автор: Васик Лариса Анатольевна
педагог-психолог, педагог дополнительного образования
МОУ ДО “Центр детского творчества”
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа “Открытый мир”
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МОУ ДО «Центр детского творчества» __________________ Л.В. Орлова Приказ № 129 от 14.06. 2019 г. |
РАССМОТРЕНО:
на заседании Педагогического совета Протокол №5 от 27.05.2019 г. Председатель ПС _________________ Л.В. Орлова |
АДАПТИРОВАННАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Открытый мир»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы:
Васик Лариса Анатольевна, педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2019
Содержание
|
Пояснительная записка | 3 |
|
Учебный план | 9 |
|
Содержание программы | 12 |
|
Методическое обеспечение программы | 22 |
|
Список литературы | 24 |
|
Глоссарий | 26 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший школьный возраст это важный период в жизни человека, психологи его считают «вершиной детства». Он характеризуется интенсивным развитием познавательных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и других функций. Также в младшем школьном возрасте интенсивно развивается эмоциональная сфера ребенка. Именно на ее основе развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
Особенно значим этот период для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, поскольку у них появляются значительные сложности как в усвоении программного материала, так и во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, связанные со своеобразием их психического развития. Именно они испытывают повышенную потребность в постоянной психолого-педагогической поддержке на всех этапах своего развития. На ступени начального образования эти потребности возрастают многократно, т.к. ребенок сталкивается с новыми для него трудностями: кардинально меняется социальная ситуация развития и существенно увеличивается общая интеллектуальная нагрузка на ребенка.
Именно в период начального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья будут особенно эффективны развивающие занятия, направленные на компенсацию дифицитарных функций, развитие когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся. Использование современных технологий в развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно арт-технологий: музыкальной, сказочной, визуальной (рисование, кляксография, коллажирование, рисование в технике эбру, пластилинография) и многих других помогут учащимся без напряжения и утомления совершенствовать свои умения и навыки, что будет способствовать оптимальной социальной адаптации в среде сверстников.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения. Этому способствует дополнительное образование как система информального образования, позволяющая создавать условия для оказания комплексной помощи посредством индивидуализации процесса воспитания и обучения на основе развивающих занятий. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «Открытый мир» имеет социально-педагогическую направленность. Содержание программы адаптировано к потребностям учащихся с задержкой психического развития и направлено на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой, сенсорной и личностной сфер учащихся, с учетом уровня их актуального развития и опорой на «зону ближайшего развития». Программа носит деятельностный характер.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Открытый мир» разработана в соответствии с:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей – инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Министерство образования и науки Российской Федерации от 29.03. 2016 №ВК-641/09);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).
Уровень освоения содержания программы: стартовый.
Актуальность разработки данной дополнительной адаптированной общеразвивающей программы заключается в организации индивидуальной развивающей деятельности для учащихся с особыми образовательными потребностями, являющейся ответом на социальный заказ родителей. Именно совместная деятельность и заинтересованность всех участников образовательных отношений по организации комплексной адаптации ребенка позволит достичь наиболее благоприятных результатов по обучению, воспитанию, и личностному развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Краткая психологическая характеристика учащихся с ЗПР
У детей с ЗПР наблюдается низкий уровень развития восприятия, что требует более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации. Пространственные представления детей недостаточно сформированы. Часто они не могут установить симметричность, тождественность частей фигур, провести полноценный анализ формы, соединить части фигур в единое целое.
Внимание детей с ЗПР неустойчивое, рассеянное. Преобладает непроизвольное внимание. Переключаемость внимания снижена: дети с большим трудом могут переключаться с одного вида деятельности на другой. Снижение сосредоточенности и концентрации внимания влечет за собой трудности запоминания и воспроизведения информации. Процессы памяти также характеризуются непроизвольностью, ограничением объема, и преобладанием кратковременной памяти над долговременной.
Сниженным уровнем характеризуется процесс мышления. Наглядно-действенное мышление преобладает над наглядно-образным и словесно-логическим. Наблюдаются трудности предметной классификации, выделения существенных признаков, установления последовательности событий.
Присутствуют нарушения компонентов речевой системы, как со стороны звукопроизношения, так и со стороны грамматического строя речи. Потребность в общении снижена.
Преобладает замедленный темп переработки информации. За счет повышенной истощаемости наблюдается низкий уровень работоспособности. Учебная мотивация снижена.
Цель программы: развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной и личностной сфер учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) для их успешной адаптации и социализации.
Задачи:
Личностные:
- формировать социально приемлемые формы поведения;
- сводить к минимуму проявления деструктивного поведения;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
Образовательные:
- развивать познавательные процессы с учетом уровня актуального развития учащихся;
- развивать графомоторные навыки и зрительно-моторную координацию;
- развивать сенсорно-перцептивные способности;
- формировать умение управлять эмоциями, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Планируемые результаты реализации программы
Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы «Открытый мир» является достижение личностных и программных результатов учащихся:
Личностными результатами являются:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Образовательными результатами являются:
- умение концентрировать внимание на выполняемом действии;
- умение дифференцировать сенсорные раздражители;
- умение управлять своими эмоциями;
- сформированность навыков общения.
