автор: Борискова Ирина Валерьевна

преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

Методические аспекты формирования профессионального мышления при изучении студентами специальности Стоматология ортопедическая учебной дисциплины Стоматологические заболевания

государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

министерства здравоохранения  краснодарского края

Методические аспекты формирования профессионального мышления при изучении студентами специальности Стоматология ортопедическая учебной дисциплины Стоматологические заболевания

                                                                                                               И.В.Борискова

      Работодатели в  настоящий момент предъявляют определенные требования к специалисту любой профессии, такие, как :

  • Гибкость и нестандартность мышления
  • Чувство нового, умение применить его творчески
  • Анализ действий и поступков
  • Умение профессионально мыслить  (мысленное моделирование событий)
  • Способность принимать оптимально-рациональное решение по проблеме
  • Оперативно принимать оптимальное решение в рискованных ситуациях

       К медицинским работникам, в условиях высокой конкуренции , эти требования становятся особенно актуальными.

       В современных условиях требуется принципиально новый подход к подготовке специалистов-медиков среднего звена. Очевидно, что современный тип  медицинского персонала — это работник с повышенным интеллектом, знанием иностранных языков, соблюдающий медицинскую этику и деонтологию, отличающийся культурой поведения в обществе и высокими морально-этическими принципами. Безусловно, современный медик должен владеть знанием новейших технологий, методов и средств оказания помощи населению, а также обладать клиническим мышлением, то есть способностью применять базовые знания в нестандартных ситуациях.

     Также становятся актуальными характеристики квалификационного уровня, необходимые современному специалисту-медику:

        Нестандартность

        Ответственность

        Самостоятельность

     Профессиональное образование в России переживает реформирование, вызванное социально-экономической потребностью в специалистах высокого уровня. Особые требования предъявляются к образовательным учреждениям медицинского профиля. Возрастает роль высококвалифицированного специалиста–медика, предполагающего умение самостоятельно принимать решения и оказывать оперативную качественную профессиональную помощь пациенту. Это вызывает необходимость в переходе от поддерживающего образования  (ориентированного на готовность будущего специалиста к действиям в типичных ситуациях) к альтернативному (предусматривающему его поведение в ситуации неопределенности).

   Современные подходы к обучению

  • Отражают требования к профессиональной деятельности человека
  • Учитывают индивидуальные особенности обучаемых, их интересы и приоритеты
  • Ориентированы на использование последних достижений психолого-педагогической науки и практики
  • Использование инновационных педагогических технологий

   Основными особенностями медицинского образования такого типа являются: междисциплинарная организация содержания образования, его преемственность с высшим врачебным образованием; инновационный характер содержания  и методов обучения; способность выпускников создавать принципиально новые знания и технологии, а не только их усваивать в процессе обучения; формирование у студентов клинического мышления.

Клиническое мышление выступает составной частью профессионального медицинского мышления, и его особенность состоит в реализации мыслительных операций применительно к задачам медицинской теории и практики, что необходимо не только выпускникам медицинских вузов, но и специалистам со средним профессиональным образованием.

   Это наглядно отражено в ФГОС  в разделе требований к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Так, в разделе общих компетенций для всех специальностей,  и для специальности Стоматология ортопедическая в том числе, обозначено, что зубной техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

   Очевидно, что практически все перечисленные компетенции отражают различные стороны мыслительного и деятельностного  компонента профессионального мышления: способность к анализу, синтезу и прогнозу последствий своей деятельности, рефлексии, способность к коррекции  деятельности и принятию самостоятельных решений в нестандартных ситуациях.

    Профессиональное  мышление – это способность к анализу  и синтезу собственного теоретического и практического опыта, составлению плана действий, определению прогноза и объективной оценки результатов деятельности( рефлексия).

    Формирование профессионального мышления  в процессе профессионального обучения является необходимой  и обязательной составляющей современного образовательного процесса.

    Причем  формирование клинического мышления  и овладение знаниями и навыками в процессе обучения являются взаимосвязанными и взаимозависимыми действиями. Обучающийся, не владеющий профессиональными знаниями, определяющимися профессиональными компетенциями, не в состоянии эффективно выстроить логическую  мыслительную цепочку, предположить прогноз в отношении развития того или иного заболевания, произвести рациональную рефлексию своих действий, с учетом ошибок и сделать правильные выводы .

      С другой стороны, медицинский работник, имеющий достаточно широкий спектр знаний по специальным дисциплинам, не обладающий профессиональным мышлением, в нашем случае –клиническим, не способен эффективно применять эти знания в современных условиях, требующих зачастую принятия быстрого решения в нестандартных обстоятельствах , не может полноценно и рационально оперировать профессиональными компетенциями в процессе самостоятельной деятельности, при отсутствии единого целеобразующего и целеполагающего пространства.

В таком случае, можно говорить, что  на первый план выходит знаниевый компонент, характерный для так называемого поддерживающего образования (ориентированного на готовность будущего специалиста к действиям в типичных ситуациях). Для подготовки же  современного медицинского работника среднего звена необходим переход в той или иной степени к альтернативному образованию (предусматривающему его поведение в ситуации неопределенности).

 

Обучающий цикл Д.Колба наглядно показывает этапы формирования профессионального мышления .

Конкретный опыт

(наработка опыта)

Рефлексивное наблюдение

(анализ полученного опыта)

Концептуализация

опыта

(выводы, оценки, обобщение)

Активный эксперимент

(разработка плана действий,

проверка концепции)

Также его можно рассматривать , как теоретическое основание инновационных технологий обучения.

  • Весь смысл изучения педагогических инноваций в том, чтобы учитель сам увлекся ими, отобрал полезное для себя, творчески перебрал и органически сочетал со своим личным опытом. Только при этом условии инновационный опыт даст ожидаемый педагогический эффект, и на базе изученного нового может появиться свое авторское, новое и порой даже неожиданное – творческое, оригинальное.

 

К современным инновационным технологиям обучения относятся:

  • Работа в группах
  • Модерация
  • Метод проектов
  • Кейсы (метод конкретных ситуаций)
  • Игровые технологии
  • Метод портфеля

     Безусловно, общая подготовка студентов разноуровневая , также как и способность к мыслительной деятельности, в том числе, в отношении готовности к формированию клинического мышления в ходе образовательного процесса.

Поэтому, необходимо  прилагать все усилия для формирования профессионального мышления у будущих медработников в процессе проведения занятий, использовать для этого инновационные педагогические технологии, современные разновидности самостоятельной работы, различные формы и методы контроля, стимуляцию познавательной активности различными педагогическими методиками.

В ходе изучении студентами специальности Стоматология ортопедическая учебной дисциплины Стоматологические заболевания используются  следующие формы и элементы современных инновационных технологий обучения для формирования профессионального мышления:

1.терминологический диктант

2.ситуационные задачи, являющиеся в медицинском образованиями разновидностями кейс-технологии

3.ролевая игра

4.тестирование различных видов и уровней.

5.составление презентаций по определенным специальным темам

6.составление кроссвордов с использованием профессиональных терминов

  1. подготовка информационных сообщений по материалам  СМИ и интернет сайтов, стоматологических дайджестов

8.брейн-ринг « вопрос-ответ»

  1. дискуссионные беседы с модератором, в роли которого выступает или преподаватель или студент

10.работа в группах

 

     Таким образом, при использовании  в ходе учебного процесса различных форм и элементов инновационных педагогических технологий, реализуются современные подходы к обучению и создается среда, необходимая для формирования клинического(профессионального) мышления у будущих медиков, которое является одной из важных квалификационных характеристик современного медицинского работника.