автор: Васильева Ольга Михайловна
воспитатель МДОУ “Детский сад “Сказка” г. Надыма
Круглый стол для родителей на тему: «Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста»
Круглый стол для родителей на тему «Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста»
Вид общения с родителями: фронтальный
Форма общения: круглый стол
Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
– вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы;
– определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников;
– дать практические рекомендации по формированию любознательности.
Ход круглого стола.
- Вступительное слово
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. – Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? – Ответы родителей.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
- Важность развития любознательности у детей.
Что же может помочь нам развить у детей любознательность? (Ответы), и конечно Сказки, вспомним какие сказки знаем мы – взрослые?
Игра – разминка для родителей
- В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. (Три медведя)
2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. (Репка)
3. Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит) - Помогла нам яблонька, помогла нам печка… (Гуси –лебеди)
- Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)
6.Сяду на пенёк, съем пирожок. (Маша и медведь)
7.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. (Мойдодыр)
«Салат из сказок»
Педагог читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи.
- “… Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку…”.(“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
2. “… Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”) - “… Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я – лягушка – квакушка…”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
Психологи подчеркивают, что любознательность – это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос – удивление “что это?” ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: “познание начинается с удивления” (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:
- На начальном этапе развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям (“что это?”).
- На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов (“что там внутри?”) и расширение знаний о них (“для чего это нужно?”).
- Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только “что это?”, но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.
- Как развить любознательность у ребёнка?
Предлагаю вам выбрать из предложенного перечня характеристики, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (раздает каждому родителю перечень: настойчивость, дисциплинированность, трудолюбие, оптимистичность, коммуникативность, терпение, выносливость, физическая сила, др.). Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его. Педагог подытоживает сказанное.
Конечно, прежде всего – это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляется. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было сказать ребенку.
«Глубоко ошибаются, считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источник воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», – говорил В. Сухомлинский. Согласны? (Ответы родителей).
Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы. Игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.
Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности и познавательной активности дошкольников.
Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.
Детская художественная литература о природе взаимодействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.
- Подведение итогов круглого стола. Вручение памяток «Развитие любознательности у дошкольников»
Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Все это будет залогом его будущих успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.
- Заключительная часть: «Ромашка».Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании, предложения и пожелания воспитателям… (написать на лепестках ромашки).
- Используемые источники:
- Журнал взаимодействия с родителями: психолого-педагогическое сопровождение с детьми 2-3 лет/ Е.П. Арнаутова. -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016. -64 с.-(ФГОС ДО. Мозаичный парк).
- Информационно-методический портал «Детские сады Тюменской области» [Режим доступа] http://tmndetsady.ru/pedagogam/rabotaem-po-fgos-do/rabotaem-po-mozaike/
- Информационно-методический портал «Детские сады Тюменской области» [Режим доступа] http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news6000.html
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Ферма» по программе «Мозаичный парк»
«В гости на скотный двор»
Образовательные области: «Коммуникация» (развитие речи, «Здоровье», «Социум» (отгадывание загадки).
Цели: Расширять и углублять знание детей о домашних животных.
Задачи:
Образовательные: развивать мелкую моторику рук с игровым комплектом «Мозаичный парк».
Развивающие: развитие связной речи, любознательности, усвоение словаря, развитие мышления, зрительного внимания.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.
Материал: комплект «Мозаика для малышей», игровой набор из дерева «Скотный двор», комплект деревянных машинок-каталок, конструктор настольный деревянный, аудиозапись «Песенка друзей».
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о домашних животных; «Козленок», «Лошадка», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей» и т. д. Д/и «Чьи детки?», «Кто это», «Кто лишний». Беседа о детенышах и домашних животных и их жилищах. Рассматривание альбомов «Дикие и домашние животные», отгадывание загадок, конструирование совместное с воспитателем.
Ход занятия:
Поздороваться с гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня в группе я нашла письмо, это не простое письмо, а письмо о помощи: «Дорогие ребята, у нас случилась беда. На лугах пропала трава, а в пруду вода. Помогите нам, пожалуйста. Подпись: обитатели скотного двора»
– Ребята, а вы знаете, что такое скотный двор? (где живут домашние животные).