К концу первого года обучения учащиеся понимают:
- что такое эмоции;
- что такое страх, тревога, тревожность;
- что такое дружба и общение.
К концу первого года обучения учащиеся умеют:
- концентрировать свое внимание на время выполнения задания;
- выделять существенные признаки предметов;
- классифицировать предметы по основным признакам;
- выполнять задания с использованием арт-технологий.
К концу первого года обучения развиты навыки самообслуживания, саморегуляции,
устойчивость и концентрация внимания.
К концу второго года обучения учащиеся понимают:
- что такое самооценка;
- основные мнемотехнические приемы;
- приемы развития мышления.
К концу второго года обучения учащиеся умеют:
- ориентироваться в пространстве листа;
- определять пространственные отношения предметов;
- решать анаграммы и ребусы;
- зашифровать и дешифровать текстовую информацию;
- составлять рассказы по картинкам, словам и заданным темам.
К концу второго года обучения развиты навыки самопрезентации, познавательные процессы,
мелкая моторика рук.
Отличительной особенностью данной программы является применение арт-технологий для развития когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся, а также ее адаптированность под запросы конкретных учащихся. Программа ориентирована на гуманистические ценности, создание условий для развития личности учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом этих особенностей. На момент поступления в образовательную организацию учащиеся достигли уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у учащихся отмечаются признаки повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. При этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Выявленные особенности способствовали формированию содержания программы, обусловили выбор тем и форм деятельности с учащимися.
Адресаты программы: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), обучающиеся на первой ступени образования (начальная школа 1- 4 класс).
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 2 года, количество учебных часов по программе – 144 (72 часа – первый год обучения, 72 часа – второй год обучения), в том числе предусмотрено 14 часов теоретических занятий и 130 часов практических занятий.
Форма обучения: очная.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение и др.), наглядные (работа по образцу, показ видеоматериалов и др.), практические (развивающие игры и упражнения).
Типы занятий: комбинированные, практические.
Формы проведения занятий: занятие-игра, игра-путешествие, арт-мастерская и пр.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – индивидуальное обучение.
Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия в форме практического занятия (рефлексия).
Используемые методы: практическое задание.
Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе.
Используемые методы: творческое задание (сочинение сказки и ее «представление»).
Формы контроля: практическое занятие.
Методы контроля: опрос, наблюдение, рефлексия.
При определении результативности реализации программы используется следующий диагностический инструментарий:
Для отслеживания изменений когнитивной сферы: «Таблицы Шульте», «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия, тест Мюнстерберга, «Прогрессивные матрицы» Равена.
Для отслеживания изменений эмоционально-волевой и личностной сфер: проективные методики «ДДЧ» Дж. Бак, «Рисунок семьи» Хоментаускас, «Несуществующее животное», «Кактус».
Критерии оценки результатов освоения программы
На 1 году обучения:
- улучшение концентрации и устойчивости внимания;
- улучшение зрительной и слуховой памяти;
- умение взаимодействовать с окружающими.
На 2 году обучения:
- владение навыками управления своими эмоциями;
- повышение уровня развития мыслительных процессов;
- умение контролировать свое поведение и деятельность.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
-
- компьютер;
- столы;
- стулья, кресло-мешки;
- принтер;
- телевизор;
- музыкальный центр;
- стеклянная магнитно-маркерная доска;
- световой песочный стол;
- песочница;
- набор для Эбру-рисования;
- песок кварцевый разных фракций;
- кинетический песок.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое и дидактическое обеспечение:
-
- учебная, методическая, дополнительная литература;
- диагностический инструментарий: тесты, опросники, анкеты;
- развивающий дидактический материал: упражнения на развитие познавательной, сенсорно-перцептивной, эмоционально-волевой и личностной сфер и т.д.;
- словарь терминов и понятий.
