Автор: Васильева Светлана Юрьевна
Педагог дополнительного образования МОУ ДО “Центр детского творчества”
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности “СЕВЕРНЫЕ УЗОРЫ”
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«СЕВЕРНЫЕ УЗОРЫ»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 7 – 15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы:
Васильева Светлана Юрьевна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2016
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
А. Б. Салтыков.
В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Воспитание подрастающего поколения, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов. В современных условиях развития общества очень важно помочь ребенку ориентироваться в окружающем мире; осуществлять жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях; реализовать себя в деятельности, способствующей развитию духовного мира детей.
Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну подхода к составлению учебных программ с изучением учащимися богатейшего народного искусства своего края, истоков нации, на земле которых они живут.
Уважение к традициям, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Очень важно в процессе преподавания изобразительного искусства учитывать местные особенности национальной культуры.
Таким образом, при овладении знаниями элементарных основ реалистического рисунка в программу была включена художественная культура региона.
Региональный компонент включенный в содержание программы предлагает следующее:
а) обращение к истории, к традициям и обычаям народов, населяющих территорию ЯНАО;
б) изучение изобразительного культурного наследия народного искусства (особенности жилых построек, одежды, предметов быта, игрушек и т. д.);
в) обращение к природе ЯНАО (любимые уголки родного края, характерные виды северной природы, травы, цветы, особенности климатических условий региона и т. д.);
г) учет национальных особенностей внешности и характера представителей народов, населяющих ЯНАО (этнографические сведения).
Направленностьпрограммы «Северные узоры» – художественная.
Программа направлена на формированиеу учащихся знаний элементарных основ реалистического рисунка с использованием различных материалов и нетрадиционных техник; обогащение знаний о родном крае, жизни и быте ненецкого народа, традициях, обрядах, обычаях, культуре. Развитие изобразительных способностей, познавательного интереса к изучению родного края. Воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Северные узоры» разработана в соответствии с:
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).
Программа разработана на основепрограммы «Изобразительное искусство, основы народного и декоративного-прикладного искусства»и в соответствии с Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), утверждена приказом директора МОУ ДО «Центр детского творчества» №134 от31 августа 2016 г.
Уровень освоения содержания программы: базовый.
Актуальность программы заключаетсяв активном приобщении учащихся к этнической культуре, полноценному личностному развитию, активному вовлечению в художественно-творческую деятельность используя возможности национально-регионального компонента.
Цель программы:совершенствование художественно – творческих способностей учащихся по изобразительному искусству, черезприобщение и обогащение знаний окультуре родного края.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- знакомство с основными видами и жанрами изобразительного искусства;
- овладение средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
- ознакомление с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- обогащение знаний учащихся доступными для их понимания сведениями о родном крае, жизни и быте ненецкого народа, традициях, обрядах, обычаях, культуре, расширение кругозора;
- ознакомлениес видами техник и народными художественными промыслами декоративно-прикладного искусства.
Метапредметные:
- развитие у детей внимания, памяти, фантазии, воображения;
-
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- формирование умения рационально строить самостоятельную творческую деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование у детей устойчивого интереса к занятиям художественным творчеством,мотивации к саморазвитию;
- формирование уважительного отношения к искусству, традициям и культуре коренных народов ЯНАО;
- воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия.
Планируемые результаты реализации программы.
Предметные результаты 1 года обучения:
-понимают:
- правила безопасности при работе художественными материалами;
- начальные сведения о средствах выразительности (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- национальные особенности декоративно-прикладного искусства коренных народов ЯНАО;
-
- виды нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства;
- доступные сведения народных художественных промыслов, декоративная росписьГжельской керамики и Матрешка (Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская).
-умеют:
-
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
- использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;
- соблюдать последовательное выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- изображать ненецкий орнамент в украшении одежды коренных народов ЯНАО;
-владеют:
- навыком работы с цветом: цвета основные, дополнительные, теплые, холодные и т.д.;
- навыком работы графическими материалами (линия, конструкция, силуэт, контур, тональное решение, штриховка);
- навыком компоновки и построения композиции в листе.
