автор: Буторина Светлана Анатольевна

учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма Ямало-Ненецкого АО

Рабочая программа ВУД в 7 классе «Литературные прогулки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературные прогулки» в 7б классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

      -Закона «Об образовании» (ФЗ РФ от 29.12.12г. № 273-ФЗ, п.6 ст.9);

-Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Литература (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. № 1089);

-Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/);

-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», утверждена  решением Совета Школы от 14.05.2014г. Протокол № 4

-Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», утверждённый решением Педагогического совета от 23.04. 2014 г.Протокол № 5

-Перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от  г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

-Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта(приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области литературоведения, ; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков.Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции.В программе реализован коммуникативно- деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины и др. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека, краеведческий музей, актовый зал, выставки  Программа внеурочной деятельности «Литературные прогулки» для обучающихся 7б класса реализуется через занятия кружка,. Программа рассчитана на 35часов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: прививать интерес к литературе, способствовать развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки  анализа художественного произведения, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива. Задачи: обогащение словаря, развитие устной и письменной речи; работа над содержательной стороной слова; активизация познавательных интересов ;развитие творческих способностей и мышления.

 

   

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные Метапредметные Предметные
  • понимание литературы как основной национально-культурной ценности русского народа;
  • уважительное отношение к литературному наследию;
  • стремление к речевому самосовершенствованию
  • достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. 
  • адекватное восприятие и понимание информации;
  • способность извлекать информацию из различных источников;
  • свободно пользоваться словарями различных типов;
  • умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
  • способность правильно излагать свои мысли;
  • способность участвовать в речевом общении;
  • представление о роли литературы;
  • освоение базовых понятий литературоведения;
  • проведение литературного  анализа слова; 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п.п. Тема Кол-во часов
1 Устное народное творчество. Фольклор ненцев и народов ханты 3
2 « Как архангельский мужик…» Ломоносовские открытия в области литературы 2
3 «  Царское Село времен А.С. Пушкина-город Пушкин в наши дни (заочная экскурсия). Михайловское 4
4 Лермонтовские места: Тарханы, Петербург, Пятигорск. 3
5 Топонимы в произведения Н.В.Гоголя (сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки») 2
6 Гоголевский Петербург-город «униженных и оскорбленных» (заочная экскурсия) 2
7 Спасское –Лутовиново-родина И.С.Тургенева 2
8 Конкурс стихотворений  и рисунков к 195-летию Н.А.Некрасова 2
9 Лев Николаевич Толстой-граф, учитель, писатель. Имение Ясная Поляна (заочная экскурсия) 2
10 Лев Николаевич Толстой на Кавказской войне 1
11 А.П.Чехов в Таганроге, Москве, на о.Сахалин, в Ялте 3
12 Викторина по разделу «Русская литература 19 века» 1
13 Сергей Есенин. Село Константиново. (заочная экскурсия) 1
14 Советские писатели-участники Великой Отечественной войны 1
15.  Маргарита Чебышева. Стихотворение «Мальчик из Ленинграда» Презентация 1
16 Викторина по разделу «Русская литература 20 века» 1
17 Презентация мини-проектов учащихся, повторение материала 3

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Дата

п.п.

Тема Кол-во часов УУД
1-3 Устное народное творчество. Фольклор ненцев и народов ханты 2 ауд.-1 внеауд. (музей) Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану. 

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

4-6 « Как архангельский мужик…» Ломоносовские открытия в области литературы 2ауд. Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану. 

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

7-11 «  Царское Село времен А.С. Пушкина-город Пушкин в наши дни (заочная экскурсия). Михайловское 4ауд. Личностные: осознает себя как гражданина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально- этические нормы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу и познавательную цель; четко выполняет требование познавательной задачи; определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; при выполнении действий ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач 

12-15 Лермонтовские места: Тарханы, Петербург, Пятигорск 3 ауд. Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные:способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. 

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в учебных материалах

Коммуникативные: строит монологические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы.

16-18 Топонимы в произведения Н.В.Гоголя (сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки») 1ауд. Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные:способен актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач; использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные:способен строить понятные для собеседника высказывания, умеет получать с помощью вопросов необходимые сведения от партнера по деятельности с учетом конкретных учебно-познавательных задач

19-20 Гоголевский Петербург-город «униженных и оскорбленных» (заочная экскурсия) 1аудит. Личностные: имеет желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: актуализирует и восстанавливает знания о правописании гласных в приставках, приставок и предлогов; принимает и сохраняет учебную задачу.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

21-22 Спасское –Лутовиново-родина И.С.Тургенева 1ауд. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. 

Регулятивные: актуализирует и восстанавливает известные знания и усвоенные навыки; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные:взаимодействие– владеет коммуникативно-речевыми действиями, направленными на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект); кооперация– осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; интериоризация– умеет с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности

23-24 Конкурс стихотворений  и рисунков к 195-летию Н.А.Некрасова 1ауд. Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные:способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит монологические высказывания, понятные для партнера, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебнопознавательных задач

25-26 . Лев Николаевич Толстой-граф, учитель, писатель. Имение Ясная Поляна (заочная экскурсия) 1ауд. Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные:способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. 

Коммуникативные: строит монологические высказывания, понятные для партнера, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

27 Лев Николаевич Толстой на Кавказской войне 1ауд. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. 

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает и

интегрирует информацию в

имеющийся запас знаний,

преобразует, структурирует, 

воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

28-30 А.П.Чехов в Таганроге, Москве, на о.Сахалин, в Ялте 1ауд. Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осуществляет самоопределение уровня изученного материала; осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения

31 Викторина по разделу «Русская литература 19 века» 1внеауд. Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

32 Сергей Есенин. Село Константиново. (заочная экскурсия) 1ауд. Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

33 Советские писатели-участники Великой Отечественной войны 1внеауд. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

34 Маргарита Чебышева. Стихотворение «Мальчик из Ленинграда» Презентация 1внеауд. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. 

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

35 Итоговое занятие. Повторение. Презентация мини-проектов учащихся 1 ауд. Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

 

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

  1. Коровина В.Я . Занимательные упражнения по литературе: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012..
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.
  3. В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2006

4.В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2006

5.В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе: 69класс. М.: Просвещение, 2006

  1. Игровые технологии на уроках литературы . 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся . 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

Материально-техническое обеспечение

КАБИНЕТА  № 312

  • Интерактивная доска  + мульт. проектор
  • Компьютер для ученика
  • Моноблок msi AE2210 (компьютер)
  • Принтер 1200 (лазерный)