Работа с родителями
В рамках реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы осуществляется активное взаимодействие с родителями по вопросам развития ребенка с учетом его особенностей здоровья, выстраивания индивидуальной траектории. Формы взаимодействия: индивидуальные беседы и консультации.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. Учебный план первого года обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | ||
1. Введение | 1 | 1 | – | рефлексия |
1.1. Вводное занятие | 1 | 1 | – | |
2. Изучение уровня актуального развития | 8 | – | 8 | диагностика, рефлексия,
анализ результатов |
2.1. Диагностика внимания | 1 | – | 1 | |
2.2. Изучение особенностей памяти | 1 | – | 1 | |
2.3. Выявление особенностей процесса мышления | 2 | – | 2 | |
2.4. Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы | 1 | – | 1 | |
2.5. Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | – | 1 | |
2.6. Исследование мотивационно-потребностной сферы | 1 | – | 1 | |
2.7. Изучение личностных особенностей и коммуникативных способностей | 1 | – | 1 | |
3. Развитие когнитивной сферы | 26 | 3 | 23 | опрос, рефлексия, анализ результатов |
3.1. Ощущение | 1 | – | 1 | |
3.2. Восприятие | 1 | – | 1 | |
3.3. Внимание | 6 | 1 | 5 | |
3.4. Память | 5 | 1 | 4 | |
3.5. Мышление | 8 | 1 | 7 | |
3.6. Воображение | 2 | – | 2 | |
3.7. Речь | 3 | – | 3 | |
4. Развитие графомоторных навыков и зрительно-моторной координации | 16 | 1 | 15 | опрос, рефлексия,
анализ результатов |
4.1. Развитие мелкой моторики рук | 10 | 1 | 9 | |
4.2. Развитие зрительно-моторной координации | 6 | – | 6 | |
5. Развитие эмоционально-личностной сферы | 16 | 2 | 14 | опрос, рефлексия,
анализ результатов |
5.1. Развитие навыков саморегуляции | 5 | – | 5 | |
5.2. Снижение уровня личностной тревожности | 3 | 1 | 2 | |
5.3. Формирование адекватной самооценки | 4 | 1 | 3 | |
5.4. Арт-технологии для оптимизации эмоционального состояния | 4 | – | 4 | |
6. Совершенствование социальных и коммуникативных умений | 4 | 0 | 4 | рефлексия, анализ результатов |
6.1. Дружба | 2 | – | 2 | |
6.2. Развитие коммуникативных навыков | 2 | – | 2 | |
7. Итоговое занятие | 1 | – | 1 | |
7.1. Практическое занятие «Краски мира» | 1 | – | 1 | практическое занятие, рефлексия,
анализ результатов |
Итого | 72 | 7 | 65 |
2.2. Учебный план второго года обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | ||
1. Введение | 1 | 1 | – | опрос, рефлексия |
1.1. Вводное занятие | 1 | 1 | – | |
2. Развитие пространственных представлений | 4 | – | 4 | опрос, рефлексия, анализ результатов |
2.1. Восприятие пространства | 1 | – | 1 | |
2.2. Ориентация в пространстве | 1 | – | 1 | |
2.3. Определение пространственных отношений | 1 | – | 1 | |
2.4. Ориентация на бумаге | 1 | – | 1 | |
3. Развитие когнитивной сферы | 27 | 3 | 24 | опрос, рефлексия,
анализ результатов |
3.1. Ощущение | 1 | – | 1 | |
3.2. Восприятие | 2 | – | 2 | |
3.3. Внимание | 6 | 1 | 5 | |
3.4. Память | 5 | 1 | 4 | |
3.5. Мышление | 8 | 1 | 7 | |
3.6. Воображение | 2 | – | 2 | |
3.7. Речь | 3 | – | 3 | |
4. Развитие графомоторных навыков и зрительно-моторной координации | 18 | 1 | 17 | опрос, рефлексия,
анализ результатов |
4.1. Развитие общей и мелкой моторики рук | 9 | 1 | 8 | |
4.2. Развитие зрительно-моторной координации | 6 | – | 6 | |
4.3. Целенаправленность в выполнении действий и движений по инструкции | 3 | – | 3 | |
5. Развитие эмоционально-личностной сферы | 16 | 2 | 14 | опрос, рефлексия,
анализ результатов |
5.1. Развитие навыков саморегуляции | 5 | – | 5 | |
5.2. Формирование адекватной самооценки | 3 | 1 | 2 | |
5.3. Повышение уверенности в себе | 3 | 1 | 2 | |
5.4. Арт-технологии для оптимизации эмоционального состояния | 5 | – | 5 | |
6. Совершенствование социальных и коммуникативных умений | 5 | 2 | 3 | опрос, рефлексия |
6.1. Общение и дружба | 3 | 1 | 2 | |
6.2. Развитие коммуникативных навыков | 2 | 1 | 1 | |
7. Итоговое занятие | 1 | – | 1 | |
7.1. Практическое занятие «Раскрасим мир красками» | 1 | – | 1 | практическое занятие, рефлексия,
анализ результатов |
Итого | 72 | 9 | 63 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Содержание программы первый год обучения
Раздел I «Введение»
Тема № 1.1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство. Беседа о программе. Режим занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Методы и формы обучения: беседа, обсуждение, инструктаж.
Формы подведения итогов: рефлексия.
Раздел II «Изучение уровня актуального развития»
Тема № 2.1. Диагностика внимания.
Практика: Тест Тулуз-Пьерона. Тест Векслера № 11 «Кодирование».
Методы и формы обучения: тестирование.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 2.2. Изучение особенностей памяти.
Практика: Методика Лурия «Определение состояния кратковременной памяти». Методика «Пиктограмма». Методика А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание».
Методы и формы обучения: тестирование.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 2.3. Выявление особенностей процесса мышления.
Практика: Тест Векслера. Обучающий эксперимент. Исключение лишнего.
Методы и формы обучения: тестирование.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 2.4. Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы.
Практика: Методика «Зашиваем коврики». Тест «Ритмы». Проба «Понимание текста». Методика «Зашумленные изображения».
Методы и формы обучения: тестирование.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 2.5. Диагностика эмоционально-волевой сферы.
Практика: Методика «Цветовой тест отношений». Методика определения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Тест школьной тревожности. Ф. Филлипса.
Методы и формы обучения: тестирование.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 2.6. Исследование мотивационно-потребностной сферы.
Практика: Методика «Тип волевой активности» (Т.А. Шилова). Анкета по оценке уровня учебной мотивации.
Методы и формы обучения: анкетирование, тестирование.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 2.7. Изучение личностных особенностей
Практика: Методика «Кактус», Личностная шкала проявления тревоги. Методика «Незаконченные предложения».
