автор: Борискина Галина Георгиевна

учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

Статья «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Статья

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения – один из современных подходов к определению содержания образовательной среды. Современные педагогические технологии позволяют активизировать учебную деятельность учащихся. Учитель, используя инновационные методы обучения, добивается более высоких результатов. Технологии развивающего обучения – это только инструмент, позволяющий сформировать у учащихся думающее восприятие, мыслящую память и творческое отношение к практической деятельности. Учитель ставит ученика в позицию «исследователя», в положение человека, который ищет и находит новое, ученик – «субъект» учения. Он партнёр учителя в учебно-воспитательном процессе, он не ученик, а учащийся под руководством учителя. Деятельность идёт от ученика, а сам процесс получения знаний приобретает характер учебной деятельности. Усваивается не просто сумма знаний, а определённая система понятий, которая является основным компонентом содержания развивающего образования.

Единицей педагогического действия является учебная задача, а всё предметное содержание построено через систему учебных задач. Учитель добивается того, чтобы ученик принял на себя задачу, сформулировал её для себя. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.

Процесс обучения построен на принципе сотрудничества и соучастия. Широко используются три вида обучения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество с учителем, сотрудничество ученика с самим собой. Весь учебный процесс основан на радостных переживаниях познания, самоуправления и самореализации личности.

Основная задача современного педагога – формирование и развитие у обучающихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы. Изучая психологические особенности ребят, проводя учебные занятия на «опережающем» уровне, используя различные виды и средства обучения, учитель способен обеспечить продуктивную деятельность ученика и повысить качество обучения.

Учитель создаёт такие условия в образовательной среде, которые позволяют ученикам большую часть времени работать самим и быть активными. Инновационные технологии помогают учащимся быть успешными в познавательной деятельности. Инновация – приоритет поисковых, творческих методов обучения.

Технология проблемного обучения направлена на достижение цели и приводит к результату: повышение мотивации к познавательной деятельности, углубление уровня учебного материала.

Если урок носит проблемно-исследовательский характер, то обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос, самостоятельно осуществляют поиск решения. На проблемно — обобщающем уроке педагог формулирует проблему, школьники самостоятельно конструируют оптимальный вариант, выбирают тезис из предложенных учителем вариантов.

Постановка проблемы и проблемного вопроса учит ребят выделять главное в тексте, заставляет думать и сопереживать. В таблице приведены примерные варианты постановки проблемы и проблемного вопроса.

Проблема Проблемный вопросДети не умеют ценить любовь близких.Как научиться любить?Трудно понять стихи М.Цветаевой.Что есть чтение? Как научиться читать и понимать стихи М. Цветаевой?В жизни мы часто не признаём право другого человека на ошибку, за негативом не замечаем позитива.Как изменить негативное и стереотипное отношение к поэзии В.Маяковского?Тема патриотизма становится не актуальной.Кого можно назвать патриотом России?

Проблемные вопросы по литературе заставляют ребёнка думать, выдвигать гипотезы, высказывать своё мнение. Тема урока может быть построена как проблемный вопрос, требующий сопоставления. Например, Лука и Сатин – антогонисты или единомышленники? Кто более прав в споре о человеке: Горький или Державин? Где больше бунинского: в рассказе «Антоновские яблоки» или в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

На уроках русского языка задаются вопросы, требующие анализа, синтеза, обобщения. Например: по каким признакам определяем часть речи имя существительное? Тема урока звучит как проблемный вопрос: «Зачем нужны уточняющие члены предложения?», «Что обозначает числительное?»

Таким образом, на уроках русского языка и литературы формируются личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные учебные действия учащихся.

Технология метода проектов также отвечает современным требованиям. В центре внимания ученик и его возможности. Результатом использования технологии является участие детей в научно-исследовательской деятельности, создание проектов, формирование умения собирать информацию, наблюдать, анализировать, делать обобщения. Технология метода творческих проектов развивает творческие способности обучающихся. На уроке литературы, работая по теме «Разножанровое прочтение стихотворений М.Цветаевой», ребята написали разные творческие работы. (Лингвистический анализ стихотворения «Рябину рубили», сочинение-эссе по стихотворению «Бабушке», интерпретацию стихотворения «Стихи растут…», стихотворение собственного сочинения на произведение М.Цветаевой «Пора снимать фонарь», исследование по стихотворениям «Идёшь на меня прохожий» и «Всё повторяю первый стих») Такая работа помогла решить учебные задачи:

  • обучать внимательному прочтению и осмыслению стихотворений М.Цветаевой;
  • воспитывать интерес к поэзии М.И. Цветаевой, любовь к литературе, к чтению;
  • воспитывать нравственные качества учащихся через искусство слова;
  • учиться разным видам анализа поэтического текста;
  • развивать логику, эстетику мышления.

На этом же уроке был использован такой методический приём как синквейн, широко применяемый в технологии развития критического мышления. Эта работа учит ребёнка сжато излагать информацию, коротко и грамотно выражать и чувства, и мысли. Например:

  1. Марина Цветаева

откровенная, мудрая

пишет, любит, надеется

Философские раздумья о смысле бытия волнуют сердца читателей

Талант

  1. Лирическая героиня

неординарная, мужественная

любит, ждёт, надеется

Лирическая героиня – не похожая на остальных людей женщина, «каждый её стих – это дитя любви»

Поэт

Прочитав синквейны, ребята делают вывод: лирическая героиня равна Марине Цветаевой.

Инновационный опыт учителя – это, пожалуй, одно из основных и приоритетных направлений образования. Каждый учитель обязан внести что-нибудь своё, качественно новое в общении с детьми, и через это постичь своё истинное предназначение. Конечно, невозможно передать все знания, но важно научить учащихся самостоятельно находить их, показать им путь, алгоритм постижения знания. Это сложно, банальным штудированием учебника этого не добьёшься. Современные подходы в обучении школьников предполагают использование таких технологий, таких приёмов и средств обучения, которые способны обеспечить продуктивную деятельность.

 

Литература:

В. А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига, 2009

В. И.Боголюбов. Педагогические технологии: эволюция понятия. Издательство «Просвещение», 2011

И. В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.