Автор: Гаврилова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов МКОУ Каргатская средняя школа №2 им. Горького

Диссеминация педагогического опыта.

Диссеминация педагогического опыта.

 Гаврилова Т.Ю. 

учитель высшей квалификационной категории,

МКОУ КСШ№2 им. Горького,

г. Каргат, Новосибирская область.

Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация»предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

 Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. 

Одним из условий диссеминации — распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:

информационные — выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет; 

коммуникационные — профессиональные события; 

обучающие — организация ознакомительных семинаров, мастер-классов и организация более продолжительных программ обучения; 

экспертные — оценка и поддержка участников процесса диссеминации. 

К основным функциям  диссеминационной сети относятся

— координация, в том числе сетевого взаимодействия; 

— научно-методическое сопровождение; 

— описание практики, «окультуривание» опыта; 

— накопитель (информационный ресурс); 

— тьюторское сопровождение; 

— консалтинг; 

— обучение; 

— оценка качества результатов диссеминационной деятельности. 

Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс: 

  • ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными; 
  • «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию; 
  • практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы); 
  • свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей. 

Основные формы диссеминации (распространения)

педагогического опыта.
Семинар-практикум  Теоретическое обоснование опыта работы учителя с элементами практических занятий с учителями, которые хотят познакомиться с опытом работы. 
Педагогическая студия  Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы. 
Мастер-классы  Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. 
Аукцион «педагогических идей» 

Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные 

Таким образом, диссеминация результатов образовательной деятельности призвана способствовать расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Егорова Л.Н.  Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011. — №1.-С.45-48.
  2. Григорьев Д. В. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. – С.158 – 163.
  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2015. – С.14 – 18.
  4. Иванова К.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2015. – С.14 – 18.
  5. Корсакова, Т. В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. 46 — 50.
  6. Осмоловская, И. М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182 — 188.
  7. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения». Ч.1: Какими качествами должен обладать педагог, если он собирается внедрять на своих занятиях ФГОС? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 4. — С. 22 – 25.
  8. Список использованных ресурсов
  9. http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html
  10. http://prutschool.ucoz.ru/Proekt/setevoe_vzaim/proekt_disseminazii.ppt
  11. http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Opyt-raboty-uchitelej/003-Obobscheniju-i-opisaniju-pedagogicheskogo-opyta-podlezhit.html
  12. http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Opyt-raboty-uchitelej/002-Obobschenie-pedagogicheskogo-opyta.html