Методы и формы обучения: тестирование, проективные методики.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Раздел III «Развитие когнитивной сферы»
Тема № 3.1. Ощущение.
Практика: Развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений. Упражнения «Кот в мешке», «Подбери картинку», «Дорожки».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия.
Тема № 3.2. Восприятие.
Практика: Упражнения на развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине: «Отгадай фигуру», «Воспроизведение геометрических фигур», «Покажи дорожку», «Геометрические фигуры», «Что в свертке», «Дорисуй фигуры», «От маленького к большому». Упражнения на развитие цветовосприятия: «Звёзды», «Кораблик», «Гусеница», «Знаковая таблица», «Одинаковые буквы». Работа с наложенным изображением и зашумлением: «Наложенные изображения», «Спрятанные изображения», «Зашумленные» изображения», «Кто больше увидит». Упражнения на группировку предметов: «Собери картинку», «Выложи из палочек», «Собери фигуры», «Разрезанные изображения». Упражнения на восприятие пространственного расположения предметов: «Что, где было? И что изменилось?», «Кто (что) где?», «Нарисуй фигуры», «Шкафчик», «Измеряем на глазок».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.3. Внимание.
Теория: Что такое внимание. Как его развивать. Виды внимания, их характеристики. Объем, концентрация, избирательность, распределение внимания.
Методы и формы обучения: лекция, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Корректурные пробы. Методика Мюнстерберга. Шифровки. Таблицы Шульте. Сравнение картинок. Выделение символов. Игры: «Сравни картинки», «Ищи безостановочно», «Посмотри-нарисуй». Упражнения на буквенном материале: «Найди слова и буквы». Упражнения на цифровом и буквенном материале. Развивающие упражнения: «Муха», «Мой любимый фрукт», «Не собьюсь», «Наблюдательность», «Копировальщики», «Спрятанное слово», «Что изменилось». Упражнения на развитие слухового внимания.
Методы и формы обучения: игра, развивающие упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.4. Память.
Теория: Что такое память. Для чего нам нужна память. Виды памяти. Как развивать память. Что такое мнемоника. Знакомство с приемами запоминания: группировка, классификация, планирование.
Методы и формы обучения: лекция, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Упражнения на развитие зрительной памяти: «Разноцветная лесенка», «Цветной ряд», «Картинка», «Зоопарк». Упражнения на развитие слуховой памяти: «Каскад слов», «Эстафета слов», «Что какого цвета», «Чемодан», «Пары слов», «Остановка». Упражнения для развития ассоциативной памяти: «Подсказка», «Придумай», «Картинки – небылицы». Упражнения для развития двигательной памяти: «Повторяй за мной», «Запрещенное движение».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.5. Мышление.
Теория: Что такое мышление. Для чего человеку мышление. Виды мышления. Как развивать мышление.
Методы и формы обучения: лекция, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Методика «Четвертый лишний». Матрицы Равена. Выделение существенных признаков предметов и понятий. Задания на установление закономерностей. Задания на объединение и разделение объектов. Упражнения для развития понятийного мышления. Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза. Методика «Простые аналогии». Составление предложений. Способы применения предметов. Словесные лабиринты. Предметные классификации. Анаграммы. Ребусы.
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.6. Воображение.
Практика: Беседа о воображении. Упражнения: «Выполни рисунок», «Волшебники», «Сочиняем сказку», «Винегрет», «Неоконченный рассказ». Игра «Волшебные кляксы», «Волшебные пальчики», «Укрась слово». Методики «Несуществующее животное», «Нелепые картинки». Проба О. М. Дьяченко «Художник».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.7. Речь.
Практика: Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Развитие фонетического слуха (упражнения «Поймай звук», «Рисуем звуки», «Поймай слова» и др.). Грамматическая основа речи (упражнения «Составляем предложения», «Ищем пропажу»). Развитие словарного запаса (упражнения «Назови слово», «Ассоциации», «Угадайка»).
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Раздел IV «Развитие графомоторных навыков и зрительно-моторной координации»
Тема № 4.1. Развитие мелкой моторики рук.
Теория: «Наши руки не для скуки!». Зачем тренировать руки? Ум на кончиках пальцев.
Методы и формы обучения: беседа.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Пальчиковые игры. Упражнения с кварцевым и кинетическим песком. Упражнения с мелкими предметами (пуговицы, бусины, мелкие игрушки, прищепки). Штриховки. Рисование по трафаретам. Упражнения: «Пила», «Крутись карандаш». Упражнения на развитие статической и динамической координации движений.
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, практические задания, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 4.2. Развитие зрительно-моторной координации.
Практика: Графический диктант. Штриховки. Графомоторные дорожки. Игры: «Левый-правый», «Великан и гном», «Три медведя», «Матрёшка», «Четвёртый лишний». Упражнения: «Закончи рисунок», «Дорисуй предмет» «Озорной котенок», «Собери слова», «Рисунки по точкам».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, практические задания, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Раздел V «Развитие эмоционально-личностной сферы»
Тема № 5.1. Развитие навыков саморегуляции.
