Автор: Брилева Татьяна Борисовна

Учитель музыки МОУ Школа No6 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, г.о. Жуковский М

Методика освоения крупной формы с детьми младшего школьного возраста.

Конспект открытого урока

С учащимися 2-го года обучения (3а класс)

Муршудовой Ариной, Курбановой Мадиной, Полурез Людой.

Предмет: фортепиано

Тема урока

«Методика освоения крупной формы
с детьми младшего школьного возраста»

Преподаватель: Брилева Татьяна Борисовна

 

Цель

Освоение крупной формы  во взаимообусловленности теоретических знаний и практических умений.

 

Задачи урока:

 — Образовательные

Актуализировать необходимые музыкально-теоретические знания для исполнительства и общего музыкального развития.

 

Развивающие

  1. Развивать умение анализировать авторский текст, форму произведения со сложной структурой.
  2. Развивать умение создавать целостный образ произведения на основе музыкальной драматургии.
  3. Развивать ассоциативные связи со сказочными героями при создании  образов произведения.

 

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к классической музыке.
  2. Воспитывать умение внимательного отношения к замыслу композитора.
  3. Воспитывать самостоятельность. самоконтроль в процессе познавательной деятельности.

 

Форма организации урока:

Групповая

Тип урока:

Комбинированный.

Методические приемы:

  1. Словесные (беседа, объяснение)
  2. Наглядные (наблюдение, демонстрация)
  3. Практические (различные упражнения)

Применение педагогических технологий:

  1. Личностно-ориентированный, направленный на активизацию слуха, музыкального восприятия, путем прямого и наводящего  воздействия.
  2. Чередование различных видов учебной деятельности, слушание музыки, игра произведений (полностью и фрагментарно), анализ, оценка обсуждения, рассуждения, упражнения, дирижирование.

Гигиенические требования:

  1. Соблюдать температурный режим в классе.
  2. Соблюдать надлежащее освещение.
  3. Избегать однообразия, монотонности в работе, чередуя учебную информацию с практической  работой с целью включения в познавательную деятельность различные органы чувств.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Усиление мотивации к изучению классической музыки.
  2. Формирование знаний об особенностях создания сонатного цикла.
  3. Умение исполнить музыкальное произведение в контексте полученных знаний.

 

Оборудование:

Фортепиано, компьютер.

 

Этапы урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

  1. Введение в тему.

Вопросно-ответная форма беседа о классическом сонатном цикле, строении частей, композиторе.

  1. Основная часть.

Работа с учащимися второго года обучения Курбановой Мадиной, Мушудовой Ариной, Полурез Людой над сонатиной К. Рейнеке си бемоль мажор( первая часть — Сонатное Аллегро, вторая часть — Скерцино, третья часть — Маленькое Рондо).

  1. Подведение итогов. Саморефлексия

Обобщение и систематизация знаний, умений 

Связь новых знаний. понятий с ранее полученными и сформированными.

  1. Задание на дом. 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, девочки.

Сегодня у нас интересный урок. Мы будем сочинять сказку, работая над Сонатиной К.  Рейнеке си бемоль мажор, и с ее помощью попробуем разобраться в сложной сонатной форме.

Наша общая задача вместе активно работать: внимательно слушать, сравнивать услышанные темы, учиться рассуждать, удерживать в памяти услышанное, анализировать свою игру.

Давайте совершим путешествие во времени и перенесемся в конец 18 века начало 19 века.

 

  1. Введение в тему.

Вспомните:

  1. Что такое «соната»?
  2. Как переводится с итальянского языка слово «сонаре», слово «кантаре»?
  3. Почему именно соната оказалась наиболее любимой композиторами того времени?
  4. Какие темы стало возможным изображать музыкой?

А еще в начале 19 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори подарил миру наш инструмент- фортепиано. Это была настоящая революция в музыкальном мире. Открылись огромные возможности для композиторов и прежде всего свобода в сочинениях композиторов.

Давайте, включим интернет и послушаем Сонатину ,которую написал немецкий композитор К.Рейнеке для 4-х рук. К.Рейнеке учился у своего отца, а с 8 лет давал концерты, подобно В.А.Моцарту, играя на флейте и фортепиано. Впоследствии стал известным композитором и педагогом

Скажите:

  1. Вы услышали мелодию и аккомпанемент?
  2. Это произведение отражает мир взрослых или детей?
  3. Сколько тем вы услышали?
  4. Эти темы жестокие, злые, печальные, тоскливые?

Композиторы конечно же сочиняли музыку для детей во все времена. Даже в Древней Греции  обязывали детей воспитывать детей « в хорах и музыке», чтобы лучше развивались органы чувств, память, мышление.

Так и в 18, 19 в, о которых мы говорили было обязательное музыкально воспитание, домашнее музицирование.

Вот для домашнего музицирования и сочинялись сонатины. Это небольшие по размерам, ясные, простые, доступные по исполнению сонатные циклы, хотя правила по их сочинению строго выполнялись композиторами, поэтому они, как и серьезные сложные сонаты называются классическими (образцовыми). 

 

Вспомните:

1) Что такое аккомпанемент?

2)  Что такое сквозные темы, которые проходят через все части сонатного цикла?

3)  Надо ли тщательно и с уважением относиться к деталям, штрихам, средствам музыкальной выразительности при работе над темами, частями?

Да. действительно, наличие аккомпанемента, сквозные темы, работа над темами и частями – это 3 основных правила для сочинения. это классические правила.

