированным заданиям.

Применяя дифференцированный подход в обучении, мне удалось решилась проблему неуспеваемости, снизить перегрузки, повысить мотивацию обучения.

 

Дифференцированный подход в обучении биологии разных категорий обучающихся.
Пролистать наверх