Практика: Дыхательные упражнения. Визуализации «Сказочный лес», «Морская прогулка». Упражнение «В фокусе – цветок». Упражнение–медитация «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение». Игра «Дотянись до звезд».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов
Тема № 5.2. Снижение уровня личностной тревожности.
Теория: Страх и тревога, что с ними делать? Тревожность. Что это? Чем я могу себе помочь?
Методы и формы обучения: обсуждение, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Развивающие занятия с использованием кинетического песка. Рисунок страха. Упражнения: «Воздушный шарик», «Надувная кукла», «Доверие», «Рисунок страны Добряндии». Психогимнастика «Ручеек радости». Сказочная арт-технология. Пластилинография.
Методы и формы обучения: тестирование, развивающие упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 5.3. Формирование адекватной самооценки.
Теория: Самооценка. Как я себя оцениваю, и как меня оценивают другие.
Методы и формы обучения: обсуждение, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Положительный образ «Я». Методика «Три оценки». Методика «Лесенка. Методика «Какой Я?» Игры и развивающие упражнения: «Это Я», «Найди себя», «Солнечная карта», «Мои особенности и преимущества», «Мой портрет в лучах солнца».
Методы и формы обучения: тестирование, развивающие игры и упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: диагностика, анализ результатов.
Тема № 5.4. Арт-технологии для оптимизации эмоционального состояния.
Практика: Игровые технологии. Рисование. Коллажирование. Сказочные технологии. Песочная технология. Пластилинография. Технология Эбру-рисования.
Методы и формы обучения: развивающие игры и упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Раздел VI «Совершенствование социальных и коммуникативных умений»
Тема № 6.1. Дружба.
Теория: Что такое дружба? Умею ли я дружить? Я и мои друзья. Как стать интересным. Как поддерживать дружеские отношения.
Методы и формы обучения: обсуждение, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Упражнения: «Ищу друга», «Воздушный шарик», «Надувная кукла», «Доверие», Рисунок страны «Добряндии». Психогимнастика «Ручеек радости». Сказкотерапия.
Методы и формы обучения: развивающие игры и упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 6.2. Развитие коммуникативных навыков.
Теория: Общение и общительность. Общительный ли я человек? Умение слушать и понимать другого человека. Правила диалога.
Методы и формы обучения: обсуждение, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Упражнения: «Запрещенные слова», «Действуй по инструкции», «Волшебный карандаш», «Как поступить?», «Опиши друга», «Интервью». Игры – ситуации. Игра «Позвони другу».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Раздел VII «Итоговое занятие»
Тема № 7.1. Практическое занятие «Краски мира».
Практика: Создание картины «Краски мира» с использованием техники «Эбру».
Методы и формы обучения: арт-технологии, игра.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
3.2. Содержание программы второй год обучения
Раздел I «Введение»
Тема № 1.1. Вводное занятие.
Теория: Повторение пройденного. Анонс программы на год. Режим занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Методы и формы обучения: беседа, обсуждение, инструктаж.
Формы подведения итогов: рефлексия.
Раздел II «Развитие пространственных представлений»
Тема № 2.1. Восприятие пространства.
Практика: Упражнения на восприятие пространственного расположения предметов и развития глазомера: «Что, где было? И что изменилось?», «Кто (что) где?», «Внимательно слушай и рисуй». Игра «Измеряем на глазок»
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 2.2. Ориентация в пространстве.
Практика: Методика «Различение правой, левой стороны», «Лабиринт», «Графический диктант», «Схематизация».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 2.3. Определение пространственных отношений.
Практика: Упражнения и игры, направленные на развитие умения воспроизводить пространственные отношения между предметами, между изображениями предметов. Игра «Наряди ёлку», «Разговор по телефону», «Магазин», «Фотограф» и пр.
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 2.4. Ориентация на бумаге.
Практика: Методика «Листочки», «Геометрический диктант». Упражнения «Продолжи ряд», «Дорисуй вторую половину», «Сделай так», «Лабиринты», «Рисунок по инструкции».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Раздел III «Развитие когнитивной сферы»
Тема № 3.1. Ощущение.
Практика: Развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений. Упражнения «Кот в мешке», «Подбери картинку», «Дорожки», «Порог ощущения», «Волшебный мешочек», «Угадай звук», «Повтори что видишь», «Повтори что слышишь».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.2. Восприятие.
Практика: Упражнения на развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине, упражнения с наложенными изображениями и зашумлением: «Незаконченные изображения», «Точечные изображения», «Перевернутые изображения», «Парные изображения», «Геометрические фигуры», «Перепутанные линии», «Разрезанные изображения». Таблицы Шульте. Мозаика.
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.3. Внимание.
Теория: Виды внимания, их характеристики. Объем, концентрация, избирательность, распределение внимания.
Методы и формы обучения: лекция, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Корректурные пробы. Шифровки. Кольца Ландольта. Сравнение картинок. Игры: «Жук на полянке», «Слова и цвета», «Ассоциации». Упражнения на цифровом и буквенном материале: «Поиск букв», «Найди ошибки», «Найди пропущенное число». Выкладывание узоров из мелких предметов: камушки, мозаика, счетные палочки и пр. Упражнения «Письмо аборигена», «Лабиринты», «Юлий Цезарь»,
Методы и формы обучения: игры, развивающие упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.4. Память.
Теория: Особенности памяти. Как развивать память. Мнемотехники. Приемы запоминания.
Методы и формы обучения: лекция, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Упражнения на развитие зрительной памяти: «Нашествие инопланетян», «Опиши картинку», «Фигуры». Упражнения на развитие слуховой памяти: «Собираем чемодан», «Выбор», «Стоп». Упражнения для развития ассоциативной памяти: «Логическая цепочка», «Рисуем схему», «Ключевые слова». Упражнения для развития двигательной памяти: «Повторяй за мной», «Запрещенное движение».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.5. Мышление.
Теория: Виды мышления. Приемы развития мышления.
Методы и формы обучения: лекция, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Методики «Четвертый лишний», «Классификация», матрицы Равена, логические блоки Дьенеша. Выделение существенных признаков предметов и понятий. Задания на установление закономерностей. Задания на объединение и разделение объектов. Упражнения для развития понятийного мышления. Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза. Методика «Простые аналогии». Способы применения предметов. Словесные лабиринты. Предметные классификации. Анаграммы. Ребусы.
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.6. Воображение.
Практика: Упражнения: «Неоконченные рассказы», «Сказка наоборот», «Линейка-чудодейка», «Фантастический образ». Игры «Удивительный квадрат», «Куда лето прячется?». Методики «Несуществующее животное», «Нелепые картинки». Проба О. М. Дьяченко «Художник».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-техгнологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 3.7. Речь.
Практика: Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения. Анаграммы. Кроссворды. Развивающие упражнения «Кодированные слова», «Составление рассказа по серии картинок», «Составление рассказа по серии слов», «Составление рассказа по заданной теме», «Подбери синонимы», «Закончи предложение», «Назови слова», «Пропавшие слова», «Действие предмета», «Признаки предмета», «Один и много».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Раздел IV «Развитие графомоторных навыков и зрительно-моторной координации»
Тема № 4.1. Развитие общей и мелкой моторики.
Теория: Способы развития и тренировки общей и мелкой моторики.
Методы и формы обучения: беседа.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Пластилинография. Упражнения с кварцевым и кинетическим песком. Упражнения с мелкими предметами (пуговицы, бусины, мелкие игрушки, прищепки, счетные палочки). Выполнение штриховок с различным направлением движения руки. Рисование по трафаретам, точкам, контурам, клеточкам. Копирование узоров. Пальчиковая гимнастика. «Письмо в воздухе», «Двуручное письмо».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, практические задания, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 4.2. Развитие зрительно-моторной координации.
Практика: Графический диктант. Штриховки. Графомоторные дорожки. Нанизывание бус, завязывание узелков, шнуровки, вырезание по прямым и извилистым линиям. «Умные кубики». Тренажер для письма. Упражнения: «Засыпь трафарет», «Закончи рисунок», «Дорисуй предмет», «Рисунки по точкам», «Собери слова», «Математические раскраски».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, практические задания, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 4.3. Целенаправленность в выполнении действий и движений по инструкции.
Практика: Выполнение действий по вербальной инструкции. Упражнения «Сила», «Ухо-нос». Графический диктант. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия.
Раздел V «Развитие эмоционально-личностной сферы»
Тема № 5.1. Развитие навыков саморегуляции.
Практика: Дыхательные упражнения. Визуализации. Развивающие игры и упражнения: «Сделай так же», «Разложи фигуры в заданном порядке», «Лесенка», «Сохрани слово в секрете», «Спрячь букву от буквоежки», «Как сказать слово, не произнося не звука»
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия.
Тема № 5.2. Формирование адекватной самооценки.
Теория: Что такое самооценка, как ее повысить.
Методы и формы обучения: обсуждение, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Методика «Лесенка». Развивающие занятия с использованием кинетического песка, техники «Эбру». Сказочная технология «История про Энни». Развивающие игры и упражнения: «Имя-качество», «Я-лев!», «Позитивные мысли», «Лучи успеха». Психогимнастика.
Методы и формы обучения: тестирование, развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: диагностика, анализ результатов.
Тема № 5.3. Повышение уверенности в себе.
Теория: Уверенность в себе, как ее развивать.
Методы и формы обучения: беседа, обсуждение, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Дыхательная гимнастика. Визуализация. Развивающие игры и упражнения «Шар», «Колобок», «Ода о себе», «Я смогу», «Я хрустальный сосуд», «Презентация себя».
Методы и формы обучения: развивающие игры и упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 5.4. Арт-технологии для оптимизации эмоционального состояния.
Практика: Игровые технологии. Рисование. Коллажирование. Сказочные технологии. Песочная технология. Пластилинография. Технология Эбру-рисования.
Методы и формы обучения: развивающие игры и упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Раздел VI «Совершенствование социальных и коммуникативных умений»
Тема № 6.1. Общение и дружба.
Теория: Как общаются разные люди. Общение и дружба в жизни человека. Кто такие друзья? Дружеские отношения.
Методы и формы обучения: беседа, обсуждение, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Развивающие игры и упражнения: «Ищу друга», «Я и мои друзья», «О чем говорят жесты?», «Расстояние и восприятие», «Неоконченные предложения». Проективные методики.
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
Тема № 6.2. Развитие коммуникативных навыков.
