автор: Глазачева Галина Александровна

учитель математики МАОУ «СОШ №2» города Первоуральска Свердловской области

Конкурс «Калейдоскоп геометрических фигур» как способ организации внеурочной учебно-проектной деятельности старшеклассников

Конкурс «Калейдоскоп геометрических фигур» как способ организации внеурочной учебно-проектной деятельности старшеклассников 

 

Проектирование — это обучение через делание.

Джон Дьюи(1859-1952),

американский философ и педагог 

 

   Не секрет, что одной из возникающих проблем образовательного процесса  является нехватка учебного времени на освоение многообразия  тем по образовательной программе в рамках одной учебной дисциплины. Организация педагогом внеурочной проектной деятельности обучающихся может нивелировать данную проблему. 

    Под проектом понимается буквально «нечто брошенное, пущенное вперед», то есть это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый  обучающимися комплекс действий, позволяющий им быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат своей учебно-познавательной деятельности и создание своего творческого продукта.  

   В педагогическом процессе технология проектной деятельности —  это личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта.  То есть, технология проектной деятельности, прежде всего, ориентирована на личность, зависит от её характера и накопленного ранее опыта   и предполагает самостоятельную работу над теоретическим, практическим и творческим проектом, которая планируется, доводится до завершения  самим обучающимся под руководством педагога.  

 Таким образом создаются условия для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), то есть необходимые условия для развития продуктивной мыслительной деятельности обучающихся.

    Для организации внеклассной учебно-проектной деятельности учителю необходимо: 

1) выбрать учебную тему для самостоятельного ознакомления, изучения, исследования вне урока, 

2) предложить обучающимся самостоятельно познакомиться с ней, 

3) сформулировать цель и задачи предлагаемой работы, направления её раскрытия(представления), 

4) обсудить с учащимися в каком составе они планируют выполнять задание (индивидуально, в парах, в группах), 

5) определить график консультаций с учителем(тьютором), в каком виде может быть представлен результат учебно-познавательной деятельности, примерные сроки выполнения, параметры и критерии оценивания продукта деятельности.

    Примером организации внеурочной учебно-проектной деятельности обучающихся может быть конкурс «Калейдоскоп геометрических фигур» для старшеклассников, проводимый в рамках школьной недели математики.

     Цели и задачи: 

1) пропедевтика стереометрических фигур для учащихся 9-х классов; изучение и систематизация стереометрических фигур для учащихся 10-11 классов; мотивация к изучению фигур для учащихся 5-8 классов; 

2) исследование роли математики (геометрических фигур) в других областях знания; 

3) внеурочная проектная деятельность в группах; 

4) формирование УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные) как развитие продуктивной мыслительной деятельности.

   Участники: учащиеся 9-11 классов; класс делится на 3 группы (6-9 человек), каждая из которых выбирает одну тему из трёх предложенных (у групп в классе разные темы).

    Три темы-номинации в каждом классе: 

1) многогранники (3 призмы: треугольная, пяти и шестиугольная; 3 пирамиды: треугольная, четырёх и пятиугольная); 

2) тела вращения (цилиндр, конус, шар, усечённый конус, усечённый или наклонный цилиндр); 

3) правильные многогранники (гексаэдр, октаэдр, тетраэдр, икосаэдр, додекаэдр, звёздчатый  икосаэдр).

     Содержание (результат, продукт) конкурсной учебно-познавательной  работы (проекта).

     1) Шесть бумажных моделей геометрических пространственных фигур.

  • Размеры-измерения фигуры : длина ребра основания или радиус 15-20 см, высота 40 см.
  • Информация на поверхности фигуры : название фигуры, 3 формулы (площадь всей поверхности, площадь боковой поверхности, объём).  
  • Необходимый материал для изготовления развёртки и сборки фигуры :  листы ватмана, клей, степлер, скотч цветной, маркер, линейка, циркуль, карандаш, ластик, ножницы.

     2) Презентация в электронном виде практической работы и её теоретических аспектов.

  • Титульный лист-слайд: тема, состав инициативной группы (авторы работы), руководитель, эпиграф-цитата по теме (автор слов, годы жизни, происхождение, вид деятельности), небольшой рисунок (иллюстрация, символ, логотип).
  • Вводная часть: обоснование выбора темы, её актуальность, цели и задачи, содержание работы.
  • Теоретическая часть: определение представленных фигур, их элементов, формул, основных свойств, рисунки, примеры проникновения данных фигур в области знания и сферы деятельности человека (при необходимости создать словарь неизвестных терминов).
  • Практическая часть: распределение ролей в работе (кто и что делал), развёртки данных фигур, фото своих фигур, фоторепортаж основных этапов изготовления фигур (наличие необходимого материала, процесс построение развёрток, сборки фигур, работа в группе, в парах, индивидуально, итог «мы и фигуры – результат совместной работы инициативной группы»).
  • Анализ выполненной работы (выводы): достигнута ли цель, выполнены ли задачи, какие трудности возникли и удалось ли с ними справиться, что нового узнали, чему научились, с чем познакомились впервые, какова польза от проделанной работы, кому будет интересен и полезен результат проделанной работы.
  • Источники информации: печатные, электронные издания, интернет-ресурсы.

      Примерный план работы во времени.

1 неделя: 

1) найти информацию по изготовлению фигур, потренироваться на мелких размерах; 

2) приобрести необходимый материал; 

3) собрать 6 фигур, фотографировать процесс работы.

2 неделя: 

1) собрать теоретический и фото материал для презентации; 

2) обобщить и систематизировать результаты работы в черновике; 

3) создать пробную презентацию, всем вместе посмотреть, обсудить, откорректировать.

3 неделя: 

1) представить руководителю результат работы с целью устранения недочётов; 

2) сдать продукт своей деятельности руководителю: 6 фигур и  презентацию; 

3) выбрать состав жюри, разработать критерии оценивания работ.

4 неделя: 

1) знакомство школьного ученического сообщества (в том числе и коллектив учителей, родителей) с результатами учебно-познавательной коллективной работы (проектной деятельности) «Калейдоскоп геометрических фигур»: выставка фигур (учебный кабинет, рекреация школы); 

2) процесс оценивания работ членами жюри по результатам просмотра выставки и представления проекта на публичной защите в указанное время и в указанной аудитории или актовом зале в рамках недели математики (математические чтения, научно-практическая конференция); 

3) оглашение результатов конкурса «Калейдоскоп геометрических фигур», награждение победителей в номинациях. 

   Применение продукта учебно-проектной деятельности ( бумажные модели фигур и электронная презентация) в образовательном процессе:  

1) на уроках математики в 5-6 классах, как наглядный материал при знакомстве с объемными фигурами; 

2)  на уроках геометрии в 7-9 классах при изучении плоских фигур, которые представлены гранями многогранников или основаниями, сечениями тел вращения; 

3)  на уроках стереометрии в 10-11 классах при решении задач. 

  Представленное мероприятие по организации внеурочной учебно-проектной деятельности решает основную педагогическую задачу по созданию условий, инициирующих детское действие, способствующее развитию продуктивной мыслительной деятельности в процессе самостоятельной работы над теоретическим, практическим и творческим продуктом своего интеллектуального труда.