А  у вас, девочки, в обучении, в жизни, одежде есть классические правила?

  1. Основная часть.
  • Мадина, давай послушаем первую часть нашей Сонатины, обсудим какие же классические правила обязательны для нее, характеры, количество тем, каких сказочных героев мы можем представить, слушая музыку?

 

После исполнения, работа по развитию тем, мелодий, роли аккомпанемента, мелодических интервалов, артикуляции, интонации, тональности, кульминации, определения главной партии, побочной партии, разработки, репризы, темпе, ритме и представлении сказочных героев.

 

Давай подведем итог:

Экспозиция (показ тем). Главная партия — всегда энергичная (мужское начало, поэтому главный герой-мальчик Зайчик), а у нас и жизнерадостная в основной тональности, а побочная партия — всегда напевная, а у нас еще и ласковая (женское начал, поэтому эту тему мы отдали маме Зайчика)в тональности доминанты.

Разработки нет, т.е. темы (герои) не ссорятся, не спорят, что характерно для больших сонат. Нет и в репризе  (повторение) побочной партии.. Заканчивается соната энергичной главной партией в основной тональности.(Неполная реприза.)

Давайте сыграем еще раз аккомпанемент в репризе, Мадина споет, а девочки продирижируют. Роль аккомпанемента очень значительна для представления наших героев

Вот и закончилась самая интересная часть нашей Сонатины, которая называется сонатное Аллегро, где Аллегро — не означает быстрый темп, а представляет форму произведения, где встречаются 2 темы, 2 образа.(У В.А.Моцарта до 6 тем).

Мы прослушали первую часть, но нам же интересно, что будет происходить с нашим главным героем. 

Давайте отдохнем, как в антракте(перерыве) между 1 и 2 действиями,  послушаем Детскую симфонию Й. Гайдна (Л. Моцарта) и, я думаю, что всем будет понятнее как исполнять нашу вторую часть Скерцино. Симфония(созвучие)-сонатный цикл для оркестра

Скажите:

  1. Характер тем этой симфонии шутливый или героический?
  2. Какие средства использует композитор, чтобы подчеркнуть характер
  3. Почему симфония названа «детской»?
  4. Что означает слово Скерцо?

 

Арина, давай послушаем вторую часть сонатины, которая называется Скерцино и поговорим, есть ли связь между первой частью и второй частью, сравним наши старые пьесы и решим можно ли их назвать первой и второй частью какого-то большого произведения.

После исполнения работа по связи тем первой части и второй части, действий наших сказочных героев, тональности, регистру, роли, аккомпанемента, штрихах, динамических оттенках, интонации, имитации с голосами птиц, природы, темпе, помогающих создать шутливый характер.

Давайте сыграем повторение, т.е. вторую часть Скерцо следующим образом. Арина играет на пианино, а Люда и Мадина  помогут руками и ногами. Представим маленький шумовой оркестр. 

Подведем итог.

Мы уже поняли, что основные правила сонатной формы хорошо представлены:

  1. Обязательный аккомпанемент.
  2. Сквозные темы.(Услышаны интонации главной партии и начальный призывный интервал кварта из 1 части).
  3. Показана разница между уютной, более сдержанной 1 частью и безудержной, радостной 2 частью (в больших сонатах чаще бывает наоборот) в тональности доминанты.

 

И вот наконец третья часть — Маленькое Рондо.

Скажите: 

  1. могут ли  интонации главной партии и побочной партии  встретиться и в третьей части?
  2. Почему  Рондо  маленькое?
  3. Что такое Рондо? 

 

Люда, слушаем твое исполнение третьей части сонатины, а потом обсудим, как здесь связаны темы их различия, как наши сказочные герои представлены здесь средствами музыкальной выразительности: мелодией, аккомпанементом, темпом, штрихами, интонацией. Попробуем поиграть попеременно: то учитель, то ты.

Давайте подведем итог.

В Рондо тоже мы слышим интонации наших главных героев — главной и побочной партий.

Это финал, заключение. Все темы сонатины собрались. Все окончилось хорошо, и это мы видим в возвращении главной тональности. Главный герой — Зайчик оказался смелым и мама — Зайчиха за него очень рада. Рефрен А — это главная тема. Она стала смелее, нет уже движения из-за такта, как бы спрашивающих неуверенных интонациях. Эпизоды В и С повторяются, но  различие в регистрах два раза. Мелодия нежная, очень напоминает побочную тему- тему мамы Зайчихи, но более спокойная, без интонации  вздоха и усталости. 

 

  1. Общие итоги. Саморефлексия.

Девочки, сегодня на уроке мы искали возможности понимания самой сложной, но и самой интересной инструментальной музыки — сонатной формы:

  1. Закрепили понятия: сонатный цикл, соната, сонатина, кантата, симфония, экспозиция, разработка, реприза, главная и побочная партии, аккомпанемент, скерцо, скерцино, рондо, рефрен, эпизоды.
  2. Тщательно разобрали и пытались исполнить детали музыкального текста
  3. С уважением и пониманием отнеслись к замыслу немецкого композитора Карла Рейнеке, придумав детскую сказку-спектакль.

 

Надеюсь, что нам всем было интересно. А все ли было понятно, все ли получилось?

 

  1. Домашнее задание.

 

Всем поработать над аккомпанементом, т.к. в каждой части свои задачи.

 

Урок «Методика освоения крупной формы с детьми младшего школьного возраста» провела учитель музыки МОУ школа № 6  с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла Брилева Т. Б.