Проект “Время года: зима” 2 младшая группа

автор: Бозыкова Наталья Валерьевна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад №46 “Надежда”

Проект “Время года: зима” 2 младшая группа

 

Проблема. 

Беседы, проводимые с детьми, показали, что ребята нашей группы не имеют достаточных знаний о времени года: зима.  Во время прогулки, Лука  спросил: «Почему зимой идет снег?», «Почему зимой холодно?», «Чем питаются животные зимой?» . Чтобы ответить на эти вопросы мы решили обогатить знания детей посредством  реализации  проекта: «Время года: Зима». 

Актуальность проекта: Наступила зима – время холода и мороза, веселых забав и удивительных, даже волшебных праздников. Наблюдения за изменениями в природе, эксперименты, зимние забавы дают возможность для эмоционального и чувственного освоения мира ребенком младшего дошкольного возраста, способствуют развитию восприятия, воображения, творчества, установлению простейших причинно – следственных связей.  Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в ходе  работы над данной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Цель проекта: создание условий  по формированию  представлений о времени года зима, с использованием образовательных и продуктивных видов деятельности.

Задачи:

  • Расширить представления детей  о времени  года  зима, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа;
  • Организовать все виды детской  деятельности  (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской),
  •  Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).
  • Формировать представления детей о безопасном поведении    
  • Формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников. 
  • Формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;
  •  повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Развивать речь, память, творческие способности дошкольников. 
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Вид проекта:  информационно – творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители.

Сроки реализации: 1 неделя (04.12.23  –  08.12.23)

Предполагаемый результат: 

 –  у детей  сформированы и расширены знания о зиме, пополнен активный и пассивный словарный запас.

1.Подготовительный этап:

– подбор методической и художественной литературы;                                                                                                                                                                – подбор игр по теме  данному возрасту.                                                                                                                                                                                                   

   2.Основной этап:

– организация предметно-развивающей среды,                                                                                                                                                                                                           – рассматривание иллюстраций;                                                                                                                                                                                                                    

– дидактические игры;                                                                                                                                                                                                                            – изобразительная деятельность;                                                                                                                                                                                                                  – индивидуальная работа с детьми;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    – чтение художественной литературы.                                                                                                                                                                                 

3.Заключительный этап:

 Выставка совместного творчества детей и родителей, педагогов:  «Волшебница зима»

 

Перспективное планирование работы с детьми по проекту (04.12-08.12.23г)

Образовательные области Виды детской деятельности
Физическое развитие Подвижная игра (картотека) «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Кто бросит дальше снежок?», «Найди свое место», «Снег кружится».

 Пальчиковая гимнастика (картотека)  «Две больших сосны», «шарики», «снежок», «погреем пальчики», «хлопушки».

Задачи: Дать представление о ценности здоровья. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Продолжить совершенствовать культурно- гигиенические навыки.

Беседы на тему ОБЖ:

«Как вести себя зимой на улице? » «Не трогать незнакомых животных! ».

 «Что делать если замерз на улице? ».

«Будь здоров! »

 Физкультминутка: «Снежок». (картотека)

Дыхательные упражнения: «Сдуй снежинку», «Снежок» (картотека)

Познавательное

развитие

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Время года: Зима» (приложение)

Дидактические игры: «Логическая цепочка» (большие, маленькие), лото, разрезные картинки, «Признаки зимы», пазлы, домино, «Зимние забавы», «Найди тень»,

 круги Луллия «Четвертый лишний», «Зима-лето» 

Беседы на темы:

« Идет волшебница зима»

« Зимующие птицы»

«Зима в лесу»

«Почему зима холодная?»

Речевое развитие Организованная образовательная деятельность по речевому развитию «Звук «у». Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»( приложение)

Задачи: Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «зима». Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, рассказам. Правильно подбирать темп, интонацию речи. Учить уменьшительно- ласкательным наклонениям. Помогать детям по средствам речи взаимодействовать и налаживать контакт друг с другом.

Чтение художественной литературы: 

М. Пляцковский «Какая бывает зима», Н. Павлова «Где зимуют почки», Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Рукавичка», «Снегурочка», чтение загадок и стихов о зиме.

 Рассматривание картин «Зимний лес», «Снег идет»; Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок о зиме. Составление рассказов из личного опыта.

Просмотр мультфильмов: «Три котенка. «Холодный холодильник»

 развивающие мультфильмы Тетушки Совы: «Декабрь. Январь. Февраль».

Презентации: «Зима».

Словесные игры: «Посчитай птенцов», «Назови ласково».

