Автор: Вахитова Маркиза Ниматулловна

учитель начальных классов МАОУ «Прииртышская СОШ»

Мнемотехника, мнемоника – «искусство запоминания.

Мнемотехника, мнемоника – «искусство запоминания 

 Быть учителем в современной школе – значит постоянно находиться в поиске решений педагогических задач. Думать каждый раз о том, как сделать учебный процесс более продуктивным, насыщенным и в то же время интересным для младших школьников.

        На сегодняшний день вызывает большое беспокойство то, что у многих детей наблюдаются трудности в образовательном процессе: высокая утомляемость, отрицательные эмоции, особенно при работе с текстовым материалом по литературному чтению (пересказ, заучивание стихотворений), русскому языку (написание изложений, сочинений). Этому способствует много факторов: недостаточная форсированность психических качеств: внимания, мышления, воображения, памяти.

 Как научить школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени? Как выделять главное в тексте и речи? Как помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями? 

Проанализировав данную проблему, решила определить направление в своей педагогической деятельности: использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников, целью которого является овладение основными культурными способами деятельности, проявляя инициативу и творчество. Также мною были поставлены следующие задачи: совершенствование восприятие слуха, зрения у учащихся, тактильных ощущений; формирование навыков запоминания, умение детей управлять своим вниманием; стимулирование интеллектуального развития ребенка; способствование запоминанию любой информации как письменной, так и слуховой.

      Мнемотехника — это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающее объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Эта методика рассчитана на системную работу с детьми по нескольким направлениям: развитие логического и образного мышления, внимания и памяти, речи и воображения, математической подготовки.

На начальном этапе внедрения данного приема в практику своей педагогической деятельности предлагала обучающимся готовые мнемотаблицы с простыми и элементарными изображениями, кратким сюжетом для того, чтобы актуализировать у детей зрительное восприятие информации. Мнемотаблицы — схемы, в которых заложена определённая информация, суть которой заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание создается картинка (изображение) таким образом, чтобы весь текст стал закодированным. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок с легкостью воспроизводил текстовую информацию. В дальнейшем учащиеся уже сами могли создавать подобные таблицы, с лёгкостью переводя текстовую информацию в символьную систему. Например, в процессе работы с текстом Н.Н. Носова » Живая шляпа» на уроках литературного чтения во втором классе, мы с учащимися составляли план текста для пересказа, затем к каждому пункту плана создали картинки в тетрадях по развитию речи. Учащиеся с опорой на закодированный план успешно воспроизводили текстовую информацию (приложение 1).

В период дистанционного и смешанного обучения предлагала детям и родителям составлять мнемотаблицы с помощью современных цифровых платформ — интерактивных плакатов: Сanva, Linoit; приложений — Google Презентаций и Google Форм, генераторов коллажей (приложение 2).

Также в процессе своей деятельности обучаю приемам мнемотехники не только обучающихся, но и их родителей. На родительском собрании провела мастер-класс по составлению мнемотаблицы по тексту стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» (приложение 3). 

Таким образом, каждый графический символ, созданный детьми, может соответствовать слову или целой фразе. В дальнейшем, используя такую таблицу — своеобразную «шпаргалку», ребенок сможет успешнее воспроизводить рифмы по памяти, самостоятельно составлять мнемотаблицы, придумывать значки и символы к словам и кодировать информацию.

   Используя данный прием как в урочной, так и во внеурочной деятельности, смогла достигнуть следующих результатов: у детей появился интерес к заучиванию стихотворений; также не возникает затруднений при пересказе рассказов, сказок.

          Мнемотехника не панацея от проблемы информационной загруженности учащихся. Но, на мой взгляд, это удачная находка для тех учителей, которые хотят увлечь детей учёбой через игру, интересные, неожиданные задания, развивать память, помочь запомнить и научить хранить и воспроизводить полученную информацию.  

Используемые источники

Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского (2-е изд.). – М.: Просвещение, 1979.- 288с.

Тихомирова Л.Ф.«Познавательные способности детей 5-7 лет»М.2005г.

Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 г

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/516638

/http://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/ispol-zovanie-priemov mnemotehniki-v-nachal-noy-shkole-702737

http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-i-prezentacija-na-temu-mnemotehnika-odin-iz-yefektivnyh-metodov-i-priemov-v-rechevom-razviti-detei.htm

lhttp://logoportal.ru/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-s-onr/.htmlhttp://www.logoped.ru/sulus01.htm