Предметные результаты2 года обучения:
-понимают:
- основные виды и жанры изобразительного искусства;
-
- национальные особенности своего региона;
- эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия) и асимметрия в построении орнамента, характер элементов Городецкой и Хохломской росписи – растительный и зооморфный и т.д.;
- виды техник современного декоративно-прикладного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.
-умеют:
-
- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;
- использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт и т.д.);
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб, коробка) и т.д.;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выделения объема, формы изображаемого предмета;
- видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точки схода и т.д.), светотени, основные средства композиции и т.д.
- рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж; интерьер и архитектуру зданий;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
- создать художественный образ в композиции.
- выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным произведениям изобразительными материалами.
-владеют:
- практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания композиций;
- разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- выразительными средствами живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.
Метапредметные результаты:
- развитие внимания, памяти, фантазии, воображения;
- формирование художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- умение анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям;
- умение сотрудничать со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Личностные результаты:
- устойчивая мотивация к занятиям;
- интерес и уважительное отношение к традициям и культуре коренных народов ЯНАО;
- усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
В процессе реализации программы «Северные узоры» у учащихся формируются следующие компетенции:
- Учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; овладение творческими навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, умение действовать в нестандартных ситуациях);
- Информационные: владение навыками работы с различными источниками информации, способность критического отношения к распространяемой в СМИ информации и рекламе.
- Личностного самосовершенствования: готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
- Коммуникативные: обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме; готовность и умение строить контакт в различных жизненных ситуациях, работать в группе;
- Ценностно-смысловые: умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории.
Отличительные особенности программы:в программный материал по изобразительному искусству включены элементы национального творчества ненецкого народа. Данный подход предполагает формирование у учащихся знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, что способствует приобщению подростающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-эстетическим ценностям своего народа, формированию интереса к истории, воспитанию культуры межнациональных отношений.
Адресат программы:учащиеся младшего и среднего школьного возраста.
Объем и срок освоения программы:срок реализации программы – 2 года, общее количество учебных часов по программе – 432, в том числе предусмотрено 81 час теоретических занятий и 351 час практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа.
Наполняемость групп:не менее 12 учащихся.
Формы аттестации.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в течение учебного года в форме: практическое занятие, выставки, конкурсы, ИЗО-викторины, кроссворды.
Используемые методы:практическая работа с творческим заданием, самостоятельная работа, тестирование, контрольные карточки, наблюдение,опрос.
Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по образовательной программе в следующих формах: творческий экзамен, состоящий из двух блоков: теоретического и практического.
Используемые методы теоретического раздела: осуществляется с помощью устного опроса, тестирования, контрольных карточек.
Используемые методы практического раздела: творческая работа, выставочный просмотр.
Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).
Виды контроля:
- начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
- стартовый контроль – в начале каждого последующего года обучения с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
- промежуточный контроль – с 20 по 26 декабря (ЗУН);
- промежуточная аттестация –с 20 по 30 апреля текущего учебного года(ЗУН, ОУУиН);
- итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая (ЗУН, ОУУиН).
Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. ЗУН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.
Формы контроля:
- практическое занятие;
- выставки;
- конкурсы;
- ИЗО-викторины;
- кроссворды;
- творческий экзамен.
Методы контроля:
- практическая работа с творческим заданием,
- самостоятельная работа,
- тестирование,
- контрольные карточки,
- наблюдение,
- опрос,
- контрольные карточки,
- творческая работа,
- выставочный просмотр.
Контроль ОУУиНпроводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального (стартового) контроля и промежуточной (итоговой)аттестации, данные заносятся в соответствующий протокол.
Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:
организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
Мониторинг личностной и поведенческой сферы учащихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для проведения мониторинга применяется диагностический инструментарий. На основе данных мониторинга на каждого учащегося составляется индивидуальная карта учета результатов обучения и динамики личностного развития в процессе освоения образовательной программы.
