автор: Ванюкова Валентина Васильевна

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи » 57″ Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект логопедического занятия с элементами лего-технологии «Путешествие с Легошей» в старшей группе.

Ванюкова Валентина Васильевна,  учитель-логопед

 МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами

 для детей с тяжелыми нарушениями речи № 57» 

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 Конспект  логопедического  занятия с элементами лего-технологии «Путешествие с Легошей»   в старшей группе.  

 

 Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить    акустические и артикуляционные  признаки звука [С], автоматизировать  звук [С] в слогах, словах;

Учить  определять на слух позицию   звука в слове; выполнять звуковой анализ  слов типа «СОМ»;

Познакомить с буквой С.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух,   общую, мелкую, артикуляционную моторику, конструкторские способности.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать   желание работать в коллективе, доводить начатое до конца,  доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции.  

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».  
Оборудование: ноутбук, проектор, экран,     детали ЛЕГО DUPLO 2х2 и 2х4; готовые постройки «Легоша», «Дворец», «Поезд», столик с манной крупой, видеоролик «Танцуй» (источник:  «https://www.youtube.com/playlist? list=Plnb_v9wkxsViXInlcN6bo833yZMRGN-Y-M»).  

Демонстрационный материал:    Карточки-символы красного цвета для обозначения  гласных звуков, синего цвета — для обозначения согласных звуков. 

Раздаточный материал:  Звуковые дорожки в форме  плоскостных воздушных  шаров с наклеенной тесьмой разной фактуры и конфигурации,    игровые поля «Разноцветные дорожки», мелкие игрушки, предметные картинки на звук  [С],   наборы лего, дидактическая игра «Назови сок».

Предварительная работа логопеда: Изготовление раздаточного  материала, подготовка презентации. 

Предварительная работа с детьми: Постройки из лего: «Легоша»,  Дворец», «Поезд». Дидактические игры:   «Выложи слово», «Место звука в слове».

Индивидуальная работа с детьми до занятия:   Дидактические игры на определение позиции звука в слове.

Индивидуальная работа с детьми  на занятии: Контроль  за правильным произношением звука  [С] у детей.

Структура занятия:

  1. Вводная часть: 2 мин.
  1.  Упражнение «Звуковая дорожка».
  1. Основная часть:  20 мин.
  1.  Упражнение «Звуковичок».
  2.  Дидактическая игра «Будь внимательным».
  3.  Дидактическая игра «Кто живет в сказочном дворце?».
  4. Динамическая пауза.   Координация речи с движением «Танцуй».
  5. Дидактическая игра «Веселый поезд».
  6. Дидактическая игра «Назови сок».
  7. Дидактическая игра «Выложи схему слова».
  8. Упражнение «В гостях у буквы  С».
  1. Заключительная часть: 3 мин.
  1. Подведение итогов занятия.
  2. Педагогическая оценка деятельности детей.

 

Ход занятия:

  • Вводная часть:

Цель: создание эмоционального настроя, положительной мотивации к занятию.

Упражнение «Звуковая дорожка»

Цель: закрепление артикуляционного уклада звука «С».

(Дети заходят в логопедический кабинет и располагаются вокруг стола, на котором находится  Легоша, заранее собранный детьми из лего-конструктора.)  

Логопед: Ребята,  сегодня нас ожидает необычное путешествие с Легошей в королевство звуков.    Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

Дети: Пешком, на автобусе, на самолете, на воздушном шаре, на поезде и т. д. 

Логопед: Предлагаю отправиться в королевство звуков  на воздушном шаре. Для этого нам необходимо надуть шарики. (Дети берут плоскостные воздушные шары  с наклеенной тесьмой разной фактуры и конфигурации, проводят пальчиком по дорожке, произнося  звук «С-С-С»).

Дети: «С-С-С».

Логопед:  Догадались, в какое королевство мы попали?

Дети: В королевство свистящих звуков.  

  • Основная часть:

Цель: реализация задач программного содержания.

  1. Упражнение «Звуковичок»

Цель:  закрепление акустических  и артикуляционных характеристик  звука «С». 
Логопед: Произнесите  звук «С-С-С» еще раз  и дайте характеристику этому звуку.

 Дети: Звук «С» —  свистящий, согласный,    потому что  при произнесении воздух встречает преграду.   Он глухой, потому что голосовой моторчик не включается.

Логопед: А как это можно проверить?

Дети: Приложить  ладонь к горлу и произнести «С-С-С»,  горлышко молчит.   Логопед: Каким цветом  мы обозначаем глухие звуки?  

Дети: Глухие согласные звуки мы обозначаем синим квадратиком, на котором нарисован наушник.

Логопед: Еще каким бывает звук «С»?

Дети: Звук «С» бывает твердым и мягким.

  1. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель:  учить выделять звук «С» в потоке речи, развивать фонематический слух.

Логопед: Ребята,     наше путешествие по сказочному королевству свистящих звуков начинается.      Давайте покажем Легоше, как мы научились слышать звуки. Поиграем в игру «Разноцветные дорожки». (Дети кладут перед собой игровое поле). Помогут нам друзья Легоши, лего-человечки. Если вы услышите звук «С»,  человечки двигаются вперед, если звук отсутствует -стоят на месте: С, Х, С, М, З, Ш, С, СА, МЫ, БУ, СЫ.

3.Дидактическая игра «Кто живет в сказочном дворце?»

Цель:  учить определять наличие или отсутствие звука  «С» в слове.  

(Дети встают из-за столов и подходят к лего-домику)

Логопед: Ребята, мы подошли к сказочному дворцу.    Во дворец мы поселим только тех животных и птиц,   в названии которых встречается звук «С».  

Дети: Я поселю собаку, свинью, гуся, слона, лису и т.д.

Логопед: Молодцы!

  1. Динамическая пауза.  Координация речи с движением  «Танцуй».

Логопед:    Давайте  теперь отдохнем и потанцуем с лего-человечками.

(Включается видеоролик, дети выполняют танцевальные движения)

5.Дидактическая игра «Веселый поезд».

Цель:  учить определять  место звука «С» в слове, развивать фонематический  слух.

(Дети  подходят  к лего- поезду с тремя вагончиками, на которых наклеены цифры 1, 2, 3, обозначающие количество слогов в слове).

Логопед:   Дальше мы отправимся на поезде.   В первом вагоне поедут предметы, в названии которых звук «С»  находится в начале слова, во втором — звук «С» находится в середине слова, в третьем — звук «С»  находится в конце слова.

Дети: Солдат  поедет в первом вагоне, потому что звук «С»  в этом слове находится в начале слова и т.д.

  1. Дидактическая игра «Назови сок».

Цель: образование и практическое употребление в речи относительных прилагательных, развитие грамматического чутья.

Логопед: Отдохнули, а теперь Легоша предлагает выпить сок.

(Дети возвращаются за столы, кладут перед собой карточки с изображением  фруктов) 

Логопед: Алина, какой сок будешь пить ты?

Дети: Я выпью апельсиновый сок. Я выпью персиковый сок и т.д.

  1. Дидактическая игра «Выложи схему слова».

Цель: закрепление звукового анализа    слов типа СОМ.

Логопед: Как вы думаете, сколько звуков в слове «сок»?

Дети: В слове «сок» три звука.

Логопед: Назовите первый звук в этом слове.

Дети: Первый звук  «С».

Логопед: Подумайте,  какой   второй звук в слове «сом»?

Дети: Второй  звук О.

Логопед:  Скажите, какой  третий звук в этом слове?

Дети: Третий звук  К.

Логопед: Теперь выложите схему слова (Дети из кирпичиков лего выкладывают схему слова)

8.Упражнение «В гостях у буквы «С».

Цель: знакомство с буквой «С», развитие мелкой моторики пальцев рук.

Логопед: Пришла пора познакомиться с буквой «С» (демонстрация большой и маленькой букв), из каких элементов состоят эти буквы?

 Дети: Из   полукруга.

 Логопед: На что похожа буква «С»?

Дети: Буква похожа на овал, на  откушенную сушку.  

Логопед: Давайте нарисуем   букву на своей ладошке, на подносе с рассыпанной манной крупой, выложим из кирпичиков лего.

Ш. Заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей.

Логопед:  Наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад.

Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?  О чем вы уже знали?