Автор: Габдрахманова Альбина Ильгизовна

преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГАПОУ «Арский педагогический колледж им.Г. Тукая»

Открытый урок «Дидактические игры: сущность, структура, виды»

 

ГАПОУ «Арский педагогический колледж им. Г. Тукая»

 

Конспект урока

по дисциплине «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста»

Выполнила: 

преподаватель психолого-педагогических

дисциплин Габдрахманова А.И. 

Арск 2020

Конспект урока на 2 курсе по дисциплине « Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста»

Тема: Дидактические игры: сущность, структура, виды

Цель: продолжить знакомить студентов с видами игр в детском саду. 

Задачи:

  • Образовательные:
  • познакомить студентов с понятием «дидактическая игра»
  • определить роль дидактических игр в развитии ребенка дошкольного возраста
  • формировать у студентов представление о структуре дидактической игры
  • представить студентам классификацию дидактических игр
  • Развивающие:
  • Содействовать развитию самостоятельности студентов;
  • Создать условия для развития для аналитических способностей студентов;
  • Развивать умение обосновывать свою точку зрения, логично выстраивать свой ответ.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать уважительное отношение к мнению собеседника;
  • Создавать условия для развития у студентов устойчивого интереса к будущей профессии;
  • Формировать умения работать в парах, в группах

Оборудование: проектор

Материалы: презентация в программе Power Point , учебник «Организация игровой деятельности» автор Смирнова

Рассадка студентов по группам  (4 человека)

Ход урока

I Организационный момент 

Приветствие студентов, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

— Добрый день, уважаемые студенты! Рада Вас видеть. Все ли готовы к уроку? Я надеюсь, сегодняшний урок будет полезен для вас как в будущем, при прохождении практики в детском саду, так и в собственной профессиональной деятельности. 

Хочу обратить ваше внимание на экран. Ваша задача, внимательно рассмотреть и ответить на вопросы: 

  1. Что вы видите на экране? ( пишут)
  2. Что вы об этом думаете?
  3. Какой вопрос у вас возникает?

Да, совершенно верно, сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы. 

III . Изучение нового материала.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом игры дидактической игрой. 

 1) Но прежде чем перейти к изучению этой темы, мне бы хотелось, вам сказать о том, что свою работу сегодня вы будете оценивать сами. Достаньте, пожалуйста, лист самооценки из файла на столе. Ознакомьтесь с ним. На протяжении урока, я вам буду давать задания, вы будете их выполнять и оценивать плюсом в нужной графе. 

2) На протяжении нашего урока, нам предстоит заполнить модель Фрейера. Давайте мы с вами совместно сделаем ее. 

 

Итак, наш маршрутный лист обозначен. Обратимся к первому  его пункту. Нам необходимо дать определение понятию «дидактическая игра».  Напишите, пожалуйста, свои предположения на листочке. А теперь обменяйтесь ими по кругу и найдите, наиболее точное, на ваш взгляд. (выполняют по кругу) 

А теперь обратите ваше внимание на слайд, где написано научное определение этому понятию. 

Дидактическая игра – это разновидность игр, специально созданных в целях обучения и воспитания детей.

Второй пункт нашей маршрутной карты. Это роль функции дидактической игры в процессе обучения.  Я даю вам 5 минут. Чтобы обдумать и ответить на вопрос: для чего педагог применяет дидактические игры на занятии?

 А теперь . я порошу вас встать, задвинуть стульчики, и найти себе пару, прочитать ему свои предположения, спросить его и дополнить свой список. И так двигаться дальше, чем больше человек вы обойдете, тем больше будет ваш список. Итак, мне бы хотелось узнать, к чему мы пришли?  (студенты зачитывают свои списки)

— Да. Дидактическая игра выполняет ряд функций в процессе обучения: ( на слайде функции дидактической игры)

  • Поддерживает и создает интерес к изучаемым явлениям;
  • Мотивирует к деятельности;
  • Развивает познавательные процессы;
  • Развивает волевое поведение;
  • Помогает закрепить знания и совершенствовать их.

— Как и любая игра, дидактическая игра имеет свою структуру. Об этом я предлагаю вам прочитать в учебнике и найти ответ на следующий вопрос: 

— Что входит в структуру дидактической игры? А также дать краткую характеристику каждому компоненту дидактической игры. ( студенты, пользуясь учебником, выписывают компоненты дидактической игры – игровой замысел, игровые правила, игровая  и дидактическая задача, игровые действия, и дают им краткую характеристику) 

Игровой замысел – игровая ситуация, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает, как свою.

Игровые действия – это те действия, которые необходимы, чтобы игра состоялась ( обменяться предметами, воспроизвести жесты и тд)

Игровые правила (задача) – правила, которые доводятся до сознания детей

Дидактическая задача – задача, которая определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с программой ДОО. 

Хочется сказать, что дидактическую задачу игры, нужно ставить четко и конкретно, ориентируясь на планируемый результат. 

( на экране) В постановке дидактической задачи можно использовать следующие выражения:

  • Закрепить знания  о …
  • Развивать …
  • Упражнять детей в…
  • Учить детей …

Сейчас хотелось бы предложить вам самостоятельно сформулировать дидактическую задачу к играм, которые перед вами (работа в парах)

— И последний пункт нашего маршрутного листа. Виды дидактических игр. Я предлагаю вам дать краткую характеристику каждому виду игры. Я раздам вам листочки. Где на одной стороне написано название игры, на другой дается ее характеристика.  Вам необходимо в ваших группах найти правильное описание игры. (студенты выполняют задания в группах)

Игры с предметами – здесь используются реальные игрушки или предметы. В них дети знакомятся со свойствами предметов, сравнивают, находят отличия. 

Настольно-печатные игры – в них решаются развивающие задачи. (подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, составление разрезных картинок)

Словесные игры – построены на словах и действиях играющих. Они направлены в основном на развитие речи, активизацию словаря, учувствуют в формировании мыслительной деятельности.

Затем проверяем ответы студентов. 

IV . Подведение итогов урока

  • В заключении нашего урока, хочу поблагодарить вас за активность. Я убедилась, что вы умеете работать в парах, в группах. Оценки за урок будут следующие ….
  • Хотелось бы узнать, свершились ли ваши предсказания, давайте снова обратимся к нашему дереву предсказаний. 
  • Спасибо за работу на уроке! До свидания! 

V Формулировка домашнего задания

Знать что такое дидактическая игра, что входит в её структуру, виды и функции дидактической игры ( параграф 1 стр. 51-56)