Критерии оценки результатов освоения программы.
На 1 году обучения:
Знания:
- основных видов и жанров изобразительных искусств;
- основ изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции);
- основ композиции, перспективы и декоративного рисования.
Умения:
- передавать форму, строение, пропорции, цвет предметов;
- различать жанры живописи и графики;
- рисовать с натуры, по памяти и представлению.
Навыки:
- работы графическими и живописными материалами;
- последовательного ведения работы;
- композиционного решения изображения.
На 2 году обучения:
Знания:
- художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- конструктивного строения изображаемых предметов;
- основ композиции, перспективы и декоративного рисования.
Умения:
- делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках.
Навыки:
- работы графическими и живописными материалами;
- последовательного ведения работы;
- композиционного решения изображения.
Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
- доска;
- мольберты;
- парты и стулья для учащихся;
- стол и стул для педагога;
- шкафы;
- натурный фонд.
Материалы и инструменты: акварельная бумага, бумага для пастели, акварельные, гуашевые, краски, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, простые, цветные, масляные, акварельные карандаши, восковые мелки, кисти (щетина, белка, синтетика), мыло, свеча, соль, губка т.д.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- учебная, методическая, дополнительная литература;
- дидактические материалы:схемы (поэтапное построение) по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека, таблицы по декоративно-прикладному искусству, фонд детских рисунков.
- перечень таблиц (ИЗО): свето-тоновая моделировка, цветоведение, последовательность ведения живописной работы, изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы, рисование головы человека, рисование фигуры человека, линейная перспектива.
- репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями.
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Для воспитательного пространства характерно:
- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом воспитательной работы.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности.
Работа с родителями предусматривает:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- анкетирование, социологический опрос родителей;
- совместные воспитательные мероприятия.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
- Учебный план 1 года обучения.
№
п/п |
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 3 | 3 | 0 | Беседа-опрос. |
1.1. | Вводное занятие | 3 | 3 | 0 | |
2. | Рисунок | 54 | 10 | 44 | Творческие работы, наблюдение, анализ, опрос. |
2.1. | Рисование с натуры | 27 | 5 | 22 | |
2.2. | Зарисовки и наброски животных и растений | 27 | 5 | 22 | |
3. | Живопись | 60 | 11 | 49 | Творческие работы, наблюдение, анализ, опрос. |
3.1. | Рисование с натуры | 24 | 5 | 19 | |
3.2. | Рисование пейзажей | 27 | 5 | 22 | |
3.3. | Анималистический жанр | 9 | 1 | 8 | |
4. | Композиция | 24 | 4 | 20 | Творческие работы, наблюдение, анализ, опрос. |
4.2. | Сюжетно-тематическая картина | 24 | 4 | 20 | |
5. | Декоративное – прикладное искусство | 66 | 13 | 53 | Творческие работы, наблюдение, анализ, опрос. |
5.1. | Виды техник декоративно – прикладного творчества | 39 | 8 | 31 | |
5.2. | Декоративное – прикладное искусство | 27 | 5 | 22 | |
6. | Итоговое занятие | 9 | 1 | 8 | Творческая работа, выставочный просмотр. |
Итого: | 216 | 42 | 174 |
- Учебный план 2 года обучения.
