автор:
Горбатюк Марина Анатольевна Воспитатель МБДОУ д/с №75 г. Белгорода
Романчук Татьяна Юрьевна Воспитатель МБДОУ д/с №75 г. Белгорода
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
подготовительной к школе группы по реализации образовательной области
«Познавательное развитие» «Мой любимый белый город»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
«Мой любимый белый город»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ д/с №75 г. Белгород
Горбатюк М.А.
Романчук Т.Ю.
Программные задачи:
- 1. Актуализировать и дополнить представления детей о родном городе Белгороде, культурно-историческом и экологическом своеобразии Белгородчины; учить рассказывать о достопримечательностях родного города; знания о народных играх Белгородской области.
- 2. Активизировать в речи детей понятия: «родной город», «город первого салюта», «город Воинской Славы», «малая родина», названия улиц и достопримечательностей города; совершенствовать монологическую речь, учить аргументировать своё мнение, высказываться; развивать умение ориентировки в символах, схемах; поддерживать стремление детей активно вступать в общение.
- Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, сенсорные ощущения, любознательность: в процессе проведения опытов уточнить знания детей о меле, его свойствах, применении.
- 3. Воспитывать любовь к родному городу, стремление больше узнать о нем, уважение к культурно-историческому наследию, чувство патриотизма.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материал и оборудование: столы расположены в удобном порядке, в соответствии с ходом образовательной деятельности, клубок с секретами, шляпа, грецкие орехи для игры.
Для экспериментирования: мел, картон черного цвета, стаканы с водой, ложки.
Для изодеятельности: раскраски с изображением салюта, клей-карандаш, дробленый мел разных цветов, влажные салфетки.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети входят в зал.
Воспитатель: «Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет!»
– Давайте и мы, поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: ребята, меня зовут Марина Анатольевна,
Сейчас мы с вами познакомимся и подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Вот мы и познакомились.
Мотивационно-ориентировочный этап:
-Ребята, я сегодня утром, когда пришла к вам в детский сад, обнаружила под дверью вот такую коробку.
– Как вы думаете в ней что – то есть? (ответы детей).
– Как узнать? (потрясти, понюхать, постучать)
-А давайте, мы её откроем и узнаем, что там внутри.
– Здесь какая – то записка. Давайте её прочтем. (воспитатель достает записку из коробки, читает).
«Вам клубочек интересный
Только не простой, чудесный,
Ты клубочек размотай
Что внутри его узнай,
Все секреты разгадай».
Поисково-практический этап:
Воспитатель: ребята, хотите узнать, что за секреты приготовил нам клубок? (Да). Для этого нужно произнести волшебные слова:(дети повторяют вместе с воспитателем). Повторяйте вместе со мной:
«Катись, катись клубок
Через север, через юг.
Только сильно не спеши,
Нам секрет свой покажи».
– А вот, и секрет:
– Посмотрите, что изображено? (картинка с фотоальбомом).
– Как вы думаете, для чего фотоальбом? Что в нем хранится? (Фотографии)
Слайд 1: фотографии с видами Белгорода.
– Посмотрите, какие фотографии в нашем альбоме. Вам знакомы эти места? Что на них вы видите? (Ответы детей).
– Правильно, на этих фотографиях изображен наш родной город – Белгород. Белгород – старинный город, ему тысяча лет!
– Как вы думаете, 1000 лет – это много или мало? (Много) Вы, уже догадались, о чем пойдет речь? (О нашем родном городе Белгороде). Ребята, а почему мы его называем родным городом? (Мы здесь родились и живем, это наша Малая родина).
-Мы разгадали секрет, можно дальше разматывать клубок?
– Повторяем слова вместе со мной:
«Катись, катись клубок
Через север, через юг.
Только сильно не спеши,
Нам секрет свой покажи». (дети разматывают нить)
-А вот еще секрет нашего клубка. (картинка с изображением салюта).
Слайд 2: салют над Белгородом.
Воспитатель: ничего не пойму, для чего изображен салют на картинке? Как это связанно с нашим городом? (Ответы детей).
Воспитатель: 5 августа 1943 года, в этот день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось название «город первого салюта».