– Какие домашние животные живут на скотном дворе? (корова, свинья, коза и тд)
– А кто знает, где находится скотный двор? (рядом с домом).
– У нас в группе есть тоже свой скотный двор. Я предлагаю, вам сегодня отправится на скотный двор и помочь домашним животным. Но для начала давайте выберем транспорт, на котором мы свами доберемся.
Дети рассматривают транспорт и предлагают: автобус, машина, и т. д.
Воспитатель: А отправимся мы на автобусе. Ведь в машину мы все не поместимся, железной дороги в деревне нет.
Под аудиозапись «ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ» Слова: Сергей Михалков. Музыка: Михаил Старокадомский дети отправляются на автобусе на скотный двор.
Воспитатель: Вот мы с вами и приехали. Вот сколько разных домашних животных и птиц здесь собрались!
– Почему этих животных и птиц мы называем домашними? (За ними ухаживает и кормит человек).
– Какую пользу приносят домашние животные людям? (Они дают нам яйцо, молока, мясо и пух).
– А давайте мы с вами поиграем. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы найдете на скотном дворе.
Целый день жует траву
Ночью мирно спит в хлеву
Дарит людям молоко
Белое как облако.
«Му!»-да-«Му!»-одно лишь слово
Говорит всегда (корова)
Ребенок находит корову. Активизация всех детей хором и индивидуально.
Идет, идет, бородой трясет,
Ме-ме, дай – ка вкусной травки мн-е. (коза)
Ребенок находит козу. Активизация всех детей хором и индивидуально.
Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки отгадали. Все эти животные питаются травой, дают мясо, молок, шерсть. Ребята, вы наверное устали гулять по скотному двору. Давайте передохнем и сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Наши уточки с утра – Идут по кругу вперевалочку, подражая
Кря – кря- кря! Кря – кря- кря! походке уток
Наши гуси у пруда – Идут по кругу, вытянув шеи вперёд и
Га – га- га! Га – га- га! отставив руки – «крылья» назад
Наши курочки в окно – Останавливаются, встают лицом в круг,
Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! бьют руками по бокам
А как Петя – петушок Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,
Рано – рано поутру поднимаются на цыпочки
Нам споёт: ку – ка – ре – ку!
Воспитатель: А сейчас мы вспомним еще одних домашних животных.
Загадки
Кто вытягивает шею,
Ожидая пирога,
И бежит к тебе скорее
И гогочет: «Га-га-га»? (Гусь.)
Кто весь день в пруду ныряет,
Ничего не говоря,
А на берег выплывает,
Громко крякая: «Кря-кря»? (Утка.)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите, а как можно назвать петуха, курицу, утку, гуся? (Домашние птицы).
– Почему они домашние? (Живут рядом с человеком. Человек строит для них домики, ухаживает за ними).
– Как называются домики, в которых живут утки и куры? (Сарай, курятник).
– Давайте вспомним, что у птиц есть? (Голова, клюв, лапки, туловище, крылья).
– А какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Яйцо, мясо, перо).
Воспитатель: Курочка, петушок и цыплята клюют зернышки, сидят на жердочке. Гуси и утки водоплавающие птицы, на водоемах они не только плавают, но и добывают мелкую рыбешку, жучков, червячков.
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, зачем нас позвали домашние животные? (Помочь им). Посмотрите животные съели всю траву, у домашних птиц нет пруда. Мы им поможем, сделаем пастбище и пруд.
Воспитатель: Ребята, а кто знает каким цветом трава (зеленая). Пастбище для домашних животных сделаем зеленым.
Воспитатель: А каким цветом бывает пруд (синим). Пруд для домашних птиц сделаем синим.
Из мозаики дети собирают пастбище и пруд. Во время работы, воспитатель, помогает детям, задает наводящие вопросы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы помогли домашним животным и они говорят вам спасибо! А нам пора отправляться в группу.
Под музыку возвращаемся на автобусе в группу.
Воспитатель спрашивает, понравилось ли детям путешествие на скотный двор. С кем они встречались. Как эти все животные называются одним словом? Почему?
Как человек должен, относится к животным. Благодарит детей за помощь.