Конспект занятия “Я и моё тело”



автор: Гаврилова Екатерина Александровна

воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №196 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия “Я и моё тело”

 

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 196 Кировского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия в старшей группе 

Тема: «Я и моё тело»

                                                                                                                                                     

Воспитатель:

Гаврилова Екатерина Александровна

Санкт-Петербург

2023 год

 

Цель: оздоровление детей и создание условий, которые помогут каждому ребенку стать физически и психически здоровым.

Задачи:

образовательные
– закрепить знания  детей о человеческом теле, о частях тела;

– формировать представления детей о назначении отдельных органов;

– познакомить детей с кровеносной системой;

– познакомить дошкольников с работой человеческого сердца;

– учить слушать звуки своего и чужого сердца, определять его местонахождение;

– обогатить словарный запас за счёт слов и словосочетаний: внутренние органы, сердце, легкие, печень, желудок, кровь, кислород, углекислый газ;

– уточнить произношение свистящего звука «с»;

 развивающие

– развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни; 

-развивать общую, артикуляторную моторику;

-развивать координацию речи с движениями;

-развивать любознательность;

 воспитательные

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

– воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим.

Методы и  приёмы, образовательные технологии:

  • игровые: создание игровой ситуации, использование игрушки-персонажа;
  • словесные: объяснение, вопрос-ответ, рассуждение;
  • практические:  упражнения на закрепление знаний;
  • наглядные: демонстрационные и раздаточные материалы.
  • здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, развитие общей моторики (физкультминутка), релаксация (регуляция мышечного тонуса);
  • коррекционно-развивающие технологии: моделирование, схема;
  • игровые технологии: упражнения на развитие слухового внимания и памяти, упражнение на развитие пространственных представлений;
  • исследовательская деятельность.

Дидактические материалы: рисунок человека, рисунки внутренних органов на липучках (сердце, легкие, печень, желудок); карта-схема кровеносных сосудов, «волшебные коврики» на каждого ребенка, кораблики синих и красных цветов по количеству детей; игрушка Фиксик, сумка, эмблемы Фиксиков по количеству детей.

Предварительная работа:
Беседы с детьми о строении тела, об организме; рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; ознакомление с анатомическими атласами, энциклопедиями; чтение художественной литературы; включение в  двигательную активность детей в течение дня игр и упражнений оздоровительной направленности; проведение артикуляционной гимнастики «спортивная».

 

Ход непрерывной образовательной деятельности:

  1. Приветствие.

Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! (воспитатель здоровается с каждым ребенком, называя его имя). Ребята, а вы знаете, что слово «Здравствуйте» – особенное. А что же оно обозначает? (Ответы детей). Да, когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-либо, но и желаем ему здоровья, добра, оно обладает оздоровительной силой. Мы с вами уже поздоровались друг с другом, давайте поздороваемся с окружающим нас миром. 

Воспитатель вместе  с детьми проговаривает приветствие:

Здравствуйте, травы! (Опускают руки и подбородок).

Здравствуйте, деревья! (Приподнимают руки и подбородок).

Здравствуй, солнце! (Поднимают руки «к солнцу»).

Это – Я! (Обнимают себя).

  1. Создание игровой ситуации.

Воспитатель: – Я сегодня пришла к вам не одна, со мной мой друг, а зовут его Фиксик (вытаскивает из сумки игрушку – Фиксика). Он вам тоже хочет пожелать здоровья.

Фиксик: – Здравствуйте, ребята, я вам всем желаю здоровья, я очень люблю путешествовать, что-нибудь исследовать и узнавать. Сегодня я приглашаю вас в Царство Здоровья. Все там интересно, и многое нам уже известно. Вы готовы отправиться в путешествие по Царству Здоровья? (Ответы детей)

Воспитатель: – Ребята, Фиксик мне прошептал на ухо, для того, чтобы отправиться в Царство Здоровья, надо превратиться в таких же как он, Фиксиков, но для этого надо сказать волшебные слова.

