Автор: Гаранина Елена Викторовна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 153

Урок «Начало объединения русских земель вокруг Москвы»

Урок в 6 классе «Начало объединения русских земель вокруг Москвы»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: раскрыть причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы, изучить Куликовскую битву и ее значение.

Планируемые результаты:

Предметные: усваивать базовые национальные ценности;

Формировать умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;

Развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.

Метапредметные: уметь ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы; применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных задач; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личные: формировать российскую гражданскую идентичность, чувства уважения к прошлому народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной.

Учебник:  И.Л.Андреев, И.Н. Федоров.

Ход урока:

1.Орг. момент.

  1. Проверка домашнего задания:

Задание на повторение ДА/нет

  1. Главным последствием монгольского завоевания стали людские потери (ДА).
  2. Ярлык – это специальная грамота на великое княжение (ДА).
  3. С конца 13 века Москва и Новгород вступили в борьбу за лидерство (НЕТ).
  4. Иван Калита был сыном Александра Невского (НЕТ).
  5. Александр Невский противостоял монгольским ханам, за что и был повешен (НЕТ).
  1. Актуализация:

Н.М. Карамзин: «Летописцы говорят, что с восшествием Иоанна Калита на престол великого княжения мир и тишина воцарились в Северной России». 

Обсуждение эпиграфа: О ком говорит Карамзин? Почему Ивана назвали Калитой? 

Объединение земель связываю с именем Ивана Калиты.

Работа с картой, с. 155 в учебнике посмотреть какую, территорию занимало Московское княжество.

Итак, о чем нам сегодня предстоит поговорить?

План урока:

1.Иван Калита.

  1. Удельно-вотчинная система.

3.Укрепление позиций Москвы при наследниках Катиты.

  1. Куликовская битва.
  1. Изучение нового материала.
  2. Выписать основные направления внутренней и внешней политики Ивана. Читаем пункт 1 параграф 23.
  3. Прочитать пункт 2 с.165 и сформулировать определение  удельно- вотчинной системы.
  4. Прочитать пункт 3 и ответить на вопросы по вариантам 1-1, 2-2.
  5. Прочитайте эпиграф в начале параграфа. Почему Дмитрий Донской уверен, что его потомки не будут платить дань Орде?

А кто такой Дмитрий? Посмотрим генеалогическое древо на стр. 166 он внук Ивана Катиты.

Мы подходим к изучению великого сражения – Куликовская битва. 

Использую пункт 4 и работая в парах опишите по плану сражение

План:

  1. Дата
  2. Место
  3. Участники
  4. Ход сражения
  5. Итого 

Проверка. Победа доказала, что единственный способ избавиться от владычества – это объединиться всем русским землям, народ поверил в сови силы.

5.Закрепление.

1) Каково значение правления Ивана Катиты.

2)Что такое удельно – вотчинная система?

3)Смогли ли приемники Ивана Катиты продолжить его дело?

4) Каково значение Куликовской битвы?

  1. Рефлексия: просмотр видео (история государства российского 115 серия куликовская битва) и составление толстого и тонкого вопроса к нему.
  2. Домашнее задание: параграф 23 пересказ, вопросы и задания устно, контурная карта с. 155 .