автор: Горбунова Галина Леонидовна
преподаватель истории и обществознания
филиал ГАПОУ «Боровичский медицинский колледж имени А. А. Кокорина» г. Старая Русса Новгородская область
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе колледжа на уроках истории и обществознания
Использование информационно-коммуникационных технологий
в образовательном процессе колледжа на уроках истории и обществознания
Горбунова Г. Л.
преподаватель истории и обществознания
филиала ГАПОУ «Боровичский медицинский колледж имени А. А. Кокорина»
г. Старая Русса Новгородская область
В своей деятельности я выделяю три основных формы работы с ИКТ:
применение информационных технологий на уроках обществознания и истории; применение информационных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся по преподаваемым мною предметам; применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). На протяжении нескольких лет я проводил уроки с использованием ИКТ разных типов. В результате пришел к выводу, что такие уроки можно разделить на несколько групп:
– уроки с использованием презентаций, подготовленные мною: в программе Power Point создаю презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность обучающимся в течение моей лекции сконцентрировать на них внимание. Лекция сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения обучающийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, я могу более подробно остановиться на определённых моментах. Кроме этого, активнее работает первая сигнальная система. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание обучающегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.
– уроки, на которых обучающиеся представляют свои проекты в форме презентаций – это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки. При подготовке презентации обучающийся должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, с моей помощью обучающийся в ходе подготовки презентации перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт. При создании каждого слайда обучающийся превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).Кроме того, что данный вид учебной деятельности формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у обучающихся логическое мышление. Однообразные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации у обучающихся приобретается опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку у обучающихся. Умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Часто такую работу предлагаю выполнять группам, поэтому обучающиеся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.
– уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий: на таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны, учебники имеют мультимедийные приложения, широко использую
электронную библиотеку «Просвещение»; энциклопедию «Вехи истории», учебный фильм «От Кремля до Рейхстага», учебные электронные издания по истории, учебные электронные издания по обществознанию. Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, исторические документы, тестовые задания.
– интегрированные уроки (история – информатика, обществознание-информатика и другие)- уроки, где работают совместно два учителя, это уроки прикладного характера, в ходе которых, в буквальном смысле, обучающиеся генерируют и обрабатывают информацию. Уроки продуктивные, т.к. результатом часто являются мини-проекты, а порой из таких мини-проектов создаются впоследствии научно-исследовательские работы. На таких занятиях с помощью учителя информатики более широко используются ИКТ-технологии, идет работа с разными приложениями (Microsoft Word, Power Point, Exсel). Такой тип урока, по моим наблюдениям, очень интересен всем обучающимся. Обучающиеся с удовольствием идут на подобные уроки, т.к. знают, что их ждет смена видов деятельности, совместное творчество, создание проектов. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, большой информативной емкостью материала.
Закономерности интегрированного урока заключаются в следующем:
– урок подчинен авторскому замыслу;
– этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;
– связанность структуры урока достигается последовательностью, но не исключена и параллельная связь (в первом случае достигается очередность действий, во втором – выполняются сопутствующие задания, отвечающие логически выстроенной цели).
– уроки с использованием Интернет-ресурсов: интернет можно рассматривать как часть информационно – коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. На уроках права и обществознания можно организую работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами). Можно организовать работу с сайтами образовательных материалов. Созданы и удобны для использования уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: cайт по истории Древней Месопотамии , сайт о Древнеримской цивилизации и Древнеегипетской цивилизации
На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в средних и старших классах. При изучении истории XX века можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции», на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движений.
Я применению ИКТ во внеклассной работе. Главными направлениями внеклассной работы являются: развитие исследовательской деятельности учащихся; выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации; распространение опыта творческой деятельности обучающихся; приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
Список литературы
- Демкин В.П., Можаева Г.В., Яковлева А.Г. Адаптивное обучение на основе информационных технологий // Труды Х Всероссийской научно-методической конференции. Т. 2. – С. 400 – 401.
- Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели проведения уроков с применением Интернет-технологий и мультимедиа средств // Открытое и дистанционное образование. – 2004. – № 3 (15). – С. 3 – 10.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 192 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Е.С. Полат – М.: Изд. Центр Академия, 272 с.
- Электронные образовательные информационные ресурсы (справочное издание для профессиональных учебных заведений) / Седякин В.П., Каптерев А.И., Шлыкова О.В; Под общей редакцией д.т.н., профессора Полякова А.А. – М.: Янус-К, 168 с.