Фиксик: – Я в ладоши громко хлопну, и ногой то я притопну, на носочках поднимусь, вокруг себя я повернусь, в Фиксика я превращусь! (прикрепляет каждому эмблему)

Фиксик: – Ну я вижу, что все ребятки готовы отправиться в путешествие. Слышите как гудит поезд? Занимайте места в вагонах – и поехали!

Чух-чух-чух, пыхчу-пыхчу,

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, верчу,

Садись скорее, прокачу!
Чу-чу…чу-чу…

Подъезжаем к фланелеграфу, на котором прикреплен плакат с телом человека.

Фиксик: – Вот мы с вами приехали в Царство Здоровья, посмотрите пожалуйста, что тут изображено? Сегодня мы с вами вспомним из каких частей состоит тело человека (голова, туловище, руки, ноги). Ребята, посмотрите, у всех людей тело устроено одинаково. Внутри нашего тела трудится дружная семейка- это наши внутренние органы – сердце, легкие, желудок, почки, печень. (По очереди прикрепляет каждый орган к телу человека). Вот сколько жильцов живет в нашей чудо – семейке!  Для того, чтобы все наши внутренние органы хорошо работали, нужна особая водичка – волшебная, это кровь. Она бежит, торопится, как реки и ручейки. А помогает так быстро бежать волшебной водичке – чудо-насос, наше сердце. Это самый главный орган в нашем организме! Для того, чтобы сердечко хорошо работало нужна небольшая подзарядка.

  1. Упражнение «Веселая зарядка», регулирующее мышечный тонус.

Фиксик: – А поможет нам подзарядиться наш язычок, начинаем подзарядку! (Артикуляционная гимнастика «Спортивная»). Совмещаем движения язычка с движениями тела.

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой (наклоны туловища в стороны, язычок в уголки губ);

Наклонился низко, к подбородку близко (наклоны туловища вниз, язычок к подбородку);

Хотя это нелегко, потянулся высоко (руки вверх на носочки, язычок к носу);

А теперь язык как мячик, за зубами сверху скачет (прыжки на двух ногах, руки на поясе, язычок щелкает по твердому небу);

А сейчас он развернулся (руки в стороны, язык широкий),

лег и в трубочку свернулся (обнять себя руками, язык «трубочкой»);

Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик (дети берутся за руки, изображая мостик, язычок «мостик»);

Тут поднялся ветерок (вдох носиком, руки в стороны),

Лети по кругу скорей дружок (бежать по кругу, тянуть на одном выдохе звук «с»).

  1. Упражнение на концентрацию внимания.

Фиксик: – Заработал наш мотор, удивительный прибор! Хотите в этом убедиться? Приложите к груди, к сердцу свою руку. Стучит? А теперь приложи ухо к соседу справа, и ты услышишь звуки, похожие на ритмичные удары большого барабана ( дети слушают сердце друг друга). Вот такой он, живой чудо-насос внутри нашего тела:

Тук, тук, тук, стучит сердечко,

Точно также, как мотор.

Если так стучит сердечко,

Значит, человек здоров.

Воспитатель: – Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.

  1. Игра-имитация «Путешествовать приятно».

Фиксик: – Хотите узнать самый главный секрет? Тогда надо отправиться в путешествие. Вы готовы к дальнему пути? (Ответы детей). Ну что ж, начинаем! Сначала познакомимся с картой путешествия (раскладывает на полу схему кровеносной системы). А на чем мы передвигаемся по рекам и морям? (Ответы детей) Правильно, на лодках, пароходах… Представьте себе, что мы на пароходиках отправились в путь, мы везем разные грузы по речкам и ручейкам.  (Воспитатель раздает детям кораблики красного цвета). 

Путешествие начинается! Вот сердце сжалось, выталкивает красную реку крови, потом по ручейкам и рекам «пароходики» развозят  кислород и питание по всем клеточкам нашего организма, оставляют свои грузы (Дети везут красные кораблики по красным ручейкам)

Фиксик: – Остановка. Пароходики прибыли на другую большую реку – синюю. (Воспитатель раздает синие кораблики). Вот мы по синим ручейкам поплыли обратно к сердцу, останавливаемся на пристанях и забираем грузы с углекислым газом. (Дети везут синие кораблики по синим ручейкам к сердцу)

Фиксик: – Дальше поток устремляется к легким, а на этой пристани наши пароходики делают остановку – «обмениваем» углекислый газ на кислород. И вот кровь, наполненная кислородом, возвращается к сердцу. Дальше она начинает свое путешествие снова.

