Автор: Веретенникова Евгения Борисовна

учитель начальных классов Томск МАОУ СОШ №58

ЛЭПБУК – НАШ ДРУГ!»: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛЭПБУКА.

ЛЭПБУК – НАШ ДРУГ!»: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛЭПБУКА

Веретенникова Евгения Борисовна

МАОУ СОШ№58 г.Томска

 В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта перед нами стоит задача научить школьника учиться самому, и учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям.

 Наблюдая за обучающимися 1-го класса, заметила, что ученики любят рисовать, раскрашивать, вырезать, клеить, мастерить, разгадывать и загадывать. Ребята с увлечением, используя каждую минуту свободного времени, мастерили блокнотики и записные книжки, наполняя их картинками любимых героев, своими вариантами графических диктантов. Такой вид работы нравится ученикам, это их вдохновляет, развивает, наполняет знаниями и объединяет, таким образом, в своей работе мы стали использовать технологию лэпбука. 

Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы [1]. К началу третьей четверти первоклассники научились читать и писать. Мы смогли приступить к работе по созданию собственных лэпбуков

Главное достоинство такой формы работы в том, что мы не ограничены никакими рамками заданий, ведь можно подстроиться под интересы и возможности каждого ученика в классе. Каждому доверить то, что ему по силам. И в итоге работа каждого значима. Выбрав тему проекта, подбираю варианты заданий с учетом интересов и способностей 159 учеников. Кому-то из их можно доверить работу с информацией – кроссворды, загадки, работа с энциклопедиями или интернет источниками. Кто-то проявляет свои художественные способности. Есть такие, кому интересно вместе с учителем организовывать рабочий процесс. Предварительная работа учителя тоже очень интересна: выбираю тему, создаю макет лэпбука, наполняю его информацией. До самого последнего момента не могу предугадать конечный результат, который во многом зависит от вдохновения всех участников проекта, а также от того, насколько ученикам будет интересно, куда заведет их фантазия и как все эти маленькие усилия сложатся вместе в одну большую картинку.

 Для учащихся лэпбук — это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме [2]. В первом классе удобнее всего начинать работу по этой технологии на уроках окружающего мира. Вначале выбираем тему, которая наиболее значима или просто интересна. Затем выделяем микро темы, которые мы разбирали на уроке и соответственно они наиболее важны. Далее продумываем чем можно дополнить наш проект. Это могут быть любопытные факты, расширяющие выбранную тему, занимательные задания, творческие элементы, всевозможные кармашки-секреты, гармошки-раскладушки, диаграммы и многое-многое другое. Так же хорошо, если есть возможность дополнить все это чем-либо материальным тем, что можно увидеть, потрогать, ощутить.

 Мы начинам работу по создания лэпбука на уроке, продолжаем работать на внеурочном занятии, а потом ученики увлекаются проектом и заканчиваем его, используя каждую свободную минуту. Первоклассникам нравится быть в школе, они стараются приходить пораньше, а уйти попозже. Это время мы и используем для дополнительной работы. Ребята с радостью откликаются на предложенные учителем задания, тем более что эти работа подобрана с учетом их интересов. Так же учеников привлекает возможность выполнять задания индивидуально, парами или по группам. Так сложилось, что начав работать над очередным проектом на уроке, эта работа нас захватывает, увлекает, и не отпускает, пока мы ее не завершим. Для меня значимо, что ребята справляются сами, без помощи родителей. И это не требует каких-либо материальных вложений, мы используем то, что есть у нас под рукой. 160 К концу третьей четверти нами были созданы лэпбуки: «Что общего у разных растений?», «Кто такие звери?», «Азбука 1-го Д», «Календарь 1-го Д».

 В рамках каждого из них мы смогли уместить максимум информации – ту, которая обобщает знания, полученные на уроке, и ещё дополнительную, раскрывающую и углубляющую каждую тему

. Кроме того каждый лэпбук дополнен материалами, которые можно потрогать – это семена разных растений, чешуя рыбы, перья (рулевое, маховое и пуховое), кусочек шкуры животного, куколка бабочки, насекомые. Наш календарь, кроме информации о временах года и их признаках, месяцах, также дополнен датами рождения всех ребят в классе, что очень заинтересовало ребят и способствовало лучшему запоминанию названий месяцев. Процесс создания лэпбука позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а его рассматривание помогает быстро освежить в памяти изученные темы. Готовый лепбук мы размещаем на стене в классе, и в любой момент можно подойти к нему, потрогать, почитать, можно показать приятелю из другого класса или родителям и, таким образом, получается, что особенно важный материал всегда находится перед глазами, а значит, при многократном возвращении к нему лучше запоминается.

 Работа по созданию лэпбука позволяет учителю одновременно решить самые разные задачи: закрепить и углубить знания, научить сотрудничать, развивает у учащихся творческий потенциал, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяет кругозор, формирует навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. И все это наполнено радостью совместного творчества!

 Список использованных источников: 1. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская. — Текст: непосредственный, электронный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7616/ (дата обращения: 05.05.2020). 2. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей/ [Электронный ресурс] / https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlyasovmestnoydeyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html 3. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / Журнал «Обруч «№ 4 2015 год 161 4.Консультация для педагогов: «Что такое лэпбук?» [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chtotakoelepbuk(дата обращения 06.05.2020)