Теория: Общение и общительность. Общительный ли я человек? Умение слушать и понимать другого человека. Правила диалога.
Методы и формы обучения: обсуждение, дискуссия.
Формы подведения итогов: опрос, рефлексия.
Практика: Развивающие игры и упражнения: «Необычная декламация», «Птичьи танцы», Игры с буквами, Игры-ситуации. «Пресс-конференция».
Методы и формы обучения: развивающие упражнения, игры, арт-технологии.
Формы подведения итогов: рефлексия
Раздел VII «Итоговое занятие»
Тема № 7.1. Практическое занятие «Раскрасим мир красками».
Практика: Создание мандалы в технике «Эбру».
Методы и формы обучения: арт-технологии, игра.
Формы подведения итогов: рефлексия, анализ результатов.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В основе реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Открытый мир» лежат следующие принципы:
- принцип гуманизма: поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранение веры в положительные качества, силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- принцип системности: понимание ребенка как целостной системы. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.
- единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- принцип реальности предполагает, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
- принцип деятельностного подхода предполагает опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменение, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.
При организации деятельности с ребенком используются следующие формы организации образовательной деятельности: индивидуальные занятия.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение и др.), наглядные (наблюдение, работа по образцу, показ видеоматериалов и др.), практические (развивающие игры и упражнения).
Типы занятий: комбинированные, практические.
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: занятие-игра, игра-путешествие, арт-мастерская и пр.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология игровой деятельности, арт-технологии, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающие технологии.
Специфика ведения занятий
Каждое занятие проводится в определенной смысловой последовательности:
- Ритуал приветствия. Целью проведения ритуала приветствия является создание благоприятной атмосферы совместной деятельности.
- Разминка, основной целью которой является настрой на работу, активизация деятельности.
- Основная часть занятия, представляет собой совокупность упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.
- Подведение итогов занятия предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии. Одна из целей подведения итогов — создание мотивации на работу по следующей теме.
- Ритуал завершения занятия.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5.1. Литература, используемая педагогом для разработки программы
и организации образовательной деятельности
- Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. 2016;
- Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. – М.: Флинта, 2017;
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Части I, II. – М.: Генезис, 2001;
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики руки. – М.:Гном, 2002;
- Князева Т. Н Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001;
- Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Внимание! Внимание! Развиваем внимание. – М.: Эксмо, 2009;
- Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста. – М.: Эксмо, 2010;
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003;
- Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2001;
- Ремезова Л.А., Буковцева Н.И. Развиваем зрительные способности. Специализированная компьютерная программа. 2008;
- Семаго Н.Я, Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога – М.: АРКТИ, 2001;
- Семаго Н.Я, Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь,2005;
- Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. Методическое руководство. – М.: АПКиПРО РФ, 2016;
- Степанова А.В., Жданова С.Н. Арт-технологии в социализации учащихся // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой Международной научно-практической конференции. 2016;
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии; Книга для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005;
- Шиманская В.А., Огородник О.Я. Краски эмоций. Базовый курс развития эмоционального интеллекта детей. – М.: Просвещение, 2018;
- Шиманская В.А., Шиманский Г.В. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. – М.: Издательство «Э», 2018;
- Шиманская В.А., Шиманский Г.В. Цветная книга эмоций. Рисуем с монсиками. – М.: Издательство «Э», 2017.
- ГЛОССАРИЙ
Адаптация (англ. – adaptation, нем. – Adaptuerung) – приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям. Различают адаптацию: физиологическую; медицинскую; анализаторов (как изменение их чувствительности); социально-психологическую (как взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой при включении в новую группу); профессиональную (при включении в новые условия труда).
Адаптация социальная (англ. social adaptation) — интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Адаптивность (англ. – adaptability, нем. – Anpassungsvermogen) – способность к адаптации.
Анализатор (англ. – analysor, нем. – Analysator) – орган, обеспечивающий образование ощущений и восприятий. Термин введён в 1909 году И.П. Павловым вместо устаревшего “орган чувств”. Каждый анализатор состоит из трёх частей: периферического, или воспринимающего отдела – рецептора (все органы чувств – глаз, ухо и др.), проводящих путей и высших нервных центров в коре головного мозга. Различают анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный, термический, кинестатический (двигательный).
Анкета (англ. – questionary, нем. – Fragebogen) – один из методов психологии: письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы в строго определённой форме (этим анкета отличается от вопросника, где ответы даются в свободной форме)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Арт-технологии это совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности, направленных на решение образовательно – воспитательных задач и профилактики различных проблем.
Ассоциация (англ. – association, нем. – Assoziation) – связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, двигательными актами).
Аффект (англ. – affect, нем. – Affect) – бурно протекающая кратковременная эмоция взрывного характера, неподконтрольная сознанию. Возникает, как правило, в ответ на сильный раздражитель.
Барьер психологический (англ. – psychologicalbarrier, нем. – psychologischeBarriere) – мотив, препятствующий выполнению определённых действий (в частности, общению с определённым человеком или группой людей).
Визуализация — внутренняя мыслительная деятельность, которая направлена на трансформацию зрительных образов; манипулирование образами с целью создания новых визуальных форм.
