автор: Вавилина Ольга Николаевна

старший воспитатель МАДОУ ЦРР-ДС№30

«Семинар-практикум разработан для педагогов ДОУ «Повышение инициативности родителей (законных представителей) в рамках единого образовательного пространства «детский сад – семья» с учётом потребностей семьи и поддержки её образовательных инициатив»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Снежинского городского округа

«Центр развития ребенка — детский сад №30»

Семинар- практикум для воспитателей

«Повышение инициативности родителей (законных представителей) в рамках единого образовательного пространства «детский сад – семья» с учётом потребностей семьи и поддержки её образовательных инициатив через использование активных форм взаимодействия. 

Секреты успешной работы  с родителями».

Составитель:

Вавилина О.Н. ст. воспитатель

Снежинск,2020г.

Семинар- практикум для воспитателей.

«Повышение инициативности родителей (законных представителей) в рамках единого образовательного пространства «детский сад – семья» с учётом потребностей семьи и поддержки её образовательных инициатив через использование активных форм взаимодействия. 

Секреты успешной работы  с родителями».

 

Повестка

1)Ознакомление педагогов с нормативно — правовыми документами аргументирующими взаимодействие семьи и ДОУ.

2) Выступление педагогов ДОУ из опыта работы по использованию нетрадиционных форм по  взаимодействию с семьями воспитанников.

3) Практическая часть

4) Решение семинара- практикума.

 

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
  2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
  3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

 

«Семья – это та самая среда,

в которой человек учится

и сам и творит добро»

 

  1. Теоретическая часть

Наш семинар-практикум посвящен вопросу Повышение инициативности родителей (законных представителей) в рамках единого образовательного пространства «детский сад – семья» с учётом потребностей семьи и поддержки её образовательных инициатив через использование активных форм взаимодействия. 

Одна из актуальных проблем человечества — воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. 

Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество так, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Человек ощущает связь с семьей на протяжении всей своей жизни. Прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа.

Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, патриотизме.

В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина — должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом родителям.

Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие документы:

  • Декларация прав ребенка — это первый международный документ, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства;
  • Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее;
  • Конституция РФ, п. 4, ст. 43 — право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством;
  • Семейный кодекс РФ, ст. 63: в нем оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. В нем указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;
  • Закон «Об образовании», ст. 18: целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста. В ней указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности;
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», где изложены основные гарантии прав ребенка.

 

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит задача — как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» — это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача — сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

 

ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Сотрудничество педагогов и семьи — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

 

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.  Работа по взаимодействию семьями воспитанников в детском саду проходит ежегодно. В прошлом учебном году  стояла годовая задача «Использование нетрадиционных форм в работе с родителями» Анализ деятельности показал, что 60% педагогов используют нетрадиционные формы работы с родителями, 40% педагогов, еще не включились в эту работу, стараются проводить все мероприятия  с семьями воспитанников традиционно.

 

 

Зачитывание аналитической справки по результатам самоанализа педагогов «Использование нетрадиционных форм взаимодействия семьями воспитанников за 2018-2019 уч.год».

 Сегодня на нашем семинаре своими секретами по использованию нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников поделятся  педагоги.

Представление опыта работы группы №6-Зайцева О.В., Бойкова М.Г.гр №9, Четвергова Е.В. гр. №8.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

  1. Практическая часть.

Для проведения практической части нашего семинара нам нужно разбиться на три команды. Наш семинар- практикум будет состоять из следующих заданий: разминка для команд; мозговой штурм; аукцион идей; составление синквейнов. И начнем мы нашу игру с разминки.

  1. Разминка для команд.

Вопросы для первой команды.

    1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
    2. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию,  внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
  • Кто имеет право принимать участие в управлении образовательной организацией, родители или педагоги? (родители и педагоги)
  • Родители или педагоги обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации? (родители и педагоги)

Вопросы для второй команды.

  1. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
  2. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
  3. Кто обязан развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности? (педагоги)
  4. Кто обязан заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка? (родители)

Вопросы для третьей команды.

  1. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности у педагогов? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
  2. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», и т.д.)
  3. Родители или педагоги обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья? (педагоги)
  4. Родители или педагоги обязаны уважать честь и достоинство обучающихся? (родители и педагоги)
  1. Мозговой штурм.

Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Ну, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая команда в течение 5 минут обсудит по 1 понятию (1 команда – взаимодействие, 2 – сотрудничество, 3 – содружество) и по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов).

«Взаимодействие» — совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
          «Сотрудничество» — это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.

«Содружество» — объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.

Вопрос к педагогам: «Возможна ли взаимная дружба без общения, а, следовательно, и без взаимодействия?» (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

(Время на подготовку 3 минуты)

  1. «Аукцион идей»

Каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ.

(Время на подготовку 3 минуты).

Условно общение с родителями мы делим на определенные блоки:

— включение родителей в деятельность группы, детского сада;

— педагогическое просвещение родителей;

— наглядно-текстовая информация.

Задания для команд: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в каждом из трёх блоков. Запишите их. (Время на подготовку 3 минуты)

Блоки Задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей
Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ
Изучение семей воспитанников Оказание своевременной индивидуальной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания

 

Задание для первой команды.

Блоки Задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей

 

Задание для второй команды.

Блоки Задачи Формы
Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДО

 

Задание для третьей команды.

Блоки Задачи Формы
Изучение семей воспитанников Оказание своевременной индивидуальной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания

 

  1. Составление синквейнов.

В заключение  нашего семинара-практикума предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.

В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.

Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.

Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.

Пример синквейна на тему любви.
1. Любовь.
2. Сказочная, фантастическая.
3. Приходит, окрыляет, убегает.
4. Удержать ее умеют единицы.
5. Мечта.

Первая команда сейчас составит синквейн на тему «Дети», вторая команда – на тему «Воспитатель», третья команда – на тему «Родители». (Время выполнения задания – 3 минуты).

 

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с определенными педагогическими целями. Кроме того, данный прием педагоги могут использовать во время проведения мероприятий для родителей с целью обобщения преподнесенной им информации. По синквейнам, составленным родителями, воспитатель может определить, точно ли и в полном ли объеме доведена до них необходимая информация, усвоены ли слушателями важные, ключевые понятия.

Таким образом, грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле — воспитании и развитии детей.

Наш семинар-практикум подошел к концу. Всем спасибо за участие!

 

Решение семинара- практикума

 

1)Использовать нетрадиционные формы работы при взаимодействии семьями воспитанников.

 

Срок: постоянно всем 

воспитателям.

Ответственный:

Вавилина О.Н. ст. воспитатель

 

 

2) В конце учебного года воспитателям групп, представить отчет по использованию нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников. 

 

Срок: до 27.04. 2020г

Ответственный:

Вавилина О.Н. ст. воспитатель

 

3) Педагогам провести анкетирование с родителями  по «Итогам 2019- 2020 учебного года» и сдать в педкабинет.

 

Срок: до 27.04.2020г.

Ответственный:

Вавилина О.Н. ст. воспитатель

Практический материал 

    1. Памятка для воспитателей «Как подготовиться и провести родительское собрание»
    2. Памятка для воспитателей « Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов»
    3. Анкета для родителей для итогового родительского собрания.

 

Задание для первой команды.

Блоки Задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей

 

Задание для второй команды.

Блоки Задачи Формы
Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДО

 

Задание для третьей команды.

Блоки Задачи Формы
Изучение семей воспитанников Оказание своевременной индивидуальной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания