Организация современного урока, формирующего познавательные учебные действия в соответствии с ФГОС (системно – деятельностный подход).

автор: Васильева Надежда Николаевна

Учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Боровичи Новгородская область

Организация современного урока, формирующего познавательные учебные действия в соответствии с ФГОС (системно – деятельностный подход).

 

 

 

Организация современного урока, формирующего 

познавательные учебные действия 

в соответствии с ФГОС (системно – деятельностный подход).

Из опыты работы

 

 

       Сегодня в условиях гиперинформатизации нельзя учить и учиться, как раньше,  поэтому государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна сейчас помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей своей жизни. Педагогическая общественность осознает, что обучать надо не знаниям, а деятельности, вовлекая все уровни человека (физиологический, эмоциональный, информационный, методический).

        Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), вводимые в данное время в школе, ставят перед учительством именно задачу формирования «универсальных учебных действий». 

        Универсальные учебные действия совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.                                                                                          

        Основным элементом профессиональной деятельности учителя  является образовательная деятельность, а её ведущей организационной
формой  –  урок.

        Что представляет собой современный урок?

        Это управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой.(Слайд №4)

        В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). (Слайд №5)

        Следовательно, основной задачей учителя на уроке становится организация 

условий, инициирующих деятельность учащихся. (Слайд №6)

        Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

        Первый аспект – мотивационно – целеполагающий.

        Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объём изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). Следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя. (Слайд №7)

        Второй аспект современного урока – деятельностный. Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умение  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения. Это учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий: технологии критического мышления, 

проектной деятельности и др. (Слайд №8)

        В своей педагогической практике   в основном опираюсь на технологию развития критического мышления через чтение и письмо. В основе технологии: диалогическая концепция М.Бахтина – В.Библера, психологические исследования Л.Выготского, Ж.Пиаже и др., педагогика сотрудничества Ш.Амонашвили. Эта универсальная, надпредметная технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;  умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 

 

         Технология развития критического мышления (ТРКМ) состоит из следующих алгоритмов:

  1. фазы вызова (актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов и цели деятельности; мотивация, пробуждение интереса к теме, побуждение к работе с новой информацией);
  2. фазы осмысления новой информации (знакомство с новой информацией; ее систематизация, соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы); выявление затруднений и противоречий, корректировка целей);
  3. фазы рефлексии (анализ, интерпретация, творческая переработка новой информации; рождение нового знания; анализ и оценка собственной деятельности в процессе занятия)  (Слайд №9)

       Особенностью технологии критического мышления через чтение и письмо является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат. С другой стороны,  использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 

        Уроки русского языка и литературы представляют огромные возможности для использования технологии критического мышления.

        Во-первых,  сама технология нацелена на развитие чтения и письма.

        Во-вторых,  на уроках мы работаем с текстами, и технология критического мышления предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстами, позволяющие развивать мыслительные операции.

        В-третьих,  главная цель любого урока – воспитание личности, умеющей думать, анализировать прочитанное, самостоятельно анализировать факты, имеющей свой взгляд на мир.

        В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий урока, – это «вызов», «осмысление», «рефлексия». 

        Эти этапы соответствуют структуре урока по ФГОСам

На каждом этапе можно использовать характерные приемы, которые помогают достигнуть определенных целей и решить поставленные задачи. 

 

Этапы урока Приемы
Фаза вызова ( актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов и цели деятельности; мотивация, пробуждение интереса к теме) «Необъявленная  тема».

 «Ассоциативный ряд»

«Привлекательная  цель (Удивляй!)».

«Корзина идей, понятий, имен (инвентаризация)».

«До – После». 

«Верные и неверные утверждения».

Кластеры «Мозговой атака»

Игра «Четвертый лишний» 

Игра «Знаете ли вы, что…?»

Лингвистическая задача  

Кроссворд

(Слайд №10)

 

      Примеры использования различных приемов на данном этапе  урока.

1.Прием «Необъявленная тема». (Слайд №11)

  1. «Верные и неверные утверждения». Цифровой диктант (игра «Блеф-клуб») (Слайд №12)
  2. «Корзина идей, понятий, имен…»  (Слайд №13)
  3. Лингвистическая задача.  (Слайд №14)
  4. Прием «Зашифруй послание» по теме «Сложноподчиненное предложение»
    («Четвертый лишний»). (Слайд №15)

 

   Следующий этап:

 

Фаза осмысления

 ( знакомство с новой информацией; ее систематизация, соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы); выявление затруднений и противоречий, корректировка целей)

«Инсерт».

 Таблица ЗХУ «Знаю – хочу знать – узнал».

«Зигзаг». 

«Своя опора». 

Сводная таблица «Линия сравнения».

Кластеры 

Игра «Жокей и лошадь».

«Мозговой штурм». 

Игра «Лови ошибку (корректор)».

«Конструирование предложений, схем».

«Графический тест»

 «Двойной дневник»

«Повторяем с контролем»

 «Взаимоопрос»

«Пересечение тем» 

«Чтение с остановками» (работа с художественным текстом)

Игра «Классификация»

( Слайд №16)

 

      Примеры использования различных приемов на данном этапе  урока.

  1. Прием «Жокей и лошадь» (Слайд №17)
  2. Прием «Лови ошибку» («Корректор») (Слайд №18)
  3. Прием «Графический тест» (Слайд №19)
  4. Сводная таблица «Линии сравнения» (Слайд №20)

 

    Завершающий этап:

 

Рефлексия

( Рефлексивная деятельность)

«Синквейн».

 «Телеграмма» 

«SMS».

«До – После».

 Эссе.

«Закончи предложение»

(Слайд №21)

 

Критерии эффективности развития навыков критического мышления:

1) Владение навыками поиска, трактовки, анализа информации.

2) Умение формулировать корректные выводы.

3) Интерес к творческой деятельности.

4) Умение аргументировано отстаивать свою позицию.

5) Положительная мотивация к предмету.

6) Наличие исследовательских навыков.

7) Умение выстраивать логические цепочки доказательств.(Слайд №22)

 

     ТРКМ позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

      Следовательно,  использование данной технологии на уроке обеспечивает условия не только для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), предметных умений, но и для развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

      

 

Организация современного урока, формирующего познавательные учебные действия в соответствии с ФГОС (системно – деятельностный подход).
Пролистать наверх