автор: Голактионова Лариса Викторовна
учитель русского языка и литературы МБОУ Кыштовская СОШ №1
Рассказ В.П. Астафьева «Записка» как обвинительный акт жестокости, человеческой неблагодарности.
запискаТехнологическая карта урока
Урок литературы с использованием технологии критического мышления, 10 класс.
Тема: Рассказ В.П. Астафьева «Записка» как обвинительный акт жестокости, человеческой неблагодарности.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели для учителя:
Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, получение знаний о специфике художественного произведения, о необходимости проявления чувства долга, уважения, чуткости, внимания к близким людям.
Развивающие: развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (см. в конспекте урока), умений применять новое знание.
Воспитательные: формирование личностных УУД через содержание учебного материала: воспитание доброго, мудрого отношения к природе, самостоятельности, ответственности на примере поступков героя рассказа
Форма урока: урок-исследование
Формы обучения: коллективная и групповая
Формы контроля: развёрнутое монологическое высказывание с опорой на текст, синквейн
Принципы: деятельности, вариативности, психологической комфортности, минимакса непрерывности, целостности.
Урок построен по технологии развития критического мышления (три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексия)
Этап урока/время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД
(метапредметные и личностные) |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)
|
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Строчка за строчкой, Фраза за фразой, Главная мысль не откроется сразу! Вдумайся в слово и в образ всмотрись – Здесь открывается главная мысль! |
Настраиваются на работу, повторяя стихи наизусть через 1 мин. | Осознанного заучивание девиза урока;
мотивирующий приём «яркое пятно» на основе презентации книг
Составление кластера (знал) |
Познавательные:
построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их доказательство; формирование обобщенных знаний
|
актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаются тематические рамки (“могу”).
|
Слово учителя: Сегодняшний урок я хочу начать со слов писателя В. Астафьева: «…Все течет, все изменяется. Так было. Так есть. Так Я думаю, что Вы поняли, что писателя волнуют нравственные проблемы. И наш сегодняшний разговор пойдёт об одной из них. Вопросы классу: – ваши ассоциации со словом «мать»» -как мы называем её ласково; -какими качествами обладает мать; -какая для вас ваша мать; -на что способна мать ради своего ребёнка; -как дети должны относиться к матери, их ответная плата за материнскую заботу. |
Отвечают на мотивационный вопросы
Составление кластера |
||||
Актуализация, или стадия вызова
|
Проблемная ситуация и её обсуждение
– Ребята, посмотрите, у меня в руках небольшой чистый лист бумаги.. Как думаете, что мы можем написать на нем? – В жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо по тому или иному поводу написать записку. К такому виду общения прибегают люди в любом возрасте. Мы создаём записки и получаем их. – Кому и когда пишут записку? – Что обычно пишут в записке? – Ребята, скажите, а вам когда-нибудь писали записки? – Какие чувства вы испытывали, получив записку? – Писали ли Вы когда-либо записки в своей жизни? – Какие чувства вы испытывали, когда писали записку? – То есть посмотрите, вне зависимости пишите ли вы записку или получаете, вы испытываете абсолютно разные эмоции.
У Виктора Астафьева есть рассказ, который называется «Записка».(слайд ) Как вы думаете, о какой записке пойдет речь в рассказе? Читаем начало рассказа: «На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».( слайд ) -Как вы думаете, кому и от кого может быть эта записка? – Если не знать продолжения, то о ком бы вы подумали так написано в записке? (о каком-то домашнем животном, которого некуда деть: собачке, кошке).
|
Обсуждают ответы в группе, отвечают
(записку)
В записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным.
Ответы учащихся: « Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события».
Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку, кому.) -уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели; -судя по записке, речь идёт о существе женского рода; -слово “прокорм” обычно относится к животному – это значит нужно иметь много еды.
|
Побуждающий диалог | Регулятивные:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. формулировать тему и цель урока; 3. умение четко определять области знаемого и незнаемого, определять причины затруднений. Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и личностных ценностей |
Накопление материала, необходимого для «открытия нового знания», создание образовательной напряжённости через пробную учебную ситуацию
Определение места и причины затруднений. |
Выявление причины затруднений
|
– Если не знать продолжения, то о ком бы вы подумали так написано в записке? (о каком-то домашнем животном, которого некуда деть: собачке, кошке).
Читаем текст дальше:
«…Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы…(СЛАЙД)
– Могли ли вы ожидать такое развитие сюжета? Каково ваше отношение к поступку сына? – Как думаете, что могло толкнуть сына на такой поступок?
|
Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи .
Читают текст. Пытаются ответить на вопросы, в которых звучит недоумение,огорчение, грусть. |
Подводящий диалог | ||
Целеполагание и определение темы урока (постановка учебной задачи и коллективное
проектирование решения проблемы)
|
Помощь учителя в поиске алгоритма решения проблемы.
«Проблема взаимоотношения отцов и детей |
Ученики в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели
1) Коллективный поиск путей решения проблемы через создание ОК: 2) Определение темы урока: «Проблема взаимоотношения отцов и детей» «Сочувственное отношение к матери» |
Необъявленная тема.
Подводящий диалог |
Устранение возникшего затруднения, определение целей и формулировка темы урока | |
Практическая деятельность (решение поставленных задач)
|
Осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!
Вопросы по проблеме: 1.Ваше отношение к поступку сына: можно ли его понять, оправдать, осудить? 3. Самое страшное слово в рассказе? Самое страшное слово в рассказе? – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?
Давайте отметим ключевые слова в тексте Мать: -неграмотная; -изношенная в работе; -выходная плюшевая жакетка; -из старой русской деревни; Родной сынок: -привёз в город -вложил записку -“забыл” на вокзале -рекомендательное письмо. “Изношенная” – так обычно говорят об одежде, а здесь – о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, – всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни. Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы – они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!
|
Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать. Выступления групп:
-оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать; -сочувственное отношение к матери; представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду; почему такое могло случиться в жизни матери? Звучат разные версии ответов. Но все называют слово «забыл» Отмечают карандашом слова.
Записывают в тетрадях ключевые слова.
Выступление групп по этим словам.
|
Аналитическая беседа | Познавательные:
анализировать, обобщать, делать выводы; извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова). Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли, владеть монологической речью; 2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 4. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. |
Отчёт группы как результат работы с текстом по составленным вопросам
Опорный конспект как результат аналитической беседы
|
Физминутка
2 мин. |
Проводит отв. ученик. | Зрительные и динамические упражнения
|
Повышение качества внимания | ||
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
5 мин. |
Брейнсторминг.
– Какое впечатление рассказ произвёл на вас? Почему его нельзя читать без потрясения? – Как удалось автору сделать эту миниатюру криком взволнованной души, сгустком негодования? -Сколько героев в этом рассказе? – Как вы поняли фразу «подбив продать домишко»? – Зачем нужно было сыну, чтобы мать продала свой «домишко»? – Почему слово «забыл» автор заключает в кавычки? – Почему мать надела выходную плюшевую жакетку, когда поехала с сыном в город? – Чьё отношение выражают слова «родной сынок» и «сынок» в рассказе? – Как вы думаете, смогла ли бы мать устроиться в няньки, сторожихи, домработницы, как этого хотел её сын? -Что мы узнаем о матери, как её описывает автор? Назовите ключевые слова из текста. Может быть, мать заслужила такое отношение сына к себе? -Назовите самое страшное слово в рассказе? Почему? («забыл». Ответы сводятся к тому, что сына нельзя назвать человеком) – Что мы можем сказать о сыне? Можно ли защитить сына? Попробуйте. – Василий Шукшин писал: «Нам бы про душу не забыть, нам бы немного добрее быть.(слайд —-)Составьте «Радугу души» сына. Какие цвета вы использовали? Почему?
|
Ответы на вопросы
Составление «Радуги души» |
Комментирование, обозначение знаковыми символами. | Текст памятки | |
Самостоятельная работа
(включение в систему знаний)
8 мин. |
. Составьте синквейн по группам: синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство.)
