Автор: Гатаулина Юлия Фёдоровна

Олигофренопедагог МАОУ «ШИ №31»

Рабочая программа по ИЗД с 1-12 кл.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цель обучения – формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Реализация цели осуществляется решением следующих задач:

  1. Развитие интереса к изобразительной деятельности.
  2. Формирование умений пользоваться инструментами.
  3. Обучение доступным приемам работы с различными материалами, 
  4. обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, 
  5. Развитие художественно-творческих способностей.

Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций. Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребёнок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребёнка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

В основу программы образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы

— принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; 

— онтогенетический принцип;

— принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);

— принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;

— принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

— принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

Срок реализации программы – 7 лет.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. 

На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.   

Технологии обучения: игровые, здоровъесберегающие, информационно коммуникационные, личностно-ориентированные, ИКТ. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Во время уроков проводится фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Логические связи предмета «Изобразительная деятельность» с остальными предметами учебного плана музыка и движение, альтернативная коммуникации, математические представления, человек, домоводство, окружающий природный мир, окружающий социальный мир.

 

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в обязательную часть учебного плана и является основной частью предметной области – «Искусство».

Максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями ФГОС.

Изучение предмета «Изобразительная деятельность» рассчитано следующим образом:

Предметная область Учебный предмет Год обучения Количество часов в неделю Количество недель Количество часов в год
Искусство Изобразительная деятельность 1 год 3 33 99
2 год 3 34 102
3 год 3 34 102
4 год 3 34 102
5 год 3 34 102
6 год 3 34 102
7 год 3 34 102
Всего: 711

Количество часов может варьироваться в пределах (+/- 2 часа): учитель может вносить изменения в календарно-тематическое планирование для закрепления материала, вызывающего наибольшие затруднения у обучающихся.

 

  1. Предметные результаты освоения предмета «Изобразительная деятельность»
Предметные результаты 1-4 класс 5-7 класс
Освоение доступных средств изобразительной деятельности:

лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

  • интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
  • умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
—      умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации;
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности. —     положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
  • стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
  • умение выражать свое

отношение к результатам

собственной и чужой творческой

деятельности.

Готовность к участию в совместных мероприятиях. —   готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; —    умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

 

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком; 
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; 
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); 
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность; 

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

 

  1. Содержание учебного предмета

Программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» включает следующие разделы: 

 

Наименование разделов и тем учебного предмета Количество часов, отведённых на изучение разделов и тем учебного предмета Содержание тем учебного предмета Практическая часть Реализация РК
1-4 класс
1. Лепка 1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.

Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

2. Аппликация 1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, 

картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. 

3. Рисование 1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Узнавание (различение) материалов и инструментов,

 используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение  последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. 

5-7 класс
1. Лепка 5 класс – 34 часа

6 класс – 34 часа

7 класс – 34 часа

5 класс – 34 часа

6 класс – 34 часа

7 класс – 34 часа

5 класс – 34 часа

6 класс – 34 часа

7 класс – 34 часа

Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

2. Аппликация Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру.
Вырезание по контуру. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
3. Рисование Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по – сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».

 

 

  1. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы «Изобразительная деятельность»

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. 

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Изобразительная деятельность»

  • наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;
  • натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
  • репродукции картин;
  • изделия из глины;
  • альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
  • рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
  • Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются: 
  • специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и  печатные изображения. 

 

Перечень учебно-методической литературы:

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой.— М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).