Автор: Бойдакова Валентина Ивановна

педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №2 п. Редкино

Открытый всероссийский конкурс «Методическая разработка»

Знакомство с библиотекой

(Библиотечный урок в 1 классе)

Тема: Первое посещение библиотеки.

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Содержание темы: экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке 

периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

 

Библиотекарь.       

            Здравствуйте, ребята! Меня зовут __________________. 

Посмотрите, что вы видите? Куда вы пришли?  (Видим много книг. Пришли в библиотеку) 

А что такое библиотека?

Это книгохранилище «Библио» — книга, «Тека» — хранилище.

Вы все умеете читать. Я очень надеюсь, что вам нравится это занятие. А когда книга вошла в вашу жизнь? Когда познакомились? Взяли в первый раз в руки? (в детстве)

Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. 

Книги имеют большое значение в жизни человека   в этом нас убеждают пословицы и поговорки. Оглядитесь вокруг и найдите карточки с пословицами. (дети ищут заранее развешанные карточки)

Хорошая книга – лучший друг.

Одна книга тысячи людей учит.

Кто много читает, тот много знает.

Книги читать – уныния не знать.

Берегите книгу – источник знаний

Книги читать — не в ладоши играть

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Кто много читает, тот много знает

Давайте зачитаем и объясним смысл.  

Что вы поняли прочитав пословицы? (книги важны, учат мудрости и т.д.)

 

В библиотеке много книг, каждая книга хранится на своем месте. Учебники хранятся в первом отделе – хранилище. Туда ученики заходить не должны. 

А мы сейчас находимся в читальном зале. Это второй отдел. Здесь у нас находятся столы, за которыми можно почитать. Действуют выставки книг. Для того, чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему.

Книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь.  С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают всё, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» (показать).

Здесь представлены журналы. А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

       Ребята, а вы знаете на чем хранятся книги? Эта конструкция называется стеллаж.

        С какими двумя отделами мы уже познакомились? (хранилище и читальный зал)

Что означает слово библиотека?

Как называется полки для хранения книг?

Молодцы!!!

Как и в любом месте в библиотеке есть правила. 

  1. Тишина
  2. Книги ставить на место или на стол библиотекаря.
  3. Не выносить книги пока не записали.

      Книги в библиотеке не только хранятся, но и выдаются на дом. Переходим в следующий отдел – абонемент. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в котором будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).

Книги расположены по алфавиту, чтобы легко и быстро найти нужную.

       В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.  Здесь у нас находится «Книжкина больница» сюда попадают книги после ребят которые не соблюдали правила пользования книгой.

Я думаю, что вы знаете эти правила. Давайте повторим. 

  • Не рисовать, не писать ничего в книгах;
  • Не вырывать листы, не вырезать картинки;
  • Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
  • Не читать книги во время еды;
  • Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
  • Пользоваться закладкой.

     

        Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите читать?

       Конечно, любите. Вот мы и посмотрим, как внимательно читаете. Вы должны отгадать загадки.

Пошел за осокой
Улыбчивый крошка,
Того, кто в реке,
Он боялся немножко,
Потом улыбнулся, и в миг засмеялся,
Ведь это он сам, так в реке отражался.
(Ответ – Крошка Енот)

Нет в лесу таких зверей,
Всюду ищет он друзей,
Очень славная мордашка,
Он зовется?…
(Ответ – Чебурашка)

Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человечек-вертолёт.
(Ответ – Карлсон)

Бродячие артисты,

 Они ловки и быстры.

 Известны их таланты:

 Певцы и музыканты. 

Кот, петух, осёл, собака 

Никогда не знают страха.

 Кто же это? Отгадайте!

 И ответ мне быстро дайте.

 (Бременские музыканты)

Он не тучка, а медведь.
Очень любит песни петь.
И еще, как говорится,
Рад он медом подкрепиться.
(Винни-Пух)

Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

      МАША

Сидит в корзинке девочка        

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой?

(Машенька.)

АЛЁНУШКА

Братишка ей не подчинился

И вот в козлёнка превратился,

Когда водицы из копытца

Он в знойный день решил напиться.

(Алёнушка.)

       Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки.  Смотрите, есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны отгадать, что это за вещи, и из какой они сказки:

  1. Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка-ряба»)
  2. Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспала 100 лет, уколов им палец. Но её спас принц. Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)
  3. А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).
  4. Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г.Х. Андерсен)

Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

Что нового вы узнали?

Что означает слово «Библиотека»?

Как называется моя профессия?

Конструкция для хранения книг?

Отдел библиотеки где выдают книги на дом?

Куда записывают книги читателя?

Какие пословицы и поговорки вы запомнили?

 

И на последок я загадаю вам загадку:

В книгах я люблю лежать, 

Чтоб ребятам подсказать:

Где приятно мне лениться, 

С той начни читать страницы.

В подарок вручаются закладки сделанные активом библиотеки.