Автор: Васильева Светлана Юрьевна

Педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

Департамент образования

 Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования 

«Центр детского творчества»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 7 — 13 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

Авторы программы: 

Васильева Светлана Юрьевна,

Шайлина Луиза Хайврахмановна,

педагоги дополнительного образования

г. Надым, 2016

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в изостудии и других творческих объединениях, могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. 

Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, изобразительная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. А ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир. 

Направленность программы «Юный художник» — художественная. Программа направлена на формирование у учащихся знаний элементарных основ реалистического рисунка, интереса к искусству и занятиям художественным творчеством, на ознакомление с жанрами изобразительного искусства, с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; на развитие колористического видения, художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана в соответствии с:

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).

Программа разработана на основе типовой программы «Рисунок. Живопись. Композиция», рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствии с Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), утверждена приказом директора МОУ ДО «Центр детского творчества» №134 от 31 августа 2016 г.

Уровень освоения содержания программы: стартовый.

Актуальность программы обусловлена теми целями, которые заложены в Концепции развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития личности ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству. Изобразительное искусство развивает такие качества как наблюдательность, зрительную память, пространственное воображение, творческую фантазию, чувство цвета, линии, формы. Младший школьный возраст наиболее гибкий и в этом возрасте детей легче заинтересовать изобразительным искусством, затем обучить, выявить и развить их творческие способности. И сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время и развитие художественного творчества детей через систему дополнительного образования становится особенно актуальным. Дифференцированный, индивидуальный подход к ученикам поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащегося.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей учащихся средствами изобразительной деятельности.

Задачи: 

Образовательные (предметные):

  • формирование представления о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • обучение теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции;
  • ознакомление с основами декоративно-прикладного искусства;
  • овладение основными средствами художественной выразительности.
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
  • элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности.

Метапредметные:

  • формирование умения организовывать место занятий;
  • формирование умения осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сравнения своей работы с образцом.

Личностные:

  • воспитание у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • выявление индивидуальных творческих возможностей каждого ребёнка;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.

Планируемые результаты реализации программы.

Предметные результаты:

-понимают:

    • основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, декоративно — прикладное искусство) изобразительного искусства;
  • основные сведения по цветоведению (цвета основные, дополнительные, теплые, холодные, контрастные и др.) и рисунку (линия, конструкция, тон и др.);
  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, цветовые отношения, выделение главного центра.

-умеют: 

    • различать и называть цветовой круг, основные и составные, теплые и холодные цвета;
    • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;
    • использовать в работе разнообразные художественные материалы;
    • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа, с учетом элементарных знаний наблюдательной перспективы;
    • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.
    • смешивать основные цвета и получать составные, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
    • выполнять простейшие узоры из декоративных форм растительного мира;
  • узнавать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка (Абашевская).

-владеют:

  • первоначальными навыками живописных и графических художественных материалов;
  • смешиванием гуашевых и акварельных красок на палитре;
  • первоначальными практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Метапредметные результаты:

  • умение правильно располагать художественные принадлежности для занятий;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действовать в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно — творческих задач;
  • умение осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сравнения своей работы с образцом.

Личностные результаты:

  • устойчивый интерес к изобразительному искусству и занятиям художественным творчеством;
  • трудолюбие, терпение, усидчивость, аккуратность;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в себе, индивидуальные творческие способности.

В процессе реализации программы «Юный художник» у учащихся формируются следующие компетенции:

  • Ценностно-смысловые: умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности. 
  • Учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях);
  • Информационные: владение навыками работы с различными источниками информации, способность критического отношения к распространяемой в СМИ  информации и рекламе;
  • Коммуникативные: социально-коммуникативные: обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе;
  • Личностного самосовершенствования: готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Отличительные особенности программы прослеживаются по нескольким направлениям. Во-первых, данная программа, ориентирована на то, чтобы дать учащимся начальные основы по изобразительному искусству: живопись, рисунок, композиция и ДПИ.

Во-вторых, программа обеспечена разнообразными разработками художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного возраста. 

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает выстроить образовательную деятельность по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. 

Задания-игры дифференцированы по возрастам. Детям 7-8 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», и другие. Учащиеся 9-10 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.).

