Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.



автор: Гиммельман Татьяна Леонидовна

воспитатель МБДОУ Д/с 46 “Надежда”

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.

      Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Самый распространенный вид детского творчества – это театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.       С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику.  Познавая через мир сказки, через мир театра понятия «добро и зло», они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к животным.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал Константин Дмитриевич  Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались   Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Сергеевич Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка.

Уже в первой младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки. Мир сказки детям раннего возраста близок: первые сказки им читают мама и папа, бабушки и дедушки. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые безопасные уроки жизни. С помощью сказок родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша. 

Именно поэтому сказкотерапия – самый детский метод. Чем сказка отличается от сказкотерапии? «Сказкотерапия» – здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развитияВо время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.   Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

      Сказкотерапия  не имеет возрастных ограничений. Данный метод  при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.

       Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников.  Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

    Основанием для моей деятельности по внедрению приемов сказкотерапии в работу с детьми раннего возраста послужили следующие причины: 

– необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи  современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;

– недостаточная информированность родителей  о работе с детьми в детском саду по  использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Основная цель работы: оказание  помощи детям раннего возраста  в адаптации к условиям дошкольной  образовательной  организации, использовать приемы положительного влияния сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

  • Задачи в работе с детьми: 

– способствовать снятию эмоционального напряжения, снижение тревоги, проявлений отрицательных эмоций

– развивать навыки взаимодействия детей друг с другом

– развивать внимание, речь, воображение

– развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

В работе с родителями:

  • способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;
  •   вовлекать родителей, как активных участников, в воспитательный и оздоровительный процесс.

    В работе с детьми я опираюсь на материалы следующих методических пособий:

1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

  2)  Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» – М.:ТЦ Сфера, 2010.;

  3) Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия для детей) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

  4) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2010;

  5) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: Речь, 2011;

  6) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008.

   Татьяна Дмитриевна Зинкевич – Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Существует несколько форм работы со сказкой:

1.Анализ сказок.

2.Рассказывание сказок.

3.Переписывание сказок.

4.Постановка сказки с помощью кукол.

5.Сочинение сказок.

В работе с детьми раннего возраста я использую рассказывание сказок, постановку сказки с помощью кукол.

       Сказкотерапию я применяю как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе. Конечно,  у индивидуальных занятий больше возможностей.

      На протяжении нескольких лет я использую  методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольной  образовательной организации, а затем в оздоровительной работе с детьми.

       Для проведения данной работы привлекались родители, изготовившие специальное оборудование:  ящик для игры с песком, игрушки, разнообразные фигурки, природный материал. подготовили песок. В ходе организации и проведения сеансов сказкотерапии  используются различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.

      Прежде чем начать играть, отрабатывались правила игр с песком: не ссориться, не бросаться песком, не разрушать то, что создает другой ребенок. Сеанс сказкотерапии  проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить  (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого  имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.  Вместе с детьми мы строим картины из песка, придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных навыков, исследовательских способностей.

     Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

    Сеанс сказкотерапии  имеют  длительностью 8-10 минут. Для сказкотерапии можно я использую известные детям сказки.

   В первой части –  игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят, пересыпают.

    В основной части –  рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки.

    В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду деятельности.

     Педагог является непосредственным активным участником занятия – заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

     Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим,  забывая  на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет  спонтанные, живые и естественные реакции детей.

   Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках,   а  также  зрительное  представление происходящего события. Дидактические игры учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции.

Работа по внедрению методов  сказкотерапии  в работу с дошкольниками проводится и с родителями.  Им были предложены консультации «Сказка для детей», «Сказкотерапия – что это?», «Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО»; рекомендации по ознакомлению со сказками дома: «Какие сказки читать на ночь?», «Реальность сказочной жизни», «Как сочинить лечебную сказку?», мастер – класс «Давайте поиграем» (ознакомление родителей с приемами арт – терапии).

        В работе с детьми по методу сказкотерапии в течение года показала положительную динамику в развитии детей, улучшении их эмоционального благополучия.  Сократилось время адаптационного периода (от недели до двух), у некоторых детей это время сократилось до четырёх дней (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны).  После проведённой работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении  при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

   Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста является весьма эффективным и многуфункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам  ДОО к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста. 

 

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.
Пролистать наверх