Автор: Бойко Юлия Сергеевна

Воспитатель Краснодарский край, город Сочи. ООО» Ступеньки»

Чудо-Оригами.

Чудо-Оригами.

Уровень развития мелкой моторики – это важнейший показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и т. д. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными и очень тяжёлым. Дети часто чувствуют себя несостоятельными и не ловкими  в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма. Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев много это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из достаточно эффективных средств развития мелкой ручной моторики является оригами. Оригами («сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Оригами-очень полезный процесс для растущего детского организма, для развития моторики и для гармоничного формирования личности и, вообще очень увлекательное занятие. Это вид деятельности, в котором задействованы обе руки👐 , без доминирования какой-либо️. Оригами развивает у детей мелкую моторику рук, концентрацию внимания, творческое воображение, художественный вкус, память, аккуратность, терпение, так же гармонично развивает оба полушария головного мозга. Для детей дошкольного возраста складывание оригами — игра, полёт мысли и фантазии, развитие навыков одновременно. А игрушка, созданная своими руками, вызывает бурю эмоций и восторга. Вызывает восхищения собой,  осознование того что он сам смог это сделать, а уж поиграть с такой поделкой одно удовольствие! А самое важное что оригами безопасны , для работы не требуется ничего кроме бумаги. В Чудо-Саду есть замечательный проект Оригами -Challenge, где ребята делают оригами в группе , а потом уже дома сами или вместе с родителями. 

Обучение технике оригами или ее элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. А в старшей и подготовительной группах продолжать обучение, совершенствуя умения детей складывать фигурки из бумаги.

 

Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которым владеют дети. Но воспитатель, приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складывания бумаги: термины и условные знаки, способы получения базовых форм.

 

Процесс выполнения любой поделки в технике оригами можно записать в виде схем, для этого используется единая система условных знаков либо использовать мнемотаблицу. Большинство фигур оригами на этапе дошкольного обучения складываются одинаково, то есть имеют одну основу. Эту основу называют «базовыми формами оригами». Для старших дошкольников доступны такие простые базовые формы, как треугольник, книга, дверь, воздушный змей, а также более сложные: блин, двойной треугольник, двойной квадрат.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать нужно с определения мотива и цели занятия я делаю это с помощью загадки.

Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки. Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженное — сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название — «мороженное», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми. Сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол. Само же мороженное можно «слизнуть», немного опустив уголок.

Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» следует представить, что плоскость квадрата — блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла. Для этого следует подвести (опустить) к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата — «поздороваться», а не заходить один за другой — «не наступать друг другу на ноги», иначе утолки «поссорятся» и фигурка не получится. При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам-сгибам.

Использование игровых моментов повысит интерес детей к изготовлению фигурок из бумаги.

Третья часть заключается в обыгрывании поделок, оценке результата, применении для оформления детского сада или кукольного театра.