Адресат программы: учащиеся младшего и среднего школьного возраста.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы — 1 год, количество учебных часов по программе – 144, в том числе предусмотрено 30 часов теоретических занятий и 114 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий — групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями — 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.

Формы аттестации:

Промежуточная аттестация учащихся проводится в течение учебного года в форме: контрольного занятия, практического занятия, выставки, конкурса.

Используемые методы: практическая работа с творческим заданием, самостоятельная работа, тестирование, наблюдение, опрос, и т.д.

Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в форме творческого экзамена, состоящего из двух разделов: теоретический и практический.

Используемые методы теоретического раздела: устный опрос, тестирование.

Используемые методы проведения практического раздела: творческая работа, выставочный просмотр.

Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).

Виды контроля: 

  • начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря (ЗУН);
  • итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая (ЗУН, ОУУиН).

Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. ЗУН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.

Формы контроля: 

  • практическое занятие;
  • контрольного занятия;
  • выставки;
  • конкурсы;
  • творческий экзамен.

Методы контроля: 

  • практическая работа с творческим заданием;
  • самостоятельная работа;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • устный опрос;
  • творческая работа;
  • выставочный просмотр.

Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального (стартового) контроля и промежуточной (итоговой) аттестации, данные заносятся в соответствующий протокол.

Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:

организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

Мониторинг личностной и поведенческой сферы учащихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для проведения мониторинга применяется диагностический инструментарий. На основе данных мониторинга на каждого учащегося составляется индивидуальная карта учета результатов обучения и динамики личностного развития в процессе освоения образовательной программы.

Критерии оценки результатов освоения программы.

Начальный контроль.

Знания:

  • цветов и рисовальных материалов;
  • основ рисунка;
  • основ композиции.

Умения:

  • использовать основные средства художественной выразительности;
  • передавать форму, величину изображения;
  • рисовать по памяти и по представлению.

Навыки:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • использования красного, жёлтого, синего цветов путем их смешения;
  • композиционного решения изображения.

Промежуточная аттестация.

Знания

  • основ цветоведения, живописных техник;
  • художественно-выразительных средств рисунка;
  • основ композиции, перспективы.

Умения:

  • использовать основные средства художественной выразительности живописи и графики;
  • сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет;
  • использовать всю площадь листа, крупно изображать предметы.

Навыки:

  • работы графическими и живописными материалами;
  • смешивания гуашевых и акварельных красок на палитре; 
  • композиционного решения изображения.

Итоговая аттестация.

Знания:

  • основных видов и жанров изобразительных искусств;
  • особенностей изобразительных и графических материалов и их возможностей;
  • начальных сведений о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода.

Умения:

  • использовать основные средства художественной выразительности живописи и графики;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • передавать пространственное отношение предметов на листе (ближний план – ниже и крупнее, чем дальний).

Навыки:

  • работы графическими и живописными материалами;
  • смешивания гуашевых и акварельных красок на палитре; 
  • композиционного решения изображения.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

Материально-техническое обеспечение:

На безе Центра детского творчества  На безе МОУ СОШ 5 
  • ноутбук;
  • ноутбук;
  • интерактивная доска;
  • интерактивная доска;
  • доска ученическая;
  • доска магнитная;
  • мольберты;
  • парты и стулья для учащихся;
  • парты и стулья для учащихся;
  • стол и стул для педагога.
  • стол и стул для педагога;
  • шкафы.

Материалы и инструменты: акварельная бумага, бумага для пастели, акварельные, гуашевые, краски, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, простые, цветные, масляные, акварельные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелевые ручки, кисти (щетина, белка, синтетика), мыло, свеча, соль, губка и т.д.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, игры, викторины, кроссворды;
  • дидактические материалы: схемы (поэтапное построение) по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека, таблицы по декоративно-прикладному искусству, фонд детских рисунков;
  • перечень таблиц (ИЗО): свето-тоновая моделировка, цветоведение, последовательность ведения живописной работы, изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы, рисование головы человека, рисование фигуры человека, линейная перспектива;
  • репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями.

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом воспитательной работы. 

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. 

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • совместные воспитательные мероприятия.

 

  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН
  • Учебный план 1 года обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практи

ка

1. Вводное занятие 2 1 1 Беседа-опрос с

элементами игры.