Игра повторяется.

Фиксик: – Вот и весь секрет. Плывут по речкам – ручейкам организма пароходики, разносят кислород и забирают углекислый газ и так снова и снова…Видите, какое путешествие совершает наша кровь.

  1. Телесноориентированное упражнение «Поза лодочки».

Фиксик: – Наши кораблики устали, выплыли на берег, теперь можно и позагорать на берегу реки, лежа на теплом песке. Наш «волшебный коврик» превращается в песок. Ставим наши кораблики на песок (дети расстилают коврик и ложатся на него). 

И.п.- лежа лицом вниз, лоб и нос касаются пола.

  1. Кладем кулаки на пол рядом с бедрами.
  2. Делаем полный вдох, задерживая дыхание и упираясь кулаками в пол, поднимаем  выпрямленные ноги и голову.
  3. После некоторой паузы возвращаемся в исходное положение и делаем выдох.
  4. Релаксационный отдых. 

Воспитатель: – А теперь Фиксики отдохнут,  перевернемся на спину. Фиксики  наши устали и на травку прилегли. И Фиксик Ваня прилег, и Фиксик Света прилегла, ручки вытянули, ножки у них тяжелые, теплые, никак не поднять. Ласковый теплый ветерок нежно гладит Фиксиков. Закрываются глазки у вас: заснул Фиксик Ваня, слипаются глазки у Фиксика Кати… Спят все. Ровно и спокойно стучат сердечки у Фиксиков…Солнышко протягивает свои теплые лучики к каждому сердечку. Сердце работает равномерно как хороший мотор. Нам приятно и хорошо. Сердечко, милое, работай хорошо, будь здоровым, добрым. Кровь, будь чистая, здоровая. Всем ребятам в группе я желаю здоровья, добра, хорошего настроения. 

Вот и отдохнули наши Фиксики. Подышите…

Глаза открываются, улыбка появляется, в ребят превращаемся! Дети поднимаются! 

  1. Рефлексия.

Дети садятся на коврик.

Воспитатель: – У меня есть волшебное сердце, сейчас каждый, кому я буду его передавать, будет рассказывать о своих впечатлениях во время нашего путешествия, что видели, что вам запомнилось.

Дети рассказывают, передавая сердечко друг другу.

Фиксик благодарит детей за путешествие и дарит подарки, прощается с ними.

Воспитатель говорит пожелания:

            -Ну, а вам ребята я, пожелать хочу добра, 

             больше прыгать и скакать, больше бегать и играть, 

             овощи и фрукты есть, витаминов там не счесть.

             Будьте здоровы вы, я всем желаю от души!

 

Планируемые результаты

Обеспечение и поддержание здоровья воспитанников. 

Формирование валеологического сознания, бережного и заботливого  отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Анализ результативности деятельности

Непрерывная образовательная деятельность была составлена с учётом возраста и интересов детей. Создание устойчивой мотивации к деятельности, включение детей в деятельность произошло через сюрпризный момент (превращение детей в героя). Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Подобранные методы и приёмы настроили детей на правильное, чёткое выполнение игровых упражнений. Использование различных упражнений (регулирующее мышечный тонус, телесноориентированное) позволило предупредить утомляемость детей и в то же время поддержать игровую ситуацию. Проведение релаксационного отдыха способствовало снижению напряжения, расслаблению, хорошему самочувствию и  настроению. 

Рефлексия по итогам мероприятия

Рефлексия позволила узнать, насколько продуктивной была совместная деятельность и способствовала закреплению материала.

 

Список используемой литературы:

  1. Барилле А. « Как устроено тело человека», № 1, №2,  2007.
  2. Дитярев Ю.В., Литвинов В.Г. Сб. Игры – обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского.-М.,1998.
  3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие. М.,2000.
  4. Шукшина С.Е. «Я и моё тело», изд. «Школьная пресса»,-М.,2004

 

Конспект занятия “Я и моё тело”
Пролистать наверх