Артикуляционная гимнастика «Зимушка зима» (картотека)

Дидактические игры:

«Чья мама, чей малыш?», «Части тела животного», «Один много», «Назови ласково» (картотека)

Социаль –коммуникативное развитие И/С: «Собери Снеговика»

Сюжетно-ролевые игры:

 « Зайка заболел», «Путешествие в лес»

Задачи: Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Формировать у ребенка моральные и нравственные ценности

Настольные игры:

« Зимний пейзаж»-пазл

Кубики – птицы

Лото  « времена года»

Моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения .ОБЖ: «Как мы катаемся с горки», «Почему нельзя гулять зимой без шарфика»

Задачи:  Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Безопасность (правила поведения в холодное время года).

Этюд: «Животные зимой». Задачи: развивать моторную функции, пантомимику, мимику. 

Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Снег идет», «Деревья в снегу» 

Задачи: Продолжать формировать навыки аккуратной работы,  навыки работы с пластилином, красками. Учить доводить начатое до конца. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.

Аппликация: «Зимний лес», «Веселые снеговики» (коллективная) из бросового материала

Индивидуальная работа – раскрашивание  по теме зима. 

Лепка: «Угощение для животных»

Конструктивная деятельность «Вот какие разные у нас елочки» из геометрических фигур

Маски- ободки животных (заяц, медведь, белочка)

РППС для совместной деятельности детей и педагога маски животных, дидактические, речевые игры по теме «Зима», конструктор деревянный, аудиозаписи «Танец снежинок», настольный театр: «Заюшкина избушка», бросовый материал для аппликации(ватные диски, втулки, вата), иллюстрации, картинки по теме «Зима»

 

Взаимодействие с семьями воспитанников

интерактивные формы взаимодействия печатная информация
Выставки детских рисунков, аппликаций.

Беседа: «Гигиенические требования к детской одежде и обуви в зимний период».

Индивидуальные  беседы с родителями: «Повторите с детьми дома изученный материал»,  «Как провести выходные дни с пользой для ребенка». 

Консультативный материал по теме проекта: «Волшебница- Зима»

Консультация «Профилактика ОРВИ и внебольничной пневмонии»

Папка-передвижка: «Правила пожарной безопасности», памятка «ПДД в зимний период», «Антитеррор» (в теч. месяца)

Рекомендации «Безопасные игры в зимнее время года»  

 

Дни недели Понедельник     04.12 Вторник           05.12 Среда                   06.12 Четверг               07.12 Пятница                08.12
Прогулка

Утренняя 

Вечерняя 

 
Дни недели Понедельник     04.12 Вторник           05.12 Среда                   06.12 Четверг               07.12 Пятница                08.12
Индивидуализация                 в подгруппе (индивидуально)  

 

Сетка занятий  на неделю  с 04.12.2023 по 08.12.2023г.

Понедельник  Вторник  Среда  Четверг  Пятница 
Физическая культура

игровая (веранда)

09.00 – 09.15

«Зимние забавы»

Задачи: Совершенствовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед; Развивать координацию движений; Воспитывать уважение друг к другу, способствовать положительному эмоциональному (консект прилагается)

Физическая культура

08.50 – 09.05

Задачи: Развивать ориентировку в пространстве, координацию, равновесие, способность быстро реагировать на сигнал; формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и активному отдыху, воспитывать самостоятельность;

Музыкальное развитие

09.10 – 09.25

Задачи: Способствовать  развитию у детей певческих навыков: петь без напряжения , в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Физическая культура

09.00 – 09.15

Тема: «Два мороза»

Задачи: научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Музыкальное развитие

10.10 – 10.25

Задачи: Совершенствует у детей навыки основных движений (ходьба и бег). Учит детей маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

Познавательное развитие

15 мин

Тема: «Время года: зима»

Задачи: Познакомить детей с временем года-зима, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа;

о сезонных изменениях в природе,  и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениям. Воспитывать любовь к природе.

Аппликация

15 мин

Тема: «Зимний лес»

Задачи: формировать интерес к работе с ватой и салфетками; формировать эстетическое отношение детей к окружающей природе; развивать познавательную активность и любознательность в процессе выполнения задания; развивать мелкую моторику рук.

(кон. прилагается) 

Речевое развитие

15 мин

Тема: Звуковая культура речи: звук «у». Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»

Задачи: учить детей четко артикулировать звук –у- (изолированный, в звукосочетаниях, словах). Произносить его долго и плавно на одном выдохе. Побуждать произносить звук с разной громкостью (по подражанию)

(кон. прилагается). 

Познавательное развитие

(математические представления)

15 мин

Тема: «Длинный – короткий»

Задачи: продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.(кон. прилаг.)

Рисование

15 мин

Тема: «Снег идет»

Задачи: учить детей передавать в рисовании образ снежинки; рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных, горизонтальных и наклонных). Продолжать учить пользоваться красками и кистью. Уточнять и закреплять знания цветов. Развивать художественные способности в процессе рисования. (консп.прил)

 

Проект “Время года: зима” 2 младшая группа
Пролистать наверх