«Чем и как рисует художник» 2 1 1
2. Основы рисунка, графика. 20 5 15 Практическая работы,

наблюдение, анализ, опрос.

2.1. Выразительные средства графики 12 3 9
2.2. Выразительные средства графических материалов 8 2 6
3. Основы живописи, цветоведение 26 6,5 19,5 Практическая работы,

наблюдение, анализ, опрос.

3.1. Цветоведение 18 4,5 13,5
3.2.   Живописные техники 8 2 6
4. Перспектива в композиции 16 4 12 Практическая работы,

наблюдение, анализ, опрос.

4.1. Основы перспективы 8 2 6
4.2. Основы композиции 8 2 6
5. Жанры живописи и графики 54 9 45 Практическая работы,

наблюдение, анализ, опрос.

5.1. Пейзаж 14 2 12
5.2. Натюрморт 6 1,5 4,5
5.3. Портрет 12 2 10
5.4. Анималистический 6 1,5 4,5
5.5. Сюжетно-тематическая картина 16 2 14
6. Декоративно — прикладное искусство 22 4 18 Практическая работы,

наблюдение, анализ, опрос.

6.1. Мир декоративного искусства 10 2 8
6.2. Мир народного искусства 12 2 10
7. Итоговое занятие 4 0,5 3,5 Творческая работа и выставочный просмотр.
Итого: 144 30 114

 

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы: 

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д.Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
  • принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип интеграции.

— методы обучения:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы    деятельности;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

формы организации учебного занятия — беседа, выставка, игра, конкурс, наблюдение, практическое занятие.

педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • игровые технологии;
  • развивающего обучения;
  • дифференцированного обучения;
  • самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений.

алгоритм учебного занятия

  1. Подготовительная часть: 

    — организационный момент – 5 минут;

    — повторение предыдущего материала – 10 мин.

  1. Основная часть:

    — изучение и объяснение нового материала – 15 минут;

    — самостоятельная работа по рисованию – 45 минут.

  1. Заключительная часть:

    — подведение итога занятия – 5 минут.

дидактические материалы:

Дидактический материал:

  • Схемы (поэтапное построение) по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
  • Таблицы по декоративно-прикладному искусству.
  • Фонд детских рисунков.
  • Репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.

Перечень таблиц (ИЗО):

  • Свето-тоновая моделировка.
  • Цветоведение.
  • Последовательность ведения живописной работы.
  • Изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы.
  • Рисование головы человека.
  • Рисование фигуры человека.
  • Линейная перспектива.

Набор муляжей для рисования: фрукты.

 

 

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бакиева. О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 200 с.: ил.
  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. Ил.: ил.
  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч, 1 Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1998. – 96 с: цв.ил.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч, 2 Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с: цв.ил.
  5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч, 3 Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с: цв.ил.

Литература для родителей и учащихся.

  1. Барбер Б. Рисование для начинающих. Оттачиваем мастерство. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.: ил.
  2. Симонде Дж. Вы можете делать наброски: Пошаговое руководство для начинающих / Дж. Симонде; Пер. с англ. А.М. Дубах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 96 с.: ил.
  3. Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых / Пер. с   англ. М.Д.Лахути. – М.: ООО «Издательство «Росмен-Пресс», 2004. – 96 с.: ил.
  4. Уотт Ф. Я умею рисовать / Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО «Издательство «Росмен-Пресс», 2003. – 96 с.

 

к дополнительной общеразвивающей программе «Юный художник»

(стартовый уровень)

Сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Итого

план

6 зан.

12 ч.

9 зан.

18 ч.

8 зан.

16 ч.

9 зан.

18 ч.

7 зан.

14 ч.

8 зан.

16 ч.

9 зан.

18 ч.

8 зан.

16 ч.

8 зан.

16 ч.

72 зан.

144 ч.

 

Продолжительность учебного года – с 10 сентября по 30 мая

Каникулы – с 31 мая по 31 августа

 

Продолжительность учебных занятий:

1год – 2 раза в неделю по 2 часа = 4 часа

 

Начальный контроль – с 15 по 25 сентября

Промежуточная аттестация– с 20 по 26 декабря

Итоговая аттестация – с 12 по 19 мая