(Слайд 21) 1 группа – сынок. 2 группа – мать. 3 группа – поступок. Чтение одним представителем из группы (примерные)
|
Работа в группах по составлению синквейнов | Решение задач в новой ситуации | Познавательные:
1.Анализировать, обобщать, делать выводы; 2.использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях учебного сотрудничества, при решении задач урока. Коммуникативные: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Советы Васютке в новой жизненной ситуации |
Закрепление ранее изученного.
4 мин. |
Осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. У учеников это вызывает растерянность – так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!
-Какая в рассказе проблемная ситуация? (сын отказался от старой матери) – Как бы вы сформулировали проблему этого рассказа? Главная проблема – отцы и дети. Бесчеловечность самых близких. Трудно поверить, что на такое способны люди. Оставить мать на произвол судьбы. “Забыть” ее на вокзале. Оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение “сынка”. Сыном не может называться человек, который оставил свою мать. Слова в произведении бьют и не остаются не замеченными. Произведение не может оставить равнодушным никого.
|
Отвечают на вопросы | Побуждающий диалог | Познавательные:
Анализировать, обобщать, делать выводы Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
|
Синквейн |
Рефлексия
3 мин. |
Какова позиция автора? Как восприняли назидание автора? (Автор предлагает пороть таких сынков. Но взрослого сына таким образом невозможно наказать.)
—Что же делать? В русском языке есть такие выражения, как сыновний долг; отдать последний долг; быть в неоплатном долгу перед матерью. В этих словах опыт многих поколений. Отказавшись от матери, сын остался один. Поймет ли он это? Потом будет поздно… Такие поступки нельзя совершать, и нет им оправдания – А ваша позиция? Что бы вы сказали « родному сынку» при встрече? -Можете привести примеры художественных произведений, прочитанных вами, о неблагодарном отношении выросших детей к старым родителям? (Д.И.Фонвизин «Недоросль») – Ребята, скажите, чему учит нас этот рассказ? – Как вы думаете, что в дальнейшем будет происходить с сыном? Закончить наш урок мне хочется словами
В. Астафьева: писал:”Жизнь человек выбирает не сам по себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую. И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить со мною мою маму. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать.” Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
Я надеюсь, что вы будете более внимательны к словам, которые вы пишите, например, в записках, особенно посвященным родителям, будете внимательны к своим поступкам и никогда не напишите подобной записки, как у Астафьева.
|
Предлагают варианты ответов | Приём поднятой руки с оценкой урока по пятибалльной системе
Приём |
Коммуникативные:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности. Умение самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
|
Осознание обучающимися своей учебной деятельности.
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности. |
Домашнее задание
2 мин. |
Задания на выбор: 1. Фишбоун
2. Сочинение-размышление «Что значит быть отзывчивым?»
|
Вопросы учителю по выполнению домашнего задания. | Фишбоун
Сочинение-размышление
|
Коммуникативные:
задавать вопросы
|
Фишбоун
Сочинение-размышление
|
Список используемой литературы:
- Астафьев, В.П. Древнее, вечное: документальные рассказы / В.П. Астафьев – М.: Советская Россия, 1980. – 64
- Астафьев, В.П. Жестокие романсы: рассказы/ В.П. Астафьев. – М.: издательство «Эксмо», 2002. – 864 с.
- Астафьев, В.П. Жизнь прожить: роман, рассказы / В.П. Астафьев. – М.: Современник, 1986. – 319 с.
- Астафьев, В.П. Затеси / В.П. Астафьев. – Красноярск: РГ Вся Сибирь, 2003. – 688 с.
- Астафьев, В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы / В.П. Астафьев. – Красноярск: Книжное издательство, 1982. – 336 с.