№
п/п |
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 3 | 3 | 0 | Беседа-опрос
Выставка. |
1.1. | Вводное занятие | 3 | 3 | 0 | |
2. | Рисунок | 69 | 13 | 56 | Промежуточный контроль: творческие работы, анализ. |
2.1. | Рисование с натуры | 48 | 9 | 39 | Опрос. |
2.2. | Тематическое рисование | 21 | 4 | 17 | Опрос. |
3. | Живопись | 54 | 8 | 46 | Промежуточный контроль: творческие работы, анализ. |
3.1. | Рисование с натуры | 12 | 2 | 10 | |
3.2. | Тематическое рисование | 27 | 4 | 23 | |
3.3. | Анималистический жанр | 15 | 2 | 13 | |
4. | Композиция | 45 | 6 | 39 | Промежуточный контроль: творческие работы, анализ |
4.2. | Сюжетно-тематическая картина | 45 | 6 | 39 | |
5. | Декоративное – прикладное искусство | 36 | 8 | 28 | Промежуточный контроль: творческие работы, анализ. |
5.1. | Виды техник декоративно – прикладного творчества | 15 | 3 | 12 | |
5.2. | Декоративно – прикладное искусство | 21 | 5 | 16 | |
6. | Итоговое занятие | 9 | 1 | 8 | Творческая работа, выставочный просмотр. |
Итого: | 216 | 39 | 177 |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- доступности;
- связи теории с практикой;
- сознательности и активности;
- систематизации (последовательное усложнение материала);
- наглядности;
- единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
- интеграции.
– методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, просмотр видеоматериалов, показ приемов исполнений, иллюстраций, репродукций картин, наблюдение, работа по образцу);
- практические (выполнение практических работ);
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- активные методы обучения;
- репродуктивный метод обучения используется на стадии освоения правил работы, новых приемов и техник рисования;
- исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);
- метод проблемного обучения: с целью активизации мыслительной деятельностиучащихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические);
- игровые методы.
– формы организации образовательной деятельности: индивидуальная и групповая.
– формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными людьми, выставка, игра, конкурс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, экскурсия.
– педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- развивающего обучения;
- дифференцированного обучения;
- самостоятельного поиска решений.
– алгоритм учебного занятия:
- Подготовительная часть:
– организационный момент – 5 минут;
– повторение предыдущего материала – 10 мин.
- Основная часть:
– изучение и объяснение нового материала – 15 минут;
– самостоятельная работа по рисованию – 45 минут.
- Заключительная часть:
– подведение итога занятия – 5 минут.
– дидактические материалы:
Дидактический материал:
- Схемы (поэтапное построение) по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
- Фонд детских рисунков.
- Репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.
Перечень таблиц (ИЗО):
- Свето-тоновая моделировка.
- Цветоведение.
- Последовательность ведения живописной работы.
- Изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы.
- Построение основных геометрических тел.
- Окружность в перспективе.
- Рисование головы человека.
- Рисование фигуры человека.
- Линейная перспектива.
Набор муляжей для рисования: фрукты.
Набор геометрических тел (гипс):
- шар, конус, куб, пирамида, призма, цилиндр.
Гипсовые анатомические детали (ИЗО):
- кисть мужская (вертикальная).
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бакиева. О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 200 с.: ил.
- Найс К. Рисунок тушью / Пер. с англ.; Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 144 с.: ил. – (Серия «Школа рисования»).
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак.пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1984.-240 с., ил.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. Ил.: ил.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч, 1 Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1998. – 96 с: цв.ил.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч, 2 Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с: цв.ил.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч, 3 Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с: цв.ил.
- Смит С. Рисунок. Полный курс/С. Смит. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 159 с.: ил.
- Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Под ред. Лукиной Н.В. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001. – 228 с.
- Хомич Л.Ф. Ненцы. – СПб.:отд–ние из –ва «Просвещение», 1994. – 128 с.
Интернет ресурсы:
- http://gcbs.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm (электронная библиотека о Ямале)
Литература для родителей и учащихся.
-
- Барбер Б. Рисование для начинающих. Оттачиваем мастерство. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.: ил.
- Симонде Дж. Вы можете делать наброски: Пошаговое руководство для начинающих / Дж. Симонде; Пер. с англ. А.М. Дубах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 96 с.: ил.
- Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых / Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: ООО «Издательство «Росмен-Пресс», 2004. – 96 с.: ил.
- Уотт Ф. Я умею рисовать / Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО «Издательство «Росмен-Пресс», 2003. – 96 с.