А еще нашему городу присвоено звание «город Воинской Славы» за стойкость и мужество Белгородцев в годы Великой Отечественной войны, за победу в танковом сражении на Курской огненной дуге. (Слайд 3).
– Продолжаем разматывать наш клубок?
– Повторяем волшебные слова:
«Катись, катись клубок
Через север, через юг.
Только сильно не спеши,
Нам секрет свой покажи».
-Смотрите, какой секрет скрывает клубок. (картинка с изображением чемодана).
Слайд 4: чемодан.
– Странно, не могу понять: при чём чемодан? Возможно, нам предстоит путешествие или к нам едут гости? (Могут приехать туристы, посмотреть достопримечательности нашего города).
Раздается стук в дверь.
– Кто бы это мог быть? (Воспитатель предлагает кому-то из детей открыть дверь).
Слайд 5: Англия. Лондон
(Входит гостья МиссМолли, говорит на английском языке, воспитатель переводит на русский язык. Дети отвечают на русском языке или английском (кто знает)).
– Hello boys and girls! (Здравствуйте мальчики и девочки)!
– I am glad to see you! (Я рада Вас видеть)!
– Let me introduce myself. (Разрешите представиться).
– My name is Miss Molly. (Меня зовут мисс Молли).
– Tell me, please, what is your name? (Скажите мне, пожалуйста, как Вас зовут)? (Ответы детей)
– I am from Great Britain. (Я из Великобритании).
– I live in London in Baker Street. (Я живу в Лондоне на улице Беккер).
– Tell me, please, what street do you live? (Скажите мне, пожалуйста, на какой улице Вы живете)? (ответы детей).
– There are many places to visit in London, for example, the Big Ben, The Tower of London, Trafalgar Square, The London Eye.
(В Лондоне много мест, которые можно посетить, например, Биг Бэн, Лондонский Тауэр, Трафальгарская площадь, Лондонский глаз (колесо обозрения). (Слайд 6).
What sights of Belgorod do you like? (Какие места в Белгороде Вам нравятся)? (ответы детей)
What would you recommend me to visit? (Что бы хотели порекомендовать мне посетить)? (ответы детей).
(Гостья прощается с детьми, уходит смотреть достопримечательности города).
– Пока наша гостья будет смотреть достопримечательности нашего города, мы с вами поиграем. А играть мы будем в шуточную игру Белгородской области, называется игра «Как у дяди Трифона» (детская игра) с. Мальцевка Корочанского района.
Выбирается ведущий. Играющие становятся в круг, ведущий – в центре.
Играющие двигаются по кругу с песней:
Как у дяди Трифона
Было семеро детей.
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели.
Разом делали вот так.
На словах: «Они не пили, не ели», – все начинают хлопать в ладоши. После
окончания песни ведущий показывает какое-либо движение, которое все
должны повторить. (Игра повторяется 2-3 раза).
– Мы с вами поиграли, посмотрим какие еще секреты остались у нашего клубка. Не забыли волшебные слова? Повторяем вместе:
«Катись, катись клубок
Через север, через юг.
Только сильно не спеши,
Нам секрет свой покажи».
– Ребята посмотрите. Вот и следующий секрет. (картинка меловой горы).
– Что общего между меловой горой и нашим городом? (Был основан и построен на меловой горе).
Слайд 7: меловая гора (раздается голос хозяйки меловой горы: «Я услышала, что вы разговариваете о моих богатствах, и прошу вас рассказать, о свойствах мела»).
– Как вы думаете, мы сможем это сделать? А каким образом?(Чтобы узнать, что-то новое, нужно провести опыты или эксперименты).
– Ребята, что вы знаете про мел? (ответы детей)
– Мел можно назвать визитной карточкой Белгорода.
– Возьмите мел в руки и внимательно его рассмотрите, Какого он цвета? (дети отвечают индивидуально и полным предложением)
– А какой он? Твердый или мягкий?
– Давайте попробуем провести черту мелом на картоне
– Мел оставляет след – значит, мел какой? (хрупкий)
– Ребята, а мел тяжелый или лёгкий?
– Как мы сможем проверить? (Опыт (тонет – не тонет)).
– Мел опустился на дно стакана, это о чем говорит? (он тяжелый)
– А теперь возьмите ложечки и размешайте воду в стакане, что произошло? (она помутнела немного)
– Мел растворился в воде? (мел растворяется медленно).
Раздается голос хозяйки меловой горы: «Спасибо вам ребята, за ваши ответы».
– Разгадали мы с вами и этот секрет клубка, посмотрим, что еще он скрывает от нас? (Да).
-Вспоминаем волшебные слова и повторяем вместе:
«Катись, катись клубок
Через север, через юг.
Только сильно не спеши,
Нам секрет свой покажи».
-Вот и еще один секрет клубка. (картинка лес).
Слайд 8: животные и птицы лесов Белгородчины.
Воспитатель: у нас в лесах Белгородской области водится много животных, обитают птицы. И сейчас мы проверим, знаете ли вы кто живет в наших лесах, какие птицы обитают. Для этого нам нужно разделится на две команды, первая команда должна определить животных нашего края, вторая – птиц. ( Дети подходят к столам, у них на столе разложены картинки с животными и птицами, дети определяют).
-Молодцы, вы настоящие знатоки природы родного края. Но у нас еще не весь клубок размотан. Продолжаем?
– Повторяем волшебные слова:
«Катись, катись клубок
Через север, через юг.
Только сильно не спеши,
Нам секрет свой покажи».
– Дети разматывают клубок, находят секрет. (картинка орех. )
Слайд 9: орехи.
– Для чего орех, кто поможет раскрыть этот секрет? Что можно делать с орехами? (Ответы детей).
-Давным-давно у нас на Белгородчине росло много орешника и в старину дети, и взрослые любили играть с орехами. Хотите поиграть?
Подвижная игра «Орех»:
Дети встают в большой круг, вокруг маленького круга. Берут из мешочка по 1 ореху. Остальные орехи горкой выкладываем в маленьком кругу. Нужно выбить орехи из круга. Все орехи, которые вылетят за круг, ребенок забирает себе, а те орехи, которые не выбились, останутся в кругу. И так бросают орехи все ребята по очереди. В конце игры подсчитываем, у кого больше орехов окажется.
– Но у нас остался еще клубок с секретами и нам нужно посмотреть, все ли мы с вами раскрыли секреты нашего клубка.
«Катись, катись клубок
Через север, через юг.
Только сильно не спеши,
Нам секрет свой покажи».
– Ребята, здесь еще один секрет. (картинка цветные мелки).
А для чего они мы с вами узнаем, когда вы ответите на вопросы. Согласны?
– Дети, вы любите наш город Белгород?
– Родной нам наш город?
– Красивый у нас город?
– Что нужно делать, чтоб наш город оставался красивым, чистым, белым? (Ответы детей).
– Ребята, пока мы с вами играли Хозяйка меловой горы приготовила для вас сюрприз.
– Прошу вас подойти к столу. Посмотрите, что здесь находится? (ответы детей).
– Изображение салюта (раскраски) и цветной мел – это символы нашего города.
– Давайте попробуем сделать открытку нашего города, на которой будет изображен символ города – салют!
(объясняет последовательность работы, дети выполняют задание: наносят клей на раскраску и посыпают сверху цветным, дробленым мелом, который нужно растереть пальцем).
– Давайте их сейчас поставим на выставку, пусть они подсохнут, и наши гости тоже на них посмотрят. А потом мы сложим их в посылку и отправим в Англию, Миссис Молли.
Рефлексивно-оценочный этап:
Слайд 10. Звуковое письмо.
Раздается сигнал звукового письма!
– «Дорогие ребята, вы разгадали все мои секреты»
– Ребята, давайте вспомним какие секреты скрывал от нас клубок? (ответы детей). Слайд 11. Схема секретов.
– Вспомнили достопримечательности города.
– Побывали в историческом прошлом нашего города.
– Познакомились и рассказали о нашем городе гостье Миссис Молли.
– Рассказали о свойствах мела Хозяйке меловой горы.
– Вспомнили животных и птиц Белгородского края.
– Научились играть в старинную игру «Орех».
– Создали открытки нашего города для гостьи.
(Звучит голос звукового письма: «В связи с этим вы получаете от меня дополнительный секрет-подарок, который находится в большой коробке»).
Воспитатель и дети подходят к большой коробке, открывают, достают подарки.