автор: Горбачевская Полина Игоревна
Учитель иностранных языков МАОУ гимназия 49 города Тюмени
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Горбачевская Полина Игоревна, (МАОУ гимназия 49 г.Тюмени)
В настоящее время существуют разнообразные способы и приемы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам. Персональный компьютер важен в методическом плане для самостоятельной работы обучающихся, при изучении материала и новых тем, и кроме того, для самопроверки приобретенных знаний и умений. Более того, компьютер позволяет воспроизводить разнообразные задания и делать это бесконечное множество раз, что позволяет добиваться верного ответа и дает возможность довести полученный навык до автоматизма [5].
Использование компьютера на уроках позволяет усовершенствовать урок и добавить фонетические, грамматические и лексические задания. Стоит отметить, что компьютерные программы содействуют массовому использованию наглядности и возможности учитывать способности каждого ученика в отдельности. В свою очередь, представляется возможным увеличить объем предлагаемого материала, благодаря добавлению различных видов упражнений.
Что представляют собой информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)? В различных словарях данное определение звучит по-разному и вот одно из них: «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».
Основными принципами использования ИКТ являются индивидуальный подход к каждому ученику или студенту, повышение мотивации к обучению и стимулирование учебного процесса, элементарность создания и использования, а также ориентация на интеграцию учебных предметов.
Как мы все знаем, информация, полученная в форме слуховых, зрительных и прочих образов, хранится в памяти человека. А это значит, что ИКТ нужно использовать в равной мере как и традиционными способами подачи материала, так как ученые считают, что представление материала в устной форме плохо запоминается, в то время как визуальная подача с одновременным разъяснением улучшает восприятие и целостность принимаемой информации.
ИКТ в обучении иностранным языкам выполняют мотивационную, дидактико-практическую, контрольно-оценочную, развивающую и воспитательную функции.
Мотивационная функция. Для того, чтобы создать мотивационную среду обучения возможно использование таких средств, как информационно-коммуникационные технологии. Инновационность ИКТ и их возможности помогают спроектировать разнообразное занятие и сделать его незабываемым. Компьютерные программы позволяют сделать акцент на определенной теме изучения или на конкретном языковом аспекте и побудить учащихся на познавательную деятельность.
Дидактико-практическая функция дает возможность применения ИКТ в обучении иностранным языкам для демонстрирования материала урока, в качестве специальных дидактических программ, которые подходят именно в конкретный урок и могут использоваться в процессе самостоятельной подготовки, то есть для самоконтроля. Информационно-коммуникационные технологии имеют влияние на формирование различных структурных компонентов коммуникативной компетенции обучающихся.
Контрольно-оценочная функция. ИКТ могут быть средством реализации контроля в обучении иностранным языкам, что является возможностью оценки студентов и учеников во время урока – тесты, презентации, контрольные работы, и способом самоконтроля обучающегося – например, обучающие программы-тренажеры.
Развивающая функция. В контексте данной функции находится не только развитие навыков и умений иноязычной коммуникативной деятельности, но и улучшение психических процессов – логики, внимания, мышления и прочее. В этом случае всё зависит от информационно-коммуникационного дидактического продукта и способов его применения.
Воспитательная функция. Информационно-коммуникационные технологии оказывают положительное влияние в реализации воспитательного потенциала такого учебного предмета как иностранный язык. При изучении какой-либо конкретной темы информационно-коммуникационные технологии позволяют наглядно представить различные трудности в изучаемой теме, обратить на них особое внимание, а значит воздействовать на формирование личностных качеств каждого школьника и студента [4].
ИКТ также обладает следующими дидактическими возможностями:
- организация разнообразных коллективных исследовательских работ студентов и учеников (проектный метод, работа в малых группах и пр.);
- организация быстрых консультаций обучающихся из центров дистанционного обучения;
- формирование у школьников и студентов коммуникативных навыков и умений и знаний культуры общения (то есть умение кратко, точно и четко формулировать свои мысли и излагать свое мнение, а также терпимо относится к мнению других, спокойно, но аргументированно отстаивать свою точку зрения, а главное – уметь слушать и слышать своего собеседника);
- формирование умения получать разного рода информацию из разных источников, обрабатывать ее и изменять при помощи компьютерных программ.
Успешность и эффективность применения ИКТ в педагогической деятельности общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель:
- в полном объеме мотивирован на применение ИКТ;
- обладает широким кругозором и интересуется различными областями;
- хорошо оперирует различными программными средствами и приемами, как общего, так и ученого плана;
- может определить место ИКТ, его цели и задачи в методической системе преподавания иностранного языка.
Исходя из этого можно сделать вывод, что в данный момент одной из самых актуальных задач в системе непрерывного педагогического образования называют потребность создавать информационно-коммуникационную компетенцию учителя. Данная компетенция включает в себя:
- совокупность знаний, навыков и умений, которые формируются в ходе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям;
- способность выполнять педагогическую деятельность, используя ИКТ.
Информационно-коммуникационная компетенция педагога складывается из трех составляющих компонентов:
- знать;
- уметь пользоваться;
- уметь применять в учебной деятельности [1].
А.И. Гусева [2] считает, что главными и основными информационно-коммуникационными технологиями, применяемые в школе, в частности, и в учебном процессе, в общем, являются:
- офисные технологии, которые дают возможность приготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;
- сетевые технологии, которые производят доставку учебных материалов по локальной школьной или Интернет сети;
- телекоммуникационные технологии, которые организовывают взаимодействие между людьми в пределах электронной почты, конференций, форумов и чатов;
- огромный спектр специальных программ, которые обеспечивают документооборот в школе, контролируют разнообразные мероприятия и в принципе управляют образовательным заведением;
- средства разработки программных комплексов учебного назначения.
Главными задачами профессиональной подготовки педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий считаются:
- подготовка к методически компетентной организации и проведению учебных занятий в условиях обширного использования ИКТ в школе, высшем учебном заведении и т.д.;
- владение актуальными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении всевозможных уроков, в разнообразных видах воспитательной и учебной деятельности;
- обучение применению всех средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности человека, являющегося неотъемлемой частью сферы образования;
- обучение действенному применению компьютерных технологий в процессе обучения, а также работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;
- ознакомление со всеми допустимыми методами практической реализации обучения, которое направлено на формирование и воспитание личности школьника и студента в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, таких как система искусственного интеллекта, информационные системы, которые работают на основе вычислительной техники, предоставляющих автоматизацию ввода, обработки, накопления, передачи и быстрого и удобного управления информацией;
- совершенствования творческих способностей, которые непременно необходимы будущему преподавателю иностранных языков для последующего саморазвития, самообразования и самореализации в современных условиях, где стремительно развиваются и совершенствуются средства информационных и коммуникационных технологий.
По мнению А.И. Гусевой [2], главными типами уроков, во время которых применяются информационно-коммуникационные средства, являются:
- комбинированный урок
- урок – контроль и коррекция
- урок совершенствования знаний и умений
Как показывает практика, дидактические правильное и верное использование ИКТ в рамках учебного процесса позволяет обнаружить безграничные возможности и способы индивидуализировать, дифференцировать и разнообразить процесс обучения.
Информационно-коммуникационные технологии побуждают обучающихся находить доступ к нестандартным источникам информации. Более того, они повышают эффективность самостоятельной работы учеников и открывают много возможностей для раскрытия творческого потенциала детей, получения и закрепления знаний, умений и навыков, а также позволяют осуществлять кардинально новые методы и способы обучения.
Еще положительными факторами можно считать обеспечение развития у каждого ученика своей собственной образовательной траектории. При использовании информационно-коммуникационных средств изменяется образовательный процесс, который теперь ориентируется на развитие мышления и воображения, которые являются главными процессами, необходимыми для хорошего обучения. Кроме того, происходит действенная организация познавательной деятельности учеников.
Несмотря на все вышеперечисленное, существует ряд определенных недостатков ИКТ, на которые мы сейчас обратим внимание.
- Немногие преподаватели иностранных языков владеют хорошим уровнем компьютерной грамотности, чтобы создавать качественные, эффективные и необычные информационно-коммуникационные средства. Очевиден факт, что собственное обучающее средство оригинально и имеет свои плюсы, в отличие от разработок, которые можно найти на просторах Интернета, поскольку учитель создает лингводидактическое средство обучения специально для определенного класса, для определенного уровня обучения. Педагог знает как можно грамотно использовать данное средство и на сколько эффективным оно будет.
- Несмотря на большую заинтересованность педагога в использовании разнообразных средств обучения и умении работать с ИКТ, учителю иногда не хватает времени на создание информационно-коммуникационных продуктов, так как для качественных обучающих программ и технологий понадобится много сил и энергии. Даже при всём желании очень занятый преподаватель не сможет сконцентрироваться на одной лишь разработке и создании информационно-коммуникационных обучающих продуктов.
- B настоящее время нет всеобъемлющей методики использования ИКТ в обучении иностранным языкам. Вследствие чего преподавателю тяжело совместить конкретные информационно-коммуникационные средства и структуру занятия.
- Некоторые информационно-коммуникационные технологии слишком красочные или обладают большим количеством эффектов. Именно из-за этого у школьников и студентов может снизиться концентрация внимания – они будут обращать внимание не на учебный материал, а на рисунки и картинки.
- Не стоит забывать, что чрезмерное использование информационно-коммуникационных технологий может оказывать негативное влияние на здоровье как обучающихся, так и учителя. По данной причине, использование информационно-коммуникационных технологий должно быть продуманным и обоснованным.
Возможности и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам могут быть расширены, детализированы и конкретизированы. Применяя компьютерные технологии всегда необходимо сопоставлять их с традиционными средствами, следовать принципам методической целесообразности и обоснованности [3].
В последнее время ИКТ все более интенсивно используются в обучении иностранному языку в различных типах образовательных учреждений. ИКТ рассматривают как отдельное направление современной лингводидактики. ИКТ обладают полифункциональностью в обучении различным видам речевой деятельности и аспектам иноязычной речи.
Литература
- Бесперстова, И. В. Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий [Электронный ресурс]// festival.1september.ru: [web-сайт] / Учебные материалы. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/518568/
- Гусева А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие – М. 2006
- Дубаков, А. В. Достоинства и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]// cyberleninka.ru: : [web-сайт] / Учебные материалы. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dostoinstva-i-nedostatki-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannym-yazykam
- Дубаков, А. В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]// apriori-journal.ru: [web-сайт] / Учебные материалы. – Режим доступа:http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/id/412
- Козыро, А. К. Компьютерные программы как средство обучения русскому языку как иностранному [Текст] / А.К. Козыро – Минск. – 2014. – 96 с.
- Тетенева, Л. Мультимедийные компьютерные программы в формировании иноязычных фонетических навыков обучающихся средней общеобразовательной школы [Текст] / Л. Тетенева // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам : сб. науч. ст. / отв. ред. А.В. Дубаков ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2012. – С.126 – 129.