Внимание (англ. – attention, нем. – Aufmerksamkeit) – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект. Различают виды понимания: непрозвольное (пассивное), произвольное (активное, когда выбор объекта внимания осуществляется сознательно, преднамеренно), послепроизвольное (волевой компонент заменяется интересом и выработанными навыками). Характеристики внимания: объём (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий промежуток времени), распределение (способность одновременно удерживать в поле сознания различные объекты), концентрация (возможность произвольного сокращения его объёма до одного объекта), интенсивность, направленность, переключение, устойчивость.
Внушаемость (англ. – suggestibility, нем. – Suggestibilitat) – предрасположенность личности к внушению.
Восприятие (англ. – awareness, perception, нем. – Warnehmung, Perzeption) – свойственная только человеку простейшая форма психического отражения объективной реальности в виде целостного образа. В отличии от ощущений восприятие отражает объект целостно и предметно. Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или мира, не существующего вообще – сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.
Когнитивный, познавательный (англ. – cognitive, нем. – kognitiv) – относящийся к познанию только на основе мышления, через призму собственной познавательной системы.
Коллаж (франц. – collage, – наклеивание), технический приём, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Мнемоника (мнемотехника) (греч, mnemonikon — искусство запоминания) — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Ощущение, — психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.
Память (англ. – memory, нем. – Erinnerungsvermogen, Gedachtnis) – одно из основных свойств нервной системы; форма психического отражения, развивающаяся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Различают память: произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную, особые виды памяти: словесно-логическая, образная, эмоциональная (память “чувств”), моторная (память-привычка).
Память долговременная (англ. – long-termmemory) – основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение информации о событиях внешнего мира и реакциях организма.
Память кратковременная (англ. – short-termmemory, нем. – Zufallsgedachtnis) – вид памяти, характеризующийся определёнными временными рамками; обязательный этап для других видов памяти.
Память механическая (англ. – mechanicalmemory) – вид памяти, характеризующийся только повторением без установления ассоциативных или смысловых связей.
Память оперативная (англ. – short-termmemory, нем. – Zufallsgedachtnis) – вид памяти, характеризующийся взаимодействием памяти кратковременной и долговременной.
Память смысловая (англ. – meaningmemory, нем. – verstandniseGedachtnis) – вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых понятий; её продуктивность примерно в 25 раз больше, чем памяти механической.
Переключение внимания (англ. – switchingattention, нем. – UmstellungderAufmerksamkeit) – качество внимания как его произвольный и непроизвольный перенос с одних объектов на другие. Непроизвольное переключение внимания называют отвлечением.
Релаксация (англ. – relaxation, нем. – Relaxation, Entspannung) – приём психотерапии и медитации; произвольное расслабление всех мышц в удобной позе и отвлечение от неприятных мыслей и эмоций; сочетание физического и психического расслабления.
Самооценка —фундаментальное свойство личности, которое наряду с другими показателями характеризует ее активность, направленность. Самооценка играет важную роль в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Саморегуляция психологическая — целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.
Сенситивность, сензитивность (англ. – sensitivity, нем. – Schwellenempfindlichkeit) – психическое явление, выражающееся в повышенной степени реагирования (вплоть до неадекватных реакций) на эмоциональные раздражители. Может быть психическим состоянием, временным свойством личности или чертой характера.
Сенсорика (англ. – sensorica, нем. – Sensorika) – система психических явлений, обеспечивающих определённый уровень познания субъектом окружающей действительности через ощущения. Различают сенсорику: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, термическую, тактильную.
Стресс (англ. – stress, нем. – Stress) – состояние напряжения, подавленности, спада, возникающее у человека или животного под влиянием экстремальных воздействий. Учение о стрессе разработано Г. Селье.
Темперамент (англ. – temperament, нем. – TemperamentGemutsart) – качество личности, сформировавшееся на основе генетически обусловленного типа нервной системы человека и в значительной степени определяющее стиль его поведения и деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Учение о четырёх основных типах темперамента восходит к Гиппократу и Галену. Теория зависимости темперамента от конституционного типа телосложения предложена Э. Кречмером и У. Шелдоном. И.П. Павлов разработал концепцию обусловленности темперамента особенностями высшей нервной деятельности (его зависимости от типа нервной системы).
Тест (англ. – test, нем. – Prufung) – экспериментальный психологический метод исследования того или иного психического процесса, личности в целом ил группы. Применение тестов построено по принципу психологического моделирования и последующего психологического анализа.
Фрустрация (англ. – frustration, нем. – Frustration) – внутренний конфликт личности между её направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна; психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми (или субъективно так переживаемыми) препятствиями к желанной цели, потребности.
Эмоции (англ. – emotion, feeling, нем. – Emotion, Gefuhl) – особая форма психического отражения, свойственная человеку и животным; реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях. Эмоции охватывают все виды чувствительности и переживаний и связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей. У взрослого человека эмоции обычно проявляются как компонент чувств.
Эмпатия (англ. -empathy, нем. – Emmpathie, Einfuhlung) – способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений; необходимый компонент полноценного общения.
Я (англ. – ego, self, нем. – Ich) – основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему её миру – “не Я”. Формирование “Я” происходит на основе деятельности, освоения социального опыта, памяти, воспитания и самовоспитания.