Автор: Горбунова Елена Анатольевна
педагог дополнительного образования МОУ ДО «ЦРТ” “Созвездие»
Обобщение педагогического опыта на тему «Ментальная арифметика как инновационный метод развития познавательных способностей у младших школьников»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества «Созвездие»
Обобщение педагогического опыта на тему
«Ментальная арифметика как инновационный метод развития познавательных способностей у младших школьников»
Автор:
педагог дополнительного образования
Горбунова Елена Анатольевна
г. Надым, 2025
Дополнительное образование становится все более актуальным в современных условиях, особенно в контексте развития ментальной арифметики. Занятия по ментальной арифметике в группах младшего школьного возраста становятся важным инструментом для развития познавательных способностей детей. Эта статья обобщает опыт педагога в данной сфере, акцентируя внимание на значении таких занятий для развития познавательных процессов (памяти, скорость мышления, внимания и воображения и т. д). В объединении обучаются дети 7-10 лет. Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования «Ментальный арифметик» для детей младшего школьного возраста проходят в группах от 8 до 10 человек, два раза в неделю по два часа. Продолжительность одного академического часа составляет 40 минут, с перерывом в 10 минут. В объединении обучаются дети 7-10 лет.
Занятия направлены не только на отработку математических навыков, но и на развитие широкого спектра когнитивных способностей. Занятия существенно развивают память детей, постоянная практика счета на абакусе, как демонстрационном, так и индивидуальном, тренирует краткосрочную и долговременную память, позволяя детям удерживать в голове и манипулировать числовой информацией. А овладение техникой ментального счета способствует формированию логического и критического мышления. Занятия включают в себя решения логических задач, что улучшает аналитические способности и помогает детям научиться находить решения в нестандартных ситуациях. Применяемая на занятиях нейрогимнастика с кинезологическими упражнениями, способствует активизации различных зон головного мозга. Активное участие детей в этих упражнениях улучшает их концентрацию и устойчивость внимания, необходимые для успешной работы на абакусе. Развивается также воображение, так как дети учатся представлять числовую информацию в умственном пространстве, что влияет на способность к абстрактному и образному мышлению. Когда ребёнок работает двумя руками одновременно, например, считает на абакусе или рисует, это способствует одновременному развитию обоих полушарий головного мозга, что развивает как интеллектуальный, так и творческий потенциал ребенка. Левое полушарие отвечает за аналитические и логические функции, тогда как правое — за творческое мышление и интуицию. Занятия развивают гармоничную правополушарную и левополушарную активность, что способствует всестороннему развитию детей.
В процессе занятий ментальной арифметикой также развиваются эмоционально-волевые качества. У детей формируются:
– Самостоятельность — умение принимать решения и действовать без посторонней помощи.
– Настойчивость в достижении результата — способность преодолевать трудности и не сдаваться перед сложностями.
– Произвольная регуляция поведения — контроль над собственными действиями и эмоциями в процессе обучения.
– Уверенность в себе — развитие положительной самооценки и вера в собственные силы, необходимая для выполнения сложных задач.
Программа обучения по данной программе учитывает психофизические закономерности возрастного развития. Адекватность требований и нагрузок способствует оптимизации занятий и повышению их эффективности. Индивидуализация темпа работы позволяет переходить к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего.
На первом году обучения мы проходим только сложение и вычитание по разделам:
- « Просто»
- « Помощь Брата»
- « Помощь Друга»
- «Комбинированный метод»
Каждое занятие начинается с нейрогимнастики, что помогает детям подготовиться к работе, а также развивает мелкую моторику. В ходе уроков могут выполнятся следующие виды деятельности:
- Рисование двумя руками одновременно — для улучшения координации.
- Счет ментально — для тренировки воображения и памяти
- Изучение новой темы или отработка навыков предыдущей темы (счет на демонстрационном, индивидуальных абакусах, ментальной карте — для визуального восприятия чисел.
- Счет на онлайн-тренажерах — для усиления практических навыков.
- Решение примеров индивидуально (по карточкам) или под диктовку (способствует развитию слухового внимания и памяти).
- игры Brein Fitness — для развития зрительной памяти, внимания, воображения, координации движений, мышления, произвольности поведения, смекалки.
Решение примеров всегда чередуется с различными играми, направленными на развитие познавательных процессов, они могут быть интерактивными, настольными, подвижными, интеллектуальными и т.д.
В конце каждого занятия дается домашнее задание.
- Ежедневно по 5 минут уделять развитию моторики на абакусе, сначала правой рукой поднимать по одной косточке, а затем левой рукой поднимать, а затем опускать по одной косточке в каждом ряду, по две, по три, по четыре, и указательным пальчиком небесную косточку «5».
- Рисование обеими руками на чистых листах.
- Просмотр флэш-карт.
4.Счет с помощью тренажера 7-10 минут.
5.Счет ментально 7-10 минут.
Занятия по ментальной арифметике представляют собой важный элемент дополнительного образования, способствующий развитию познавательных способностей младших школьников. Они не только обучают детей базовым арифметическим навыкам, но и закладывают основу для успешной учебной деятельности в будущем. Эти занятия интегрируют в себе широкий спектр методов, обеспечивая всестороннее развитие детей в критически важном возрасте, когда происходит активное формирование когнитивных